Русский сувенир. Неоцененный фильм

Фильм "Русский сувенир" 1960г., Г.Александрова.

С самого начала фильм не был до конца оценен. В принципе, начавшаяся хрущевская оттепель, появление новых имен, новых идей, нового кино, впоследствии ставшего золотым фондом советского кинематографа 1960-1980гг объясняет "провальность" фильма. Но, лично мне, не понятна позиция современных комментаторов, навешывающих ярлыки на создателей фильма. Да, фильм далеко не шедевр, проаганды в нем больше чем "Живой материи", определенной художественной ценности, но по сравнению с другими картинам, напичканых советской идеологией 30-50-х годов прошлого века, фильм достаточно интересно смотреть.

По крайней мере, начало фильма состоит из фраз, которые смело можно назвать афоризмами, напоминающие тонкий английский юмор: "Очевидно, мы пробили "железный занавес"", "Рука Москвы, сэр!" или "Не люблю двух слов: пропаганда и Сибирь". Я думаю, эту манеру, вплетать в фильмы множество афористичных фраз, перенял великий Гайдай (точная цитата-пародия, к примеру: "храните деньги в сберегательной кассе", - из "Русского сувенира"), который, в отличие от Александрова, пытался идеологический момент свести к минимуму. На мой взгляд, в этом и состоит преемственность, суть преемственности в кинематографе. Когда творил Александров и был на пике популярности, мугщественности, без идеологической подоплеки ни один фильм не мог быть допущен к производству. Когда же творил Гайдай, наступила т.н. "оттепель" и не нужно было рьяно показывать социализм, о том, что у нас все замечательно.

В процессе просмотра "Русского сувенира" у меня не появлялось желание выключить фильм, переключив телевизор на другой канал (фильм мною смотрелся и раньше), он был сделан достаточно талантливо и,как бы сейчас сказали, креативно: комбинированные съемки, перевозка туристов в Чайке с помощью ковша экскаватора и т.д. В то же время фильм достаточно наивен и примитивен, нашпигованный идеологией. Но эту идеологию оправдывает очень светлый и положительный момент: в фильме показывались реальные стройки ("вот как русские не любят работать"), реальные панорамы природы...Что сибирская тайга, это не тот медвежий угол, времен царского правительства, занесенный в справочник, по которому ориентируется британский богослов-философ,  под конец фильма отдающий книженцию в музей.

Фильм не заслуживает участи быть похороненным на кинополке.


Рецензии