Об одном проклятом вопросе...

…1991 год. Падает железный занавес. Рушится СССР. Трансформация экономического склада огромной страны повлекла за собой и понятные изменения медиасферы: того требовал переход общества на рыночные рельсы и тому подобный kal…
И вот уже без малого двадцать лет педагоги и родители ломают копья об один очень важный вопрос: «А как повлияет телепродукция на моё чадо?». Так вот мне, как психологу, хотелось бы отметить основные проблемы, стоящие на пути к решению сей проблемы насущной.
Давайте посмотрим на логику педагогов/родителей. С их точки зрения есть персонаж, который видят дети, например, на экране телевизора, и есть – образец поведения, транслируемый персонажем. Поведение может быть как положительным, так и отрицательным. Соответственно, общаясь с героями фильмов или мультиков, ребёнок перенимает и определённые черты характера. Таким образом, поведение, демонстрируемое героями, с высокой степенью становится поведением ребёнка. Положительные герои учат «хорошему», а отрицательные – «дурному». Задавая вопросы детям об их любимых персонажах, взрослые делают определённые выводы о детском мировоззрении, ценностях, установках. И к собственному ужасу обнаруживают пугающие их факты: если ранее любимцами детворы были Гагарин, Матросов, Космодемьянская и проч., то сейчас маленькие сердца прочно оккупированы образами Губки Боба, различных феечек, Спайдерменов энд компании. В худшем случае, обнаружив «проблему», родители остаются равнодушными. В лучшем – ограничивают доступ к ТВ и впихивают воспитаннику книгу в руки.
Устроит ли нас, как людей любознательных и изощрённых, такое решение проклятого вопроса? Меня лично не удовлетворяет. Но порождает в голове ряд мыслей и вопросов…
Мысль №1. Для меня является искренним убеждением, что первичен тот конфликт, что лежит во внутреннем психологическом плане личности, а не на экране телевизора. Т.е. сначала перед человеком возникает определённая психологическая задача, а уже затем он выбирает из богатого потока информации, то, что по его мнению должно способствовать её решению. Кроме того, психика ребёнка (да-да, даже малыша!) – есть многогранное и многоуровневое отражение действительности. Мягко говоря, с не линейной, не всегда очевидной логикой работы. Сознание человека не есть примитивное зеркало! То, что выносит человек из произведения искусства не есть транслируемое авторами изначально! Нельзя не отметить, что и с «любимчиками» человек выстраивает довольно сложные отношения. Вот лично вы ВСЁ принимаете в ваших культовых личностях?
Мысль №2. А вот о качестве героев надо поговорить отдельно. А что, собственно, привлекает ребёнка в различных персонажах? Гипотетически можно предположить, что дошкольники и младшие школьники предпочтут героя прежде всего простого, яркого, красочного, как по поведению, так и по художественному исполнению. Подростки акцентируются на личностных качествах персонажей – от силы и крутизны, до красоты и справедливости. Старшим подросткам и юношам можно предложить произведения со сложными, многоплановыми перипетиями персонажей. Совершенно определённо можно говорить о том, что соответственно возрасту и развитию человек будет вычёрпывать разное по качеству психологическое содержание из произведений искусства: ведь именно поэтому мы так периодически возвращаемся к любимым книгам или фильмам, неизменно открывая в них что-то новое, более глубокое. Но при особом рвении педагогов – ребёнок не станет вычёрпывать ничего! Но, повторяюсь, что всё вышесказанное является гипотезой, прикидкой для возможных будущих исследований.
Мысль №3. Стоит вспомнить и о степени участия «героического» в жизни ребёнка на разных возрастных этапах. В какой степени те или иные персонажи способны стать регуляторами деятельности ребёнка? Как с помощью погружения в художественный мир ускорить развитие ребёнка? Как воспитывать, формировать «героическое» в ребёнке?
Что мы знаем о наших детях? Ведь очень часто мы не берём на себя труд задаваться даже самыми очевидными и банальными вопросами, но зато берём на себя тяжкую ношу воспитания…


Рецензии