Апостол Павел и раннее христианство

За объяснением следует обратиться к истории. В течение тысячелетий еврейский народ сталкивался с враждебностью по отношению к его уникальным традициям этического монотеизма с его утонченной системой 613 законов и предписаний,  описывающих и определяющих надлежащее поведение. Иудаизм, как религиозная традиция, постоянно находился в противостоянии с окружающей культурной средой, т.к.  большую часть своей истории евреи жили либо под чужим владычиством на своей земле, либо как национальное меньшинство на чужой.

Многие формы антиеврейской враждебности существовали ещё в эпоху античности. Библия рассказывает о войнах и гонениях, которыми была полна история евреев в древности. В истории Исламского мира такая враждебность определяла периодические всплески насилия, которые однако перемежались с относительно спокойными периодами, в которые тем не менее евреям всё равно предписывалось положение второклассных подданных исламских правителей. Наложенный законом шариата «dhimmi»-статус и связанную с ним враждебность разделяли с евреями также и христиане.

Но антисемитизм не является обычной формой человеческой враждебности или даже ненависти к чужому, он не является так же рассизмом, как думают некоторые. Это уникальный, сложный, тысячелетний феномен, который немногие по-настоящему понимают.  Антисемитизм — это специфический продукт злобного «развода» между иудаизмом и Иисуссовым движением, которое, возникнув внутри иудаизма в первом столетии нашей эры,  эволюционировало в то, что мы знаем теперь, как христианство. Импульс антисемитизму дала теология — в этом его уникальность и сила.

Правда в том, что раннее христианство возникло и развивалась в течение почти трёх столетий в русле иудаизма, являсь одной из многих реформистских попыток, вызванных с одной стороны гонениями на иудеев со стороны римских властей, включающих  - при императоре Адриане — запрет на обрезание, с другой  эллинизацией еврейской диаспоры, которая хотела упрощения законов и предписаний Торы, которые мешали адаптации и процветанию в мультикультурной среде римского мира, и наконец тяготами жизни беднейших слоёв населения Иудеи, которые с регулярностью порождали «пришествие» всё новых и новых мессий, одним из которых и был Иисус из Назарета.

Чтобы разобраться, как в  воображении средневекового насквозь религиозного общества Европы возник характер так называемого еврея, этой фикции, порождённой христианской теологией и преумноженной европейской мифологией, произрастающей из того же источника, надо обратиться к истории раннего христианства и к одной из самых главных фигур его — апостолу Павлу.

В фигуре  Павла заключается самая сердцевина загадки христианства, которое за триста лет прошло путь от еретического учения крошечной группы иудейских проповедников до мировой религии. Апостол Павел, возвёл историю трагической гибели на кресте одного из проповедников справедливости и любви к ближнему в религиозную систему искупления и  спасения,  которая привела к крушению весь античный образ жизни и саму античную цивилизацию. Именно он отказал  иудеям в их богоизбранности, изменив их статус на прямо противоположный — богоубийц, не позволяющих человечеству припасть к живительному источнику истинной веры в единого Бога Торы.

Вначале Павел, как и другие апостолы и первые отцы церкви,  начал  проповедовать учение Иисуса в иудейских общинах римского мира.  И всюду — в Антиохии, Атталии, Тесалониках, Филиппии, Коринфе или Афинах он находил приют и пропитание в синагогах и там же начинал  свои проповеди. И только не найдя искомого понимания среди правоверных иудеев, ученых и толкователей Торы, он начал обращаться, а потом и широко проповедовать новое учение среди сочувствующих «язычников».

Последних очень привлекали многие этические аспекты иудаизма и его философская глубина, но строгие законы Торы и особенно обязательный обряд обрезания делали принятие иудаизма для них проблематичным. И тогда Павел стал открыто игнорировать законы Торы. Поэтому ряды поборников нового учения стали быстро прирастать за счёт неиудейского населения Римской империи. Однако среди других отцов новой Церкви и их ближайшего окружения подобная практика Павла не встретила  понимания. Они всё ещё считали себя правоверными иудеями, вели свои собрания, проповеди и дискуссии в Храме Соломона или синагогах других городов Римского мира.

С прямым осуждением практики общей с язычниками трапезы и упразднения строгих предписаний Закона выступил апостол Иаков, после споров и совещаний его поддержала иерусалимская христианская община. Апостол Павел был вызван для объяснений. Была сделана попытка примирения иудео-христианства с главным течением иудаизма. Но последняя не удалась. Напротив, отношение поборников ортодоксальной иудейской веры, как в лице саддукеев, так и фарисеев, становилось всё более ожесточенным и заканчивалось иногда для христиан смертельным исходом. (Например в 36 г н.э. Иерусалимский епископ Стефан был побит камнями. История жизни самого Павла пестрит эпизодами избиений, арестов и тюремных заключений.)

Еретики не пользуются популярностью ни в какой религии, но галилеяне, как  называли христиан в начале первого столетия нашей эры, не просто уклонились от тех или иных догматов основного русла религии, они оспорили и лишили верующих иудеев их уникальной роли избранного Господом народа, его рупора и проводника мессианской идеи. Поэтому ожесточенность гонений по отношению к христианам была связана с тем, что впервые в истории иудаизма догматы его веры в единого Бога, его идеи, этические нормы и всю картину мира не оспаривали или высмеивали, как это неоднократно происходило при столкновении с культурами и верованиями античного мира, а украли.

16 000 км прошел в своих путешествиях Апостол Павел. Нищие и калеки окружали его. Его выгоняли из синагог, побивали камнями и отдавали в руки римских властей, как нарушителя общественного порядка. Его миссинерство описано в 13 письмах и посланиях. Как показывают последние археологические изыскания, его послания, а не Евангелия были первыми христианскими текстами, 7 из 13-ти действительно принадлежат его перу. И уже в них начинает звучать нота ненависти к соплеменникам, которая всё более и  более усиливается в позднейших христианских текстах. Например в Еванглии от Матфея («самопроклятие» евреев при распятии Христа - «Его кровь падёт на головы наши и наших детей») и Еванглии от Иоанна, в котором в уста самого Иисуса вкладываются слова проклятия евреев, как детей самого Сатаны.

Как в современной Екзегезе (теологической трактовке библейских текстов), так и во многих исторических исследованиях,  тексты Нового завета, в которых звучат антисемитские ноты, часто рассматриваются как часть процесса профилирования иудео-христианских общин, отделения их от других современных им течений иудаизма. По мнению некоторых современных библеистов радикальные антисемитские формулировки в ранних иудео-христианских текстах были не более, чем попыткой  меньшинства выделить себя из основного религиозного потока своего собственного народа и быть услышанными. Это может быть правдой, но как бы то ни было,  в позднейшее время, христианство, ставшее государственной религией, черпало ненависть и антисемитские предрассудки  именно из этого источника.

Именно факту, что христианство распространялось евреями в уже существовавших по всей территории Римской империи  общинах диаспоры, обязано учение Христа той удивительной быстроте, с которой оно завоевало мир. Немецкий исследователь античности Winkelmann пишет о поражающей воображение экспансии. К моменту распятия, насколько это известно, группа последователей Иисуса насчитывала не более 120 последователей. Поначалу в античных текстах только мелькают свидетельства  о «боящемся дневного света», «немом в общественной жизни», «прячущемся по углам тайном сообществе».

Но немота и светобоязнь скоро ушли в прошлое. Христианская секта быстро пустила новые побеги: из Антиохиии и Рима - в Эфес и Александрию. Вскоре появились её последователи в Лионе и Кёльне. В катакомбах и подземельях многих городов Римской империи закипели страсти этических дискуссий. А уже в 312 году н.э. верование захватило в свои тенета главу государства: Император Константин, украшенный лавровым венком хозяина Палатинского дворца, предоставил когда-то нищей  церкви Иисуса все деньги империи. Его религизным рвением были возведены предшественник нынешнего собора Св. Петра в Риме и Айа-София в Константинополе.


Рецензии
На одном дыхании читается, Вита - вроде и знал что-то,
но обрывочно, а тут все становится с головы на ноги!

Александр Скрыпник   22.01.2013 22:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша. Я ведь для себя самой попыталась разобраться. А потом решила поделиться тем, что выяснила. Рада, если эта попытка поможет или просто вызовет интерес к вопросу.

Виктория Миллиан   23.01.2013 17:50   Заявить о нарушении