Поганки и зеленая книга. Закон

 Думаю, гражданину важно по каким законам живет общество. Социализация ребенка начинается с усвоения им правил, по которым живет его окружение. В зависимости от среды вырастает или полноценный член общества, или ассоциальный тип.

 Первый индивидуум подчиняется законам, принятом в ЕГО обществе, передает нравственные принципы следующему поколению. Гражданская активность позволяет ему прямо или делегируя другим влиять изменять некоторые положения закона. Совершенствуясь, индивидуум совершенствует общество и его законы. В определенные периоды исторического развития  индивидуум берет на себя общие проблемы, способен решать их и даже пожертвовать ради общества собственной жизнью.

 На первый взгляд такое взаимоотношение напоминает жизнь муравья в муравейнике. Здесь тысячи особей, подчиняясь инстинкту, строят и поддерживают свою маленькую империю. Все действия членов такой колонии, включая царицу, основаны на отточенных эволюцией действиях. В подобных условиях опыт общения между особями запрограммирован. Он передается на генном уровне и нет нужды воспитывать новых строителей, солдат и нянек. Закон инстинкта -вот наиболее жесткая матрица действий всех живых существ на Земле.

 Подчиняясь этой матрице, человек по сравнению с большинством других животных, имеет преимущества. Он, как и небольшое число приматов, передает опыт общения, навыки следующим поколениям. То есть человек может совершенствовать не только современное ему общество, но и закладывать основы развития последующих сообществ.

 Яркие личности влияют на эволюционные процессы социума, изменяют историю человечества. При этом они начинают манипулировать сознанием большой массы людей,обосновывая политической целесообразностью отход от общечеловеческих законов. Они создают конституции, которые гордо называют основным законом страны. При этом каждый член такого общества формально ещё может повлиять на изменение конституции, но практически такие попытки сведены для большинства к нулю. И лишь одна, наиболее влиятельная личность в силу личного расчета может изменить конституцию. В подобных условиях отходят на второй план общечеловеческие законы и жизнь отдельного члена общества девальвируется.

 Как не покажется это парадоксальным, но действия такого правителя сходны с действиями асоциального типа. Мне всегда приходит на ум исторический пример взаимоотношения трудолюбивого немецкого народа и Диктатора. Сейчас Гитлера называют самым эффективным менеджером двадцатого века. В кратчайшие по историческим меркам сроки он удвоил ВВП и улучшил благосостояние жителей Германии. В то же время, отступив от общечеловеческих ценностей, принудил большинство принять  антигуманные законы.

 К счастью для человечества влияние таких ассоциальных типов на ход истории ограничивается нескольким десятком лет. Но в том-то и беда общества, что перед тем, как забраться на вершину власти, они воспитываются средой. И если в этой среде не главенствуют общечеловеческие моральные принципы, она рано или поздно выдвигает подобный тип лидера.

 Подобная среда, имея формально основной закон, фактически живет по иным, аморальным критериям. Прикрываясь все новыми и новыми инициативами, такие члены социума усваивают с младых ногтей "закон кукушонка". А объединившись в партию, способны за короткое время привести к полному упадку нравственности общества в целом. В таких условиях даже материнский инстинкт, как критерий поведения особи, зачастую перестает срабатывать. То есть самый важный закон -закон продолжения рода перестает срабатывать в подобных условиях. И история во благо себе освобождается от такого аморального сообщества.

 Во все периоды своего развития человечество вырабатывало общие правила взаимодействия социума и личности. В седьмой главе первой части "Зеленой книги" Каддафи обозначает свою позицию по отношению к Закону общества. Мне лично она показалась спорной и поэтому я высказал собственное мнение по поднятому вопросу.

 Что же пишет полковник? Он отрицает выработку Закона общества комитетом или парламентом. Судите сами, можно ли нашим аналогичным структурам доверить такое действие. Заодно подумайте законно ли будет в последующем отдельным лицам изменять Закон общества? Не говорит ли это об ассоциальном поведении личности? Обычно на такие спорные вопросы отвечает история. Но и личность может хотя бы для себя ответить. А ответив, не участвовать в противоправном действии.

 Каддафи не считает конституцию Законом общества. Конституция, по его мнению, это основной, установленный человеком закон. Становясь основным законом, она порождает проблемы свободы в обществе. Подобные конституции опираются на воззрения господствующих в мире диктаторских орудий правления, начиная от личности и кончая партией. Мне лично трудно не согласиться с этими словами полковника.

 По его мнению Закон общества не нуждается в составлении или выработке. Получается, что созданные обществом соответствующие структуры, вырабатывающие иные законы, рано или поздно должны исчезнуть. Лишь несовершенное, не берущее за основу общечеловеческие критерии общество нуждается в таких институтах правления. А они в конечном счете приведут к власти одного человека. И все общество вынуждено будет подчиняться его аморальным принципам. Не об этом ли говорит пример Гитлера и Муссолини? Думаю, история покажет нашим потомкам и более свеженькие примеры.

 Неэффективными, по мнению Каддафи являются и так называемые референдумы. Они подразумевают односложные ответы, фактически фальсифицируя демократию. Кроме того народы принуждаются к участию в референдумах законами, созданными человеком.

 Ключевым моментом в рассуждениях Каддафи можно считать мысль, что Закон общества -непреходящее наследие, а не достояние лишь ныне живущих. И базой, по его мнению, должны быть обычаи и религия.

 Думаю, очень спорное утверждение. Сколько совершалось, совершается и ещё совершится несправедливости именно под религиозными знаменами. А обычаи племени людоедов не вполне подходят большинству населения Земли. Очевидно, что рано или поздно восторжествует Закон общечеловеческих ценностей.  В современном мире, где сообщества все больше интегрируются между собой, такая позиция наиболее целесообразна. У человечества только два пути. Или принять всем золотое правило нравственности, при этом ограничивая во многом себя, или стремительно деградировать, стараясь за оставшееся время  захватить себе побольше власти и материальных ценностей.

 Выбирай, человек.   


Рецензии