Часть I Тайна Царственной Дамы - Глава 3

 - А знаете почему данная улица, на переходе через которую мы дожидаемся позволения пройти у зелёного человечка, называется Большой Ордынкой? - уже наперёд зная ответ спросил своих друзей Влад.
Глядя на табличку с указанием улицы, украшавшую фасад здания через дорогу, справа от переулка, Третьяков не задумываясь ответил.
 - Наверное, эта улица связана с Золотой Ордой как то, может дорога туда вела?
 - Любопытно, но ты угадал одну из теорий насчёт этой улицы, на самом деле о возникновении названия было высказано несколько версий, кто то утверждал, что тут была дорога в Орду и тут же останавливались ханские послы, но правильной является та, что тут жили ордынцы – тяглые люди, главной обязанностью которых являлась перевозка и отправка собранной с русских княжеств дани боссам в Орду, - ловя моменты своего маленького звёздного часа ответил Девитт.
 - И как я раньше без этого жила, - улыбнулась Каретина, оказавшись уже в переулке, - а вы уверены, что не возникнет лишних вопросов, когда мы будем сравнивать в музее картины, так сказать, в живую?
 -  Посмотрим по обстановке, надеюсь, рядом не будет этих вечно любопытных старушек, которые работают соглядатаями в музеях, - сжимая ладонью рукоять футляра с портретом, из за которого весь сыр бор, выдал Третьяков.
 - Но старушки то ладно, а там же в музее камеры расположены по всему периметру залов, и ты думаешь, у охраны не возникнет к нам вопросов, когда мы будем вытаскивать картину из футляра и сравнивать с оригиналом, висящим на стене? - выразил свои опасения Девитт и тут же
добавил, - но к счастью я предусмотрел запасной план, сфотографировав Катину картину вплотную и переписав фотку в мой нетбук, который в этот раз положил в свой саквояж, - и он чуть приподнял в руке свою чёрную кожаную сумку.
 - Всегда знала, что ты настоящий жучара, - улыбнувшись произнесла Каретина.
Так, обсуждая детали предстоящего посещения музея они дошли до конца переулка, повернули за угол дома и слева от него показался комплекс зданий Третьяковской галереи со знаменитым Васнецовским фасадом, пристроенным в 1904 году и являющимся визитной карточкой этой столичной достопримечательности.
 - Да уж, всю жизнь живу в Москве, но никогда тут не был, - поделился своими мыслями Дмитрий проходя через ворота, ведущие во двор здания.
 - Если честно, то у меня такая же ситуация, кстати, табличка гласит, что нам вот в эту дверь, - сказал Влад и отворил дверь центрального входа. В небольшом коридоре располагался пост охраны с аркой металлодетектора, через который друзья проследовали один за другим, по очереди демонстрируя охраннику содержимое своих сумок. Спустившись вниз по лестнице перед ними предстало просторное помещение фойе с большой гардеробной, кассами и кожаными скамейками между колонн, где можно было посидеть и снять с себя верхнюю одежду. К одной из таких скамеек друзья и направились.
 - Нам надо разделиться, мы с Димой сдадим вещи в гардероб, а ты купи билеты, - скомандовала Катя.
 - Правда нам некуда спешить, поэтому давайте я сам сдам своё пальто в гардероб, но перчатки и шарф за сто баксов я предварительно положу в сумку, - скорчив губы в виде улыбки ответил на предложение Влад.
 - Про шарф он не шутит, за оный действительно было уплочено сто американских рублей, - уточнил  Дмитрий передавая свою куртку гардеробщице и затем убирая в карман джинсов жетон.
После покупки билетов вся компания проследовала ко входу к началу экспозиции, где по пути их встретил отдел контролирования со своим столиком для учёта правильности прохода посетителей.
 - Билетики пожалуйста, - обратилась к друзьям женщина пост бальзаковского возраста.
 - Пожалуйста, а наклейку о том, что я могу фотографировать куда лучше поместить? - передавая билеты обратился к ней Девитт.
 - Наклейку на видное место, приятного осмотра экспозиции, - отрывая корешки ответила женщина. Для Кати и Димы контролёр с тщательностью повторила ту же операцию.
Чуть поодаль зелёная табличка на русском и английском языке указывала на вход к ценным экспонатам Третьяковской галереи куда друзья и проследовали.
 - О, знакомые картины, Каравак Луи, Гроот и Антропов, который был учеником Каравака Луи, - увидев произведения в первом зале радостно произнёс Девитт.
Да, но пока нашего портрета я не вижу, наверное дальше по коридору, - чуть прищурив глаза добавила Каретина и ребята направились дальше, бегло осматривая попадавшиеся произведения и пробираясь сквозь толпу китайских туристов.
 - Она огромная, на пол стены, - оказавшись перед нужным экспонатом воскликнул Третьяков.
 - Ты прав, наш экземпляр меньше раза в два, но это не мешает сравнить систему мазков и почерк художника, есть вероятность, что Рокотов писал репродукции к портрету, который перед нами, - произнёс Девитт, достал из своей чёрной сумки нетбук, тут же включил его и стал дожидаться полной загрузки системы.
 - Ребят, мне тут с работы позвонили, надо срочно заехать, справитесь без меня? - убирая в карман сотовый телефон спросила Каретина.
 - Ну ты нам оставь картину, мы потом после Третьяковки ещё кое куда заедем с ней, - ответил Девитт, указывая на футляр, который держал Третьяков.
 - Конечно, занимайтесь, потом чуть позже созвонимся о результатах.
 - Договорились, тогда до звонка, - Девитт поцеловал в щёку Катю, тоже самое сделал Дмитрий и она направилась быстрыми шагами к выходу.
 - Что можно делать на работе в воскресенье? - вопросительно произнёс Третьяков.
 - Издержки профессии бухгалтера, хорошо, что меня не затащишь в выходные дни ни на какую работу, выходной есть выходной, - сказал Девитт и дождавшись загрузки системы своего маленького компьютера открыл нужную фотографию картины. Он ещё некоторое время присматривался к изображению на мониторе сравнивая с портретом, висящим перед ним и вдруг объявил.
 - Мне кажется, что Катину Екатерину Вторую написал не Рокотов, а какой то другой художник, мазки не совпадают да и стиль немного другой, как будто репродукция делалась с этой картины, но стиль у художника был свой, но не беда, например портрет императрицы Анны Иоанновны, выполненный неизвестным мастером XVIII века по работе Каравака Луи оценивался на немецком аукционе в шестьдесят тысяч евро, поэтому если мы определим, что картина того периода, то всё будет в ажуре.
 - О, неплохо, но как мы определим период картины? - удивлённо спросил своего друга Третьяков.
 - Несмотря на то, что сегодня воскресенье и Аукционный Дом Гелос не работает и вся ситуация подсказывает нам перенести экспертизу картины минимум на завтра, - Девитт посмотрел на часы и продолжил, - но у меня есть знакомый, который нам может помочь, предлагаю ему позвонить на улице, поэтому поторопимся.
Влад быстро упаковал свой компьютер в сумку и они поспешили покинуть пределы Третьяковской галереи. Уже на улице он достал свой мобильный и нашёл в быстром наборе нужный номер телефона.
 - Алло, Серж?
 - Да, а кто спрашивает? - спросил громкий басовитый голос из трубки так, что Влад аж вздрогнул.
 - Привет, это Влад Девитт, ты сегодня где?
 - В Аукционном Доме, а что хотел?
 - У меня есть картина, которую нужно проверить.
 - Живопись это всегда хорошо, ну привози тогда, о цене договоримся на месте.
 -  Понял, через час будем у тебя, тогда как окажемся у двери ещё раз наберу.
 - Естественно, тогда до встречи, - рявкнул басовитый голос и отключился.
 - Нут вот, поехали на Динамо, там Аукционный Дом находится, Серж нам поможет определить возраст картины.
 - За деньги естественно, а сколько ты взял с собой? - обеспокоено спросил Третьяков своего друга.
 - За деньги не волнуйся, ещё посидеть где-нибудь хватит, - заверил его Девитт и они быстрым шагом направились к метро. 
Примерно через полчаса ребята уже шагали по аллее среди опавшей листвы и голых веток 1-го Боткинского проезда кое где обходя осенние лужи. Дмитрий поглядывая по сторонам произнёс.
 - Слушай, а я знаю это место, мы же в прошлом году ходили летом на концерт группы "Твистед Систер", которая выступала в вон том клубе через дорогу.
 - И то верно, но в следующий раз собираясь на подобное мероприятие я лучше прикуплю билеты для ВИП мест, чтобы не толкаться среди потной толпы и пьяных отморозков, билеты конечно дороже, но ощущения от выступления группы лучше, - ответил Влад, показал жестом, что надо перейти дорогу и вскоре они оказались на противоположной стороне улицы, где в десяти метрах показался знакомый фасад Аукционного Дома. Девитт достал телефон из кармана джинсов и набрал номер Сержа.
 - Привет, ещё раз, мы на месте.
 - Хорошо, подождите пять минут, я сообщу охраннику, чтобы открыл вам, - послышался басовитый голос.
Когда ребята уже стояли перед входом, защёлкал замок, коричневая дверь со скрипом открылась и в проходе появилась плотная фигура охранника в синей форме.
 - Вы Влад Девитт?
 - Да, я к Сержу, - ответил Влад.
 - Проходите, он у себя,  - рявкнул охранник и уселся за ресепшн дальше смотреть телевизор.
Третьяков зашёл в вестибюль следом за своим другом и с любопытством оглядел помещение представляющее из себя комнатушку с низкими потолками и стенами обитыми светлым материалом под дерево.
 - Нам на лево, осторожно не споткнись, тут ступеньки, - указывая на последние полушёпотом сказал Девитт. Он вошёл в коридор и постучал в прозрачную пластиковую дверь справа. Через некоторое время её открыл низенький пожилой мужчина лет пятидесяти в кругленьких очёчках с аристократической бородкой и хитро улыбаясь жестом пригласил друзей внутрь своего кабинета, который был заставлен старинной мебелью со стопками антикварных книг и прочих реликвий.
 - Ну, показывай, что принёс? - радостно потирая ладони спросил он.
Влад взял у Дмитрия футляр с картиной и передал Сержу, последний же, с проворством специалиста извлёк из него портрет, завёрнутый в рулон. Закрыв глаза он провёл по поверхности полотна своими тоненькими  пальцами, тестируя на ощупь качество и состояние холста и затем аккуратно развернул его.
 - На вид вроде не подделка, кисти точно не Рокотова, стиль немного другой, а какого он периода нам скажет точно рентген, я тут пока позанимаюсь с вашим портретом, а вы можете угоститься кофейком из автомата в углу - проговорил Серж басом и направился быстрым шагом за шкаф в другую половину кабинета.
 - Ух ты, Аукционный Дом купил кофейный автомат, круто, - Девитт нашёл глазами кофейный автомат и с ухмылкой направился к нему в надежде испить дармового бодрящего напитка. Он нажал на кнопку с надписью "экспрессо", кофейный автомат затрясся и выдал в нижнем отделении серый бумажный стаканчик с горячим напитком к которому Влад сразу же прильнул, отпив несколько глоточков он скривил рот и полушёпотом поделился с Дмитрием ощущениями.
 - Ээээу, это не кофе, а жидкость тёмного цвета со вкусом обезьяньей мочи.
 - Ты пробовал на вкус мочу обезьяны? - с хитрой улыбкой подколол его Третьяков и тут же добавил, - впрочем, ничего другого от дешёвого кофейного аппарата и не ожидал, нормальное кофе готовится из Колумбийского молотого.
 - Ребят, тут под слоем краски кое что есть, какие то цифры, - громко вскликнул Серж и Дмитрий с Владом быстро поспешили посмотреть на результат анализа. На рентгеновском снимке отчётливо виднелась последовательность цифр, чередующихся с тире, где каждая группа цифр обозначенная римской цифрой шла строго под предыдущей столбиком. А под шифром располагалась надпись " la pratique d'un architecte".

I 62.22.5-62.24.4-62.26.1-62.27.9
-67.21.28-67.22.4-67.23.8
IV V 55.61.89.1.11-37.68.93.1.7

- Эээ, какая странная надпись всё же, на шифр смахивает, никогда ничего подобного не видел, - почесав затылок признался Серж
- Верно, а что с возрастом картины? - спросил Девитт.
- Художника сразу выдать не смогу, но так как хорошо виден свинец, который содержится в белилах, то с точностью можно констатировать факт о создании портрета до девятнадцатого века так как свинец применялся при изготовлении белил именно до этого периода, а потом уже пошёл цинк и титан в двадцатом веке, - немного запнувшись Серж добавил, - может вы мне её оставите на недельку, подробно посмотрю портретик ваш.
 - Дело в том, что картина не наша, надо отнести хозяйке, так сколько с меня денег за твои труды и время?
 - Ну как хотите, дело ваше, давай пятьсот рублей и по рукам.
 - Я дам тысячу, если мне ещё перепадёт рентгеновский снимок.
 - Полторы, там же шифр и всё такое, - улыбнувшись рявкнул Серж.
 - Ну, давай, полторы так полторы, - удовлетворённо сторговался Влад, достал две купюры из кожаного кошелька и передал в тонкие ладони Сержа. Последний же бережно завернул портрет обратно в рулон, поместил в футляр и передал Третьякову.
 - Не будем тебя отвлекать от дел, да и нам пора, - произнёс Влад, пожав ладонь Сержа, тоже самое сделал Дмитрий и друзья вышли из кабинета, за которыми Серж закрыл дверь и сел обратно за свой рабочий стол.
Оказавшись на улице и зашагав в направлении станции метро Третьяков сразу же обратился к Девитту с вопросом.
 - Ну как, что будем делать с шифром, есть какие то мысли по поводу, где искать ключ к нему?
 - Вообще то, да, поэтому мы так спешно и удалились из кабинета этого старого жука, - улыбнулся Влад и продолжил, - ты думал он из самых благородных побуждений предложил оставить портрет у себя якобы из за исследований, он тоже заинтересовался шифром.
 - А почему он тогда отдал рентгеновский снимок, хоть и за деньги?
 - У него есть электронная копия, но я уже знаю где нам искать разгадку, шифр мы сможем прочитать в книге "Практика Архитектуры", так как на неё указывает надпись "практика архитектора" в конце шифра и к нашему счастью такой экземпляр книги у меня есть дома.
 - Тогда к тебе домой?
 - Можно, но сначала завезём Кате её картину, про шифр ей ни слова, хорошо?
 - Согласен, - подтвердил Дмитрий и они спустились в подземный переход под Ленинградским шоссе.


Рецензии