Недо...

О фехтовальщике поговорим в другой раз, хотя его ранняя смерть в сорокапятилетнем возрасте, возможно, и находится в некоторой мистической связи с его именем. Подобные темы всегда интересны обывателям, и в этом смысле – беспроигрышны. Особенно, если потрудиться  над сюжетом и достойно его приправить…

Увы, нижеследующий текст лишён  как самого сюжета, так и обостряющих  его специй. А речь в нём пойдёт всего лишь о приставке, которую прошу не путать с известным дуэтом  (частицей  и предлогом), как правило,  предупреждающем о недопустимости в определённой ситуации шуток и смеха.

Итак,  не желая  складываться  в   …   сюжет, слова  смущённо  уходят.  Им  неловко  слушать  друг друга  в   …   моменты,  требующие   …  тишины.  Поэтому  они  уходят  бесшумно,  по-набоковски деликатно,  «на цыпочках»,  оставляя  позади  себя  следы-многоточия… и  даря  нам  ту  самую  …  недосказанность…

Помолчим и мы, чтобы услышать невысказанное, незримо осевшее между словами…, например,  в  ницшеанском «каждый глубокий мыслитель гораздо больше боится быть понятым, чем непонятым…»

И даже крики, вылетающие из кухонных форточек – «ненавижу недосказанность», «полимерная тянучка», «тягомотина», «зачем всё усложнять»… - не могут помешать нам задуматься о недоговоренном  и  догадаться  о том, что полностью высказавшийся и понятый мыслитель перестаёт быть интересным, теряет загадочность и забывается… Есть и другие гипотезы недоговоренности приведённой цитаты, что лишний раз подтверждает правильность как самого высказывания, так и нашей версии. И почти все они признают  недопонятость  благом  и  для  мыслителя,  и  для  его почитателей.  Вспомним  беднягу  Фальтера  из  «Ultima Thule»   и  возрадуемся  собственному  неведению…

Недо - это не просто приставка…  Это диалектическая форма, указывающая на бесконечную текучесть бытия, на его абсолютную подвижность, на невозможность повторного вхождения в одну и ту же реку… Она разрушает иллюзию завершённости, цинично утверждая, что построенный дом никогда не будет достроен, что любая теория всегда будет иметь продолжение, что  даже  гениальная  идея недодумана,  что  наша  жизнь  есть  вечное  недосуществование, а  смерть – лишь  кажимость  конечности…

Строго соблюдая хронологию, она не допускает преждевременности знаний. Поэтому, зашедшая слишком далеко мысль вызывает лёгкий озноб, а мурашки на коже, подобно многоточию, предупреждают о выходе из зоны очевидного на просторы  недо… И наоборот, озарение, внезапное осмысление бросает в жар, обливает потом. Путь и остановка, динамика и статика… Недо… предполагает движение, развитие, бесконечное стремление к совершенству… Не случайно Творец создал мир незавершённым, предоставив ему возможность  двигаться  по  петляющему  следу многоточия… Завершённость – это застывший образ смерти, вызывающий сначала скуку, а затем страх. Не зря люди боятся скуки, бегут от неё.

Кто-то сошлётся на разницу во вкусах: одному больше нравится васильково-ромашковое поле, освещённое полуденным солнцем, другому – заснеженный хуторок рождественской лунной ночью… Спорить не стану, скажу лишь, что сам предпочитаю… Что же касается простоты василькового поля, то она обманчива, и недосказанности в ней не меньше, чем в  волшебстве  рождественской ночи…

Скорее всего, дело даже не в декорациях, а в нас. Мир же всего лишь чутко реагирует на наши настроения, запросы, мечты…, по возможности  их  удовлетворяя.  Он  подобен  зеркалу,  которое возвращает  нам  каждую  нашу гримасу и тем  самым вынуждает нас меняться…

Поэтому, когда скучнею я, скучнеет и мир, вытесняя многоточия большими жирными точками и восклицательными знаками  и окружая  оскорбительной завершённостью, чем-то похожей на ту, которой знаменитый классик травмирует умы и души читателей… Тогда  я  тяжелею,  утрачиваю подвижность и  перестаю летать во сне.  Тогда же  обращаюсь к Гегелю и, спустя какое-то время уже плыву по небу брассом, по-лягушачьи отталкиваясь ногами от прохладной  прозрачности  пустоты  и от упругих  каучуковых  облаков…  А через несколько дней (о, чудо!)  на  Пейзажной  аллее  встречаю рождённую  дрожащим  воздухом  хрупкую  девушку,  на  плечах  у  которой  шёлковый  платок  с изображением орхидеи и иероглифической надписью: «Ощущение того, что не всё было сказано, вдохновляет…»


Рецензии
Валерий, в который раз насладился вашим стилем и прочитал этот текст вслух жене. Она - кандидат философских наук. Просила меня записать немедленно ее мысли относительно услышанного. Записываю. Он потрясающий художник, артист слова, но жанр его не совсем определен. Он играется со словами как ребенок с красками. Создавая яркое, красивое... Смысл которого не определен, а может и вовсе отсутствует. Но ребенок счастлив, он в восторге от яркости красок и ощущения владения этими красками, не власти, а именно владения, их податливости и своей способности раскрашивать мир. Он может окунуть руки в эти роскошные краски и замазать ими холст. В этом главная красота - в материализации красочности. Как артисты используют скороговорки для отработки дикции, так его вещицы нужны для регулярный отточки ума. Если сравнивать с музыкой, я сравнила бы это с гаммами.

Макс Неволошин   06.04.2013 05:11     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Макс! Рад Вам! Честно говоря, в какой-то момент подумал, что Вы потеряли интерес к моему творчеству и, чтобы не казаться навязчивым, я стал посещать Вашу страницу инкогнито.
Прежде всего - особая благодарность Вашей жене за тёплые слова! Согласитесь, когда слышишь в свой адрес "потрясающий художник, артист слова", то внутри что-то приятно щёлкает... Совершенно согласен с тем, что пытаюсь "раскрашивать мир", делать его чуть красивее и ярче... Однако при этом на первое место всегда ставлю смысл, идею, внутреннюю логику процесса; всегда помню гегелевское: "Красота есть просвечивание идеи сквозь материю". Иногда перегибаю в этом палку, увлекаясь мыслью в ущерб эмоциональности и сюжету... Поэтому я глубоко убеждён, если текст красив, значит он не лишён смысла... А если очень красив, то в нём гармонично присутствует и идея, и эмоции, и сюжет...
Например, как в Ваших рассказах. Конечно же, я прочитал Ваши две последние вещи! Конечно же с превеликим удовольствием!
Как всегда насладился лёгкостью стиля, великолепным чувством юмора, наполнился приятной грустью. Ваши рассказы, Макс - это сама жизнь, где тесно соприкасаются смех и слёзы, где переплетено множество смыслов, которые внимательный читатель видит между строк... Вы умеете быть объективным, не судить и не казнить, предоставляете читателю самому поразмышлять и разобраться, побродить на просторах НЕДО... У Вас стало больше метафор, которые обогащают смысл оттенками. Да, Ваши рассказы наполнены правдой, но от неё не тошно, как бывает тошно от изнанки... Ваша правда выше мерзости, и от неё не хочется умереть, напротив, она - жизнеутверждающа, несмотря на на трагизм и печаль...
Жаль, что роман погибает... Я отчётливо представляю Ваших "Родственников" прекрасным романом в Вашем прекрасном исполнении. А что? Может, всё-таки попробуете?
Искренне желаю успехов!

Валерий Хорошун Ник   06.04.2013 19:31   Заявить о нарушении
Валерий, разумеется, я не потерял интереса к вашим текстам. Дело только в том, что я не люблю читать в спешке и суете. А жизнь на 95% состоит, увы, из них. Но вот приходят два-три ленивых дня, и я читаю последние рассказы своих избранных авторов. В этом есть плюс - у всех появилось что-то новое! У вас есть еще один рассказ, не читанный мной, а у меня, стало быть, предвкушение. Насчет романа... вряд ли, разве что на пенсии, если доживу. А вот что попробовал бы в соавторстве со знающим человеком - это киносценарий. У вас нет такого опыта или же знакомых в этой области?

Макс Неволошин   07.04.2013 03:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.