Феномен Руси

Константин Пензев
Феномен Руси, или народ, которого не было

 Т. А. Габуев полагает следующее: "Как часто случалось в истории, люди в трудную минуту обращаются к героическому прошлому своих предков. По всей видимости, именно этноним "аrуаnа", т. е. "ариец", бывший в древности общим для всех ираноязычных народов, стал наиболее популярен у кангюйцев и был воспринят если не всеми, то, во всяком случае, значительной их частью. Причем воспринят он был не в древней фонетической форме - аrуаnа, а в новой - alana. Лингвистическая закономерность перехода "г" в "l" в двух этих словах была убедительно доказана В. И. Абаевым[338]. Следовательно, в интересующее нас время и у интересующих нас народов слово "ариец" должно было звучать как "алан"[339].
    Проблема, однако, состоит в том, что восточные тохары (юэчжи) не были ираноязычны, их язык наиболее близок к балто-славянским и германским языкам[340]. Выдающийся болгарский лингвист В. Георгиев объединяет их с балто-славянско-германской подгруппой в одну северную группу индоевропейских языков[341]. Кроме того, в языке тохар присутствует финно-угорский субстрат[342] и в то же время количество языковых соответствий с иранцами наименьшее[343].
    Тохары и асы говорили на одном языке[344], что может быть косвенно подтверждено, к примеру, вышеупомянутым сообщением Помпея Трога, согласно которому асы (асианы) были царями тохаров[345]. Отсюда, кстати, объясняется, почему аланы в некоторых источниках упоминаются еще и как асы (ясы).
    Любопытно, что многие китайские историки XIX века считали усуней (асов) предками русского народа. Хэ Цю-тао в "Исследовании о племени Усунь" пишет: "Ван Цю-цзянь в "Юйтанцзяхуа" считает, что древние усуни это есть нынешние олосы. Я с полным звуком рифмую их. Эти звуки, собственно, находятся [по своему произношению] между "у" и "о", "сунь" и "сы", и нет подходящих [иероглифических] знаков [для их точного транскрибирования]. Переводчики, не найдя близких по своему звуку имен, принимали среднее [начертание]. У первых переводчиков звук менялся, и они по ошибке передали неправильное имя, потом разница [в произношении] стала неизвестна [ученым]"[346]. Янь Ши-гу в примечании указывает на внешность усуней: "В "Ханыпуч-жу" говорится: "Усунь из всех жунских [племен] Западного края особенны, их вид наиболее отличен. Те из нынешних ху, которые имеют синие глаза, красную (рыжую) бороду, а наружностью похожи на ми-хоу, это собственно [и есть] потомки племени [усунь]".
    Хэ Цю-тао указывает, в частности, на роль усуней в торговле Восток - Запад: "В Ханьское время усуни были посредниками между сюнну и Западным краем; [они] обладали одновременно обычаями кочевников[347] северных стран и торговцев Западного края. В наши дни олосы - посредники между Монголией и Европой, они также имеют одновременно обычаи кочевников северных стран и торговцев Западного края"[348].
    Что касается роксоланов, то наиболее ранняя и достаточно четкая их локализация дана Страбоном (63 г. до н. э. - 23 г. н. э.), который размещал их между Доном и Днепром: "Те, кто владеют Певкой, островом на Истре (Дунай. - К.П.), носят название певкинов, а самые северные, обитающие на равнинах между Танаисом и Борисфеном - роксоланов" ("География", кн. VII, гл. III, 17).
    Следует отметить, что греческие и римские авторы дифференцировали аланов и роксоланов. Так, Гай Плиний Секунд в "Естественной истории" упоминает об "аланах и роксоланах" (кн. IV, 80), то же Юлий Капитолин (Марк Антонин Философ, XXII, 22) и др. Аммиан Марцеллин (IV в.) сообщает: "Вокруг этих крайних и отдаленных болот (т. е. вокруг Азовского моря. - К.П.) живет много народов, отличающихся разнообразием языков и всего строя жизни: яксаматы, меоты, язиги, роксоланы, аланы, меланхлены, гелоны и агафирсы"[349]. Марцеллин (точнее, император Юлиан, который Правил в 360–363 гг. н. э.), кроме того, упоминает о "масса-гетах, которых мы называем теперь аланами"[350]. На последнем замечаниии стоит остановиться.
    Как указывает Ю. С. Гаглойти, сарматы, которых Плиний Секунд называет еще и савроматами "под многими отдельными именами" (VI, 39), локализуются в самом северовосточном углу Восточного Закавказья, к югу от Дербенда. В другой части своего труда (II, 12) Плиний размещает здесь массагетов, перечисляя их в одном ряду с албанами, каспиями и лепонами (лупениями)[351]. К югу от Дербенда лежит область Москат, называемая так от этнонима маскут. Выше я упоминал, что Плинию предкавказские массагеты были известны в форме "mazacas" (т. е. мосохи). Так вот, по мнению В. Ф. Минорского, древними поселенцами Моската, возможно, были аланы[352].
    Предположение В. Ф. Минорского может быть подкреплено следующим соображением. Моисей Хоренский ("История Армении", III, 3), рассказывая об убийстве св. Григориев, вместо маскутов Фавстоса Бузанда ("История Армении") говорит об агъуанах (ахванах), хотя и переносит место убийства в Прикаспий. То обстоятельство, что Фавстос Бузанд и Моисей Хоренский, жившие в V в., называют один и тот же народ в одном случае - маскутами (массагетами), а в другом - агъуанами, свидетельствует в пользу отождествления маскутов с агъуанами-аланами.
    Сейчас следует задаться вот каким вопросом: не являются ли сообщения о рос-мосохах и рос(рухс) - аланах сообщениями об одной и той же общности, а именно о народе росов (;;;)? Вполне возможно.
    Росы упоминаются средневековыми авторами как соседи хазар. Персидский историк Фахр ад-дин Мубаракшах Марварруди сообщал в свое время (начало XIII в.): "У хазар также есть письмо, которое заимствовано ими у ветви румийцев, которая находится в близи них (хазар. - К.П.), и они называют этих румийцев русами. Хазары пишут слева направо и буквы не соединяют между собой"[353]. Как показал Г. Ф. Турчанинов, заимствованное хазарами у русов письмо соответствует сармато-аланскому руническому алфавиту, восходящему к арамейскому и сирийско-несторианскому (21 буква, написание слева направо, отсутствие "алеф")[354]. Очевидно, что рос-аланы - это т. н. "салтовская русь", которая являлась частью населения Салтово-маяцкой культурно-исторической общности (СМК)[355].
    СМК считается археологической культурой Хазарского каганата, каковая теория развивается в работах известного советского кочевниковеда С. А. Плетневой. Так это или нет, однозначно утверждать весьма сложно. Совершенно ясно одно: Хазарский каганат являлся полиэтническим государством и, между прочим, основу его вооруженных сил составляли славяне и русы. Повторим сообщение Аль-Масуди (ок. 896 - ок. 956 гг.): "Между царями Востока в этих странах никто не содержит войска на жаловании, кроме царя хазарского… Русы и Славяне же, о которых мы сказали, что они язычники, составляют войско царя и его прислугу"[356].
    Столица Хазарии Итиль в Средневековье являлась своего рода интернациональным мегаполисом. Так, Аль-Масуди, предположительно в 20–50 годах X века, сообщал о порядках, принятых здесь: "Постановление столицы хазарского государства, что в ней бывает семь судей, двое из них для мусульман, двое для Хазар, которые судят по закону Тауры [Торы, Пятикнижия - прим. перев.], двое для тамошних христиан, которые судят по закону Инджиля; один же из них для Славян, Русов (выделено мной. - К.П.) и других язычников, он судит по закону язычества, то есть по закону разума"[357].
    Следует отметить, что Нижнее Поволжье славяне заселяли, по меньшей мере, с VIII века и в большом числе. Во всяком случае, так следует из показаний восточных авторов. Ат-Табари, к примеру, следующим образом описывает события, произошедшие в 737 г. на территории Дешт-и-Хазар: "С этим войском следовал он (халиф Марван ибн Мухаммад. - К.П.) до города Самандара, где живет царь хазарский. Хакан бежал, и Марван отправился дальше, оставив город позади себя, расположился лагерем при Славянской реке, напал на жилища неверных, убил их всех и разрушил 20000 домов"[358].
    О том же, только с иными подробностями, сообщает Аль-Баладури: "Затем он (Марван) вступил в землю Хазар, со стороны Баб-аль-Аллана и ввел в нее Асида ибн-Зафира ас-Сулами [и] Абу-Язида; с ним были (также) цари гор из окрестностей Баб-аль-Абваба. И Марван сделал набег на Славян, живших в земле Хазар, взял из них в плен 20000 оседлых людей[359] и поселил их в Хахите[360]"[361].
    Кстати говоря, Аль-Масуди отмечает, что среди некоторой части славян в его время было распространено несторианство: "Славяне суть из потомков Мадая, сына Яфета, сына Нуха; к нему относятся все племена Славян и к нему примыкают в своих родословиях. Это есть мнение многих людей сведущих, занимавшихся этим предметом. Обиталища их на севере, откуда простираются на запад. Они составляют различные племена, между коими бывают войны, и они имеют царей. Некоторые из них исповедуют христианскую веру по Якобитскому толку (несторианство. - К.П.)"[362].
    Впрочем, вернемся к салтовской (аланской) руси. Какие факты может объяснить ее существование?
    Во-первых, существование аланской руси может объяснить сообщения восточных авторов о катакомбных захоронениях у русов. Напомню слова Ибн-Руста о погребении русов: "Когда умирает у них (у русов. - К.П.) кто-либо из знатных, то выкапывают ему могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу как одежду его, так и браслеты золотые, которые он носил; далее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец кладут в могилу живою и любимую жену покойника. Затем отверстие могилы закладывается, и жена умирает в заключении"[363]. По мнению Е. С. Галкиной, с вышеприведенным описанием может быть сопоставлен только один обряд погребения в Восточной Европе рубежа I–II тысячелетия н. э., который обнаружен археологически, а именно, катакомбные захоронения сармато-алан салтовской культуры[364].
    Во-вторых, существование аланской руси может объяснить "русские" названия порогов у Константина Багрянородного. Как известно, М. Ю. Брайчевский выводил их этимологии из осетинского языка. Так, наименование первого порога, по его мнению, имеет общеевропейский характер. К примеру: санскрит, svapi-ti - "спать"; латин. somnus - "сон"; лит. sapnas - "сон"; латыш, sapnis - "сновидение"; нем. schlafen - "спать" и др. Так, скифский термин "spu" (в значении "глаз", "спать") зафиксирован еще Геродотом в V в. до н. э. в двуосновной глоссе (История, IV, 27) Однако гораздо большее значение, по мнению М. Ю. Брайчевско-го, имеет начальное "э". В осетинском языке "ае" - "негативная частица, образующая первую часть многих сложных слов со значением отсутствия чего-либо"[365]. Таким образом, скифо-сарматская этимология оказывается вполне безупречной и не требует никаких поправок. Относительно других наименований порогов см. статью "Русские" названия порогов у Константина Багрянородного"[366].
    В-третьих, существование аланской руси может объяснить наличие иранских имен в списках под договорами русских князей с греками. К ним безусловно относятся Сфандр, Прастен (вариант- Фуростен, Фрастен), Фрутан, Алвад, Мутур (от "мохтар" - высший, главный), Стир, Истр, Гунастр, Алдан, Туробид[367]. Впрочем, если уж речь вновь зашла о "русских" именах, то вновь же следует подчеркнуть интернациональный характер русской общности. Так, имена Егри, Уто, Кол, Гуды - принадлежат к именам венедо-иллирийской группы. Имена Роальд, Шихберн, Куци, Моны имеют кельтскую основу[368]. Финно-угорскими, возможно, являются Каницар, Искусеви, Апубексарь[369].
    Более того, есть некоторые основания считать финно-угорским и имя князя Игоря, которое зачастую производится от скандинавского Ингвар. Между тем, последнее было заимствовано скандинавами во время Великого переселения народов. Корень "инг" в уральских языках обозначает "господин", "старший". Как указывает Е. С. Галкина: "Западноевропейские источники называют Игоря Ингером и никогда - Ингваром, хотя это имя им было хорошо знакомо. В Древнюю Русь имя Ингвар попало, судя по летописям, в конце XII в. и никогда не смешивалось с Игорем[370]"[371]. К примеру, в ПВЛ по Пискаревскому летописцу сообщается: "Рюрику же княжащу в Новегороде и роди сын, и нарече имя ему Игорь". Между тем, в статье от 1217 (6725) года Пискаревский летописец сообщает: "Того же лета приходи Глеб с половцы и з братом Констянтином к Рязани. Ингвар же зь братьею срете и би их".
    Таким образом, опять же по мнению Е. С. Галкиной, доминирующими в киевской элите первой половины X в. были три этнических компонента: салтовско-причерноморский, прибалтийский (очевидно это руги) и дунайско-балканский, а слова "род русский" носили не этническую, а социальную окраску.
    В-четвертых, существование аланской руси может объяснить наличие иранских божеств в киевском языческом пантеоне. Так, ПВЛ сообщает о начале княжения князя Владимира[372]: "6488 (980). И нача княжити Володимер въ Киеве един, и постави кумиры (выделено мной. - K.П.) на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь". Известие ПВЛ о присутствии Хорса в славянском языческом пантеоне не является единственным. В "Хождении Богородицы по мукам" (список XII в.) сказано: "И рече архистратиг: "Сии суть, иже не вероваша во Отца и Сына и Святого Духа, но забыша бога и вероваша юже ны бе тварь Бог на работу сотворил, того они все боги прозваша: солнце и месяць, землю и воду, и звери и гади, то святей человекы, камени ту устроя, Трояна, Хърса, Велеса, Перуна, но быша обратиша бесом злым и вероваша, и доселе мраком злым содержими суть, того ради зде тако мучатся…"[373]. Кроме того, аналогичные упоминания присутствуют и в других русских средневековых апокрифических произведениях "и вроують в Пероуна и въ Хърса…"; "Тмь же богом требоу кладоуть… Пероуноу, Хърсу…"; "мняще богы многы, Перуна и Хорса…"[374] и т. д.
    Хоре и Симаргл считаются иранскими, неславянскими божествами, и устроение князем Владимиром их идолов в Киеве выглядит достаточно странно, если не предположить проживание в Киеве достаточно значительного аланского компонента. Впрочем, здесь нельзя отрицать наличия общих верований, восходящих ко временам индоевропейского единства. Б. А. Рыбаков полагает, что при всей близости русского Симаргла-Съмаргла к иранскому Сэнмурву следует признать, что здесь перед нами не столько заимствование, сколько одинаковость образа. "В пользу этого говорит и то, что ни один из многочисленных иранских вариантов имени Сэнмурва не совпадает с русской формой"[375].
    В-пятых, существование аланской руси может объяснить и присвоение русскими князьями титула каган. Кстати, митрополит Иоанн, в "Слове о Законе и Благодати" (сер. XI в.), называл каганом упомянутого выше князя Владимира Святославовича, при котором, как это официально утверждается, крестилась Русская земля.
    Сейчас мы немного отступим от аланской темы и вспомним о тавроскифах, руководимых князем Святославом (942–972 гг.), которых Лев Диакон, впрочем, как и другие византийские авторы, называл "росами" (Рост). То, что упомянутые тавроскифы не принадлежали ни к иранской, ни к скандинавской этнической общностям, не вызывает каких-либо сомнений. Здесь вполне достаточно обратиться к их погребальным обычаям, которые Лев Диакон описывает так: "И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра" (История, IX, 6). О славянстве тавроскифов см. соответствующие комментарии к тексту М. Я. Сюзюмова и С. А. Иванова[376].
    Любопытно, но Лев Диакон утверждает, что тавроскифов называли росами именно в просторечии (История, IV, 6). Здесь я напомню слова Лиутпранда Кремонского, посетившего Константинополь в середине X в., который утверждал, что русы получили свое наименование (;;;;;;;) за особый оттенок цвета их тела (de qualitate corporis)[377], несомненно, отличавшийся от южной смуглости византийцев и арабов. М. Я. Сюзюмов полагает, что на основании приведенного замечания Литупранда можно сделать вывод, что в народном византийском произношении употреблялось не ;;;, a ;;;;;;;, т. е. "красные"[378], о чем выше по тексту также было упомянуто. В высших же и образованных слоях Ромейской империи употребляли в документах слово "рос" (;;;). Что же касается Льва Диакона, безусловно, знакомого и с тем, и с другим чтением, то очевидно он употреблял слово "рос" уже не только по отношению к русским торговым экспедициям, но и к словенскому населению, находившемуся под русской властью. Как известно, во времена Олега русь стала, что называется, "оседать на землю".
    Далее мы продолжим разговор об аланах, вернее о рос-аланах, и попытаемся все-таки ответить на вопрос, поставленный в предыдущей главе. А именно: каким образом оказались связаны в один узел моголы-нируны(ниучи), аланы и русь?

ИСТОЧНИК: http://profismart.ru/web/bookreader-114908-15.php
Материалы по теме:
Ф. Джамалов. Потомки атлантов: http://www.proza.ru/2009/10/03/441)
Ф. Джамалов. Библия от Иафета: http://www.proza.ru/2009/10/01/587
Ф. Джамалов. Там говорил Заратустра: http://www.proza.ru/author/kosmos


Рецензии