Интервью

               
               





ЖИЗНЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВСМ
Выпуск 30
27.11.2012 г.



Портреты. Интервью с Николаем Шунькиным.

История МФ ВСМ богата поддержкой и сотрудничеством многих замечательных людей. В этом номере публикую беседу с автором Проза.ру, тесно сотрудничающим с Фондом, Гранд Меценатом Фонда, Магистром Фонда, Лауреатом ВСМ, Председателем Жюри.
НИКОЛАЕМ ФЁДОРОВИЧЕМ ШУНЬКИНЫМ  http://proza.ru/avtor/moment1

На мою просьбу дать интервью, Николай сразу же ответил: 
«Илана, здравствуйте. Не знаю, за что мне такая честь, но если Вы считаете, что заслужил – премного благодарен.
Увы, скромностью никогда не отличался. Всем говорил, что своими успехами не хвастаюсь, а горжусь: с 2009 года являюсь активным автором сайта ПРОЗА.РУ. Поместил 308 сочинений, написал 3450 рецензий. Провёл конкурс «Судьба таланта», в трёх конкурсах был Членом жюри. Мою страницу посетили 23700 читателей, которые оставили 1720 рецензий.
- Дорогой Николай, расскажите о своём детстве.
- Подробно о своей жизни не пишу. В ней слишком много трагических событий. Они никому не интересны. Расскажу вкратце.
Родился 29 февраля 1936 года в Белоруссии. Отец и мать работали в совхозе «Пролетарий», село Селецкое, Могилёвской области. К великому сожалению, о своей «малой» родине ничего не помню. В 1938 году родители, вместе со старшими братом и сестрой, выехали в Россию, в посёлок Рудник кровельных сланцев, Краснополянского сельсовета Адлерского района. Теперь всё это Большие Сочи. Там, где мы жили, в 2014 году будет проводиться Зимняя Олимпиада.
Четыре года учился в школе посёлка Эсто-садок, в двух километрах от Рудника. Потом в Краснополянской средней школе, в семи километрах от Рудника. Приходилось ходить каждый день по 15 километров. Носил военную форму: солдатские галифе и гимнастёрку. В сухую погоду ходил в лаптях, отец научил плести (на сайте есть даже об этом рассказ «Лапти») или в постолах из сыромятной свиной кожи. В дождь поверх лаптей обувал противохимические бахилы жёлтого цвета. Ещё помню, в классе стояла «буржуйка», постоянно подкладывали дрова и сушили портянки.
В восьмом классе я заболел гриппом, месяц пролежал в больнице. Когда вышел, надо было платить за обучение. Денег не было, продать было нечего, пришлось идти на работу.

Сейчас идёт полемика, было ли в СССР платное обучение в средней школе. Все почему-то пытаются доказать, что не было. Но я-то знаю, что семилетка была обязательна, а дальше – за плату. В начальных классах выдавали табель успеваемости, а в седьмом – красочное «Свидетельство об окончании седьмого класса». Все эти документы, вместе с моими книгами, сейчас хранятся в Краснополянском школьном музее.
Когда я пошёл в восьмой класс, мать продала козу, заплатила только за первое полугодие.

- Значит, Ваш рабочий стаж начался в юном возрасте.
- Летом я пас коз, а зимой взяли на работу. К тому времени сланец закончился, рудник закрыли, а на его месте основали Ачипсинский деревообрабатывающий завод «Стройдеталь», проще говоря – паркетный завод. Все полы Сочинских санаториев устланы паркетом, произведённым этим заводом.
Поскольку шестнадцать лет мне тогда ещё не исполнилось, почти год я работал учеником счетовода бесплатно, и без оформления. Как тогда говорили – по блату. Отец – лесорубом, а мать – разнорабочей,  работали на этом же заводе. Парадокс: профсоюзный билет я получил раньше, чем паспорт и трудовую книжку.
К 1955 году все леса в округе вырубили, завод закрыли, родители перешли работать в Красную Поляну, где мы, наконец, построили свой домик 56 квадратных метров. Он и сейчас там стоит, а напротив, наискосок – чуть больший домик Владимира Жириновского. Но тут меня призвали защищать Родину. Три года служил в Таллине, на Балтийском флоте.

- Удалось ли Вам доучиться?
- Поскольку в Красной Поляне работать было негде, а в Сочи устроиться невозможно, после демобилизации приехал в Донбасс, постигать романтику горного труда, которой посвятил пятьдесят лет жизни. Здесь окончил вечернюю школу и Донецкий политехнический институт, тоже вечернее отделение,  Горный факультет. Специальность – разработка месторождения полезных ископаемых.
В шахте прошёл почти все должности: насыпщик вагонов, проходчик, забойщик, электрослесарь, машинист электровоза, машинист-механик угольного комбайна, горный мастер, заместитель начальника, потом – начальник добычного участка. 15 лет работал в Министерстве Угольной промышленности Украины, пока оно размещалось в Донецке. Потом – опять в шахте, начальником электромеханических мастерских.

- Множество работ всё же не помешало Вам писать.
Писать начал, работая в Министерстве. Занимаясь внедрением новой техники и распространением передового производственного опыта, накопил большой материал. Преподавал почасовиком в Институте повышения квалификации инженерно-технических работников, готовил лекции, рефераты, обзоры. Потом их издавал  брошюрами, распространял на шахтах. Помимо интереса и творческого удовлетворения, получал неплохие гонорары. Увы, лишь  первая брошюра вышла с одной моей фамилией на обложке. Потом ни разу не удалось отбиться от соавторов. Такие тогда были порядки. Именно это обстоятельство побудило заняться художественной литературой. Тут на соавторство никто не претендовал.

- Удалось ли Вам издать свои произведения?
- Вначале я помещал сочинения в журналах, газетах.  Когда гонорары платить перестали, решил издавать книги. Увы, спонсоров не нашёл, за две книги оплатил частному издательству сам, тиражи разошлись в качестве презентов родственникам и сослуживцам. Отдыхая в санатории, устраиваю творческие вечера.

- А как Вы издаёте произведения сегодня?
- Самостоятельно печатаю книги на лазерном принтере, обложки – на струйнике: редактирую, делаю макет, спускаю полосы, печатаю и переплетаю. 10-20 экземпляров – не проблема, даже по 300 страниц. Для подарков. Тем и живу.
- Что побудило Вас прийти на Проза.ру?
Поскольку материала накопилось много, а не писать уже не могу, в 2009 году зарегистрировался на сайте Проза.ру, где и вывешиваю свои сочинения. Об этом подробней расскажу далее.
- Как отзываются читатели о Ваших книгах?
- Как характеристику моего творчества, высылаю предисловия из двух моих книг:

«Предисловие к сборнику рассказов «ОСКОЛКИ ЖИЗНИ»
Судьба дарует нам сюрпризы, удивительные встречи с творчеством родственных душ, неспокойных, пытливых, мудрых, это же, несомненно, подтверждает вечную истину о духовной высшей жизни. Ибо, как иначе, если читаешь, и остаётся свет, который заставляет подумать, остановиться на мгновение, потому что переворачиваются самые сокровенные тайники души, казалось бы, надёжно упрятанные в недоступной её глубине?! Но, подобное случается, и лишь тогда, когда душой касаешься творчества, рождённого по вдохновению, а, значит, ниспосланного свыше.
Удивительный, самобытный прозаик, рассказчик, поэт, известный в кругу знакомых и друзей – ценителей его творчества, Николай Фёдорович Шунькин, по нынешнему портрету, удивительно похож на писателя-классика. Я бы, даже, определила его портретное сходство более точно – на Хемингуэя, или Тургенева. А, по моему наитию, он - Гомеровский Одиссей, вечный странник мысли в огромном океане под названием жизнь, осколки которой он собирает и коллекционирует. Наблюдательное, пытливое око его, выхватывает такие удивительно правдивые характеры и картины, казалось бы, из обыденных, каждодневных житейских событий, из этой суеты, не только человеческих взаимоотношений, а отношений ко всему окружающему. И тогда то, что его затрагивает, волнует, возмущает, греет, злит – он, торопясь, записывает. А потом пишет-пишет, освобождаясь от взбудоражившего его мгновения. Иногда читает сам вслух своим друзьям уже описанные им интересные, подмеченные моменты жизни. И всё это, несомненно, с эфемерным налётом тончайшего юмора, от которого становится вдруг грустно и смешно одновременно. И это уже его почерк, его индивидуальность.
Говорить с ним интересно. Это человек с большим жизненным запасом, с трудной судьбой, где случалось всё, даже трагическое. И потом – касаться его личной биографии – это отдельный разговор. Но особенно хочется отметить, что запас души его богат, кругозор объёмен, и я уверена, что творчество его, только-только в самом начале. И, как бы некоторые недоброжелатели (а подобных – там, где пробивается истина – всегда в избытке) ни относились к его творчеству, я желаю ему вдохновения, осуществления всех его творческих задумок и смело передаю охапку… вот именно, охапку сердечного тепла от имени благодарных почитателей, интересующихся его творчеством. Также молю-молю благословенные, Божественные небеса, озарить и согреть своим светом биение его сердца и творение его мудрой мысли.
Лидия Николаевна Стрельченко».
 
«Предиловие ко второму сборнику рассказов «ОТ УЛЫБКИ ДО ОСКАЛА».
Николай Фёдорович Шунькин родился 29 февраля 1936 года в Белоруссии, школу закончил в России, а институт – в Украине. После недолгих исканий жизненного пути увлёкся романтикой горного труда. В 1960 году опустился в шахту, где прошёл путь от насыпщика вагонов до начальника участка.
В промежутках между работой в разных шахтах, окончил Политехнический институт и 15 лет занимался научно-технической пропагандой передового производственного опыта в Министерстве Угольной промышленности Украины, был начальником отдела, избирался членом партийного комитета Министерства.
Пытливый ум и любознательность подвинули его на доскональное изучение специфики горного труда,  и издание ряда брошюр с описанием опыта работы таких шахт, как «Донбасс», «Имени Горького», «Имени Абакумова»,  «Краснолиманская», «Родинская», «Енакиевская», «Имени Кирова», «Великомостовская №5», «Светлопольская», «Молодогвардейская», «Новодружеская» и другие. 
Наряду с этим увлекался вязанием, макраме, бисером, играл в Народном театре. Неизменными спутниками его жизни являются фотоаппарат и велосипед.
Страсть к путешествиям позволила исколесить вдоль и поперёк весь Союз.
Для чтения выбирает философию и эзотерику: Соловьёв, Флоренский, Бердяев, Блаватская, Сенека, Геродот, Аристотель, Пифагор, Штайнер, Зеланд, и. т. п.
Угольная тематика ещё не успела исчерпаться, когда автор понял, что собранный за многие годы, интересный материал, просто перельётся через край, уйдёт в песок, не оставив никаких следов, и переключился на художественную литературу. Наблюдательность, способность адекватно оценивать обстановку, моментально схватывать характеры, выявлять тончайшие нюансы человеческих отношений, анализировать их, и всё это надолго запоминать, позволили написать два романа, более трёхсот рассказов и стихотворений, многие из которых были опубликованы в журналах, газетах, антологиях и в его первой книге «Осколки жизни».
В. Лысенко».

- Замечательные горячие отклики говорят об истинном интересе к Вашим произведениям. В предисловии упомянуты вскользь и другие Ваши увлечения. Чем любите заниматься в нерабочее время? Расскажите подробней.
- Фразу «Любопытство – не порок» я понял буквально, поэтому оно /любопытство/ преследует меня всю жизнь. Мне интересно всё. Не люблю это слово, но без него не обойтись: буквально всё! Ни одна командировка или отпуск не обошлись без того, чтобы я что-нибудь не посетил. Будь это ресторан, театр, филармония, музей, завод кабельный, канатный, трубопрокатный, металлургический, коксохимический, сахарный, стекольный, фабрика кондитерская, игрушек, обувная или другое. Каждый год – новый санаторий. На велосипеде исколесил все окрестности. А память такая, что всё помню. И что с этим делать? Вот и пишу, выплескиваю из себя воспоминания, освобождая место для новых впечатлений.

Ещё одна беда от любопытства. Мне надо не только посмотреть, но и самому сделать. Считайте – чтобы похвастаться, но я говорю – погордиться. Отсюда мои увлечения. Вязание: перевязал десятки килограммов ниток, одно время имел пять вязальных машин. Макраме. Ещё и сейчас верёвками оплетена и дача, и квартира, не только моя, но и знакомых. Бисер. Самые разнообразные виды работ. Фотография. Недавно выбросил два мешка старых фотографий, потому что новых – полтора десятка альбомов. Участвовал в художественной самодеятельности: пение, художественное чтение, аккордеон, в оркестре играл, в Народном театре играл, даже в республиканские лауреаты выбился, а сколько дипломов и грамот от участия в различных выставках – не счесть. Один даже получил из Польши.

- Как родственники относятся к Вашим увлечениям?
- О родственниках разговор особый. Все они в России: Сочи, Адлер, Красная Поляна, Воронеж, Москва, Петербург.  Сын в 27 лет  и дочь в 21 год погибли в 1993 году. Но эта тема закрыта.
Живём вдвоём с супругой, оба на пенсии. Раньше не пропускали ни одного спектакля,  регулярно посещали театр и филармонию. Теперь пользуемся интернетом, благо там – всё: оперы, балеты и фильмы.

- Нравится ли Вам быть автором Международного Фонда ВСМ?
- Фонд ВСМ – очередная моя жизнь, за что ему огромное спасибо. Считая, что в двадцать первом веке глупо перерабатывать зелёные леса на бумагу, уже было решил прекратить писать. Зарегистрировался на сайте и вновь начал сочинять. Леса сохраняются, читателей – больше 23 тысяч, плюс общественная работа, которой я никогда не избегал, а тут окунулся в неё с новой силой. Проведя конкурс «Судьба таланта», обрёл много друзей, познакомился с хорошими людьми. Кроме того, сама работа понравилась. Ново, занимательно, интересно. Да и Членом Жюри быть – тоже большая ответственность. Но времяпрепровождение блестящее! Так сказать, чтобы на корню не засохнуть. Увы, здоровьем похвастать не могу. В шахте трижды был под завалом, кости поломаны. Познакомился и с инсультом, и с инфарктом. Да и глазки подводят. Говорилка мало выручает, много в ней непоняток. Потому в последнее время пишу мало.

- Что бы Вы хотели пожелать себе и нашим авторам и читателям?
Хочу выразить руководству Всемирного Фонда ВСМ огромную благодарность за проводимую работу. Желаю здоровья, любви, счастья, благополучия и дальнейшего процветания сайта.  А всем авторам и читателям желаю творческого вдохновения и много хороших сочинений и добрых читателей.

- Я также желаю, чтобы врачи непременно поправили Ваше здоровье. Желаю много-много счастья, любви и новых отличных произведений.

- Дорогой Николай, желаю и Вам любви, счастья, творчества.

Интервью подготовила и провела Илана Арад.

От редакции:
Будем признательны вам, читатели, за рекомендациии авторов, интервью с которыми вам хотелось бы увидеть в данном разделе Журнала.
Авторы, приславшие готовые интервью, будут награждены 500 призовыми баллами за каждое интервью.
Пишите нам по адресу ilara49@mail.ru  с пометкой «Для Журнала»



Лапти
Николай Шунькин.   http://proza.ru/avtor/moment1
      
У каждого времени свои приметы.
В голодные послевоенные годы, в ходу были лапти. Тот, кто умел их плести, был кумом королю и братом министру.
Отец так мне и говорил:
- Учись! Научишься плести лапти, будешь кумом королю и братом министру!
Но наука эта мне никак не давалась. В середине ещё что-то получалось, а вот в начале и в конце – нет.
Чтобы начать плести лапоть, надо  одной рукой, одновременно, удерживать восемь, то ли десять полосок из липовой коры, а другой - оплетать их.
Это было выше моих сил. Полоски выскальзывали из рук, рассыпались, падали на пол. 
Заканчивая работу, надо так заплести концы, чтобы они не торчали наружу, не давили ногу изнутри, не расплетались, и  выглядели красиво.
В конце концов, отец отчаялся научить меня самостоятельно плести лапти, но окончательно от меня не отстал.
Рано утром, когда в доме ещё все спали, он усаживался на свой стульчак, брал подготовленное с вечера лыко, и начинал плести три пары лаптей.
 Приходя из школы, я обедал, делал уроки, и прежде чем отправиться гулять, доплетал эти лапти до пяток.
Вечером отец оформлял пятки и заготавливал лыко на три пары лаптей на следующий день.
Так, используя метод разделения труда, мы изготавливали ежедневно три пары лаптей, которые мать выменивала на муку, соль и сахар. Так что голодовать нам не пришлось.
Руки мои так приспособились, что я мог плести лапти, не отрываясь от чтения интересной книги. Пальцы работали автоматически,  отец говорил, что, если бы я научился плести носки и пятки, то был бы кумом королю и братом министру.
К счастью, трудные времена вскоре закончились, карточную систему отменили, обувь можно было свободно купить в магазине. Носить лапти стало не то, что не модно, а даже позорно. Они ушли в небытие.
Однако, мне пришлось вспомнить о профессии лапотника ещё раз!
Я уже говорил, что у каждого времени свои приметы. Так вот, совсем недавно, будучи в Москве, я навестил  старого приятеля. Меня приняли радушно, и, как почётному гостю, в прихожей вручили... лапти!
Оказалось, ныне в Москве, у олигархов,  высшим шиком считается подать высокому гостю лапти! В доме все были обуты в лапти.
Более того. Один лапоть использовался вместо пепельницы, другой - вместо хлебницы. У камина стояли два огромных лаптя с берёзовыми дровами. Два лаптя, украшенные цветами, висели на стене, слева и справа от картины Репина, как оказалось – подлинной. По два маленьких лапоточка, болталось на серебряных цепочках в ушах Милочки, гордости семьи, восемнадцатилетней дочери хозяина.
Это её умелыми руками были выполнены украшающие квартиру разнообразные лапти из лыка, верёвки, пластмассы, бисера и даже серебряных нитей.
Молодая мастерица несколько раз порывалась демонстрировать мне своё умение,  да всё не было подходящего момента. Видимо, домочадцам она уже  надоела.
И вот, когда я, уже попрощавшись, сидел в минутном молчании на чемодане, она, подлетев ко мне, начала показывать, как ловко она управляется с липовым лыком.
По опыту я знал, что человек больше всего любит делать то, что у него лучше всего получается, и говорить о том, что ему больше всего нравится. Родные слушать её не хотели, вот она и налетела на меня.
Руки её действительно работали виртуозно, как у престидижитатора. Она была большим мастером своего дела. Я хвалил её работу и расточал комплименты до тех пор, пока носок лаптя не сформировался окончательно.
Затем, с волнением в груди - всё-таки, лапти я не плёл лет шестьдесят – взял из её рук начатую работу.
Оказалось, волновался я напрасно.  Мои руки, столько лет не державшие лыка, помнили необходимые движения, и я, в десять минут, доплёл начатый ею лапоть до пятки.
У домочадцев, от удивления, раскрылись рты. Милочка визжала от дикого восторга.
Я сделал то, что умел, и сославшись на отсутствие времени, удалился.
Глядя на её работу, я почти понял, как плести носок и пятку. И если бы мне дали два - три урока, я бы освоил эту науку. Но гордость не позволила мне брать уроки у девчонки. 
Плести лапти я так и  не научился.
А жаль! Был бы сейчас кумом Президенту и братом олигарху.
Фото из интернета.

~~~~ИЗ ОТЗЫВОВ АВТОРОВ:~~~~
 Спасибо Вам большое за журнал «Жизнь МФ ВСМ» №30.
Очень понравились стихи Любови Левитиной, «Кусок хлеба» Геннадия Шеховцова, проза «Четвертый» Натальи Малафай и исторические произведения. Ценна для авторов информация Проза.ру: о Конкурсах, новостях,  изменениях, интервью  как в этом номере с Николаем Шунькиным. Понравились его «Лапти».  И то, что он эти лапти сам сплёл, и макраме и бисером увлекается.  (Мой коллега по рукоделию) Очень интересный, талантливый, увлекающийся человек! Дай, Бог, ему здоровья! А Вам, Григорий Иосифович, и вашему детищу- Фонду ВСМ - нижайший поклон за возможность познания, восхищения, прочтения, обучения и общения с Вами, Иланой Арад, авторами!!!  Я, ЗА ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА, ОТКРЫЛА ДЛЯ СЕБЯ НОВЫЙ МИР, ИНОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ!
С САМЫМИ НАИЛУЧШИМИ ПОЖЕЛАНИЯМИ И ОТКРЫТЫМ СЕРДЦЕМ!
Евгения Козачок.

Присяга http://www.proza.ru/2013/02/23/620


Рецензии
Николай, спасибо за то что разместили это интервью - интересно было прочитать.

Римма Барнабели   11.02.2013 21:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.