МЫ НЕ РАБЫ

Медицинский институт - одно из самых красивых зданий в городе Душанбе, утопает в зелени деревьев. С южной стороны, не далеко от его территории, был расположен ботанический сад, а с западной протекала речка Душанбинка. Внизу под высоким обрывом, на голом песке раскинулся немецкий поселок, прозванный в народе вторым Берлином. Немцы, народ работящий и умный, натаскали руками в ведрах земли, раскопали песок, засыпали большие лунки землею и посадили лучшие сорта винограда.
Многие женщины поселка работали в медицинском институте техничками, лаборантками и на других хозяйственных должностях. Тамара Поперёкова, красивая пышнотелая немочка, работала лаборанткой. Умная, смышленая, дисциплинированная и работящая она завоевала уважение всех коллег, научных сотрудников, кандидатов и докторов наук. Дело в том, что она прекрасно освоила гистологическую технику, с помощью которой из тканей и органов изготавливают гистологические препараты постоянные или временные, изучаемые в световом или электронном микроскопах. Гистологический препарат должен иметь прозрачность объекта и контрастность его структур. Достигается это изготовлением тонких срезов, измеряемых в микронах, и различными способами окраски. Работа очень тонкая, нежная, требует больших затрат терпения, выдержки и ума. Все это было у Тамары.
Когда она попросила устроить своего мужа в гараж медицинского института, где было несколько машин, ей не отказали в просьбе. Он был принят на работу водителем грузовой автомашины. Борис Поперёков, русский мужичёк, чуть выше среднего роста, крепкий, физически сильный, сразу влился в коллектив. Его тоже заметило руководство как дисциплинированного, трудолюбивого человека, знающего, когда можно расслабиться, а когда нужно работать на полную силу. Вначале его взял к себе на работу на легковую автомашину заместитель ректора медицинского института. Возил его Борис где-то около шести месяцев, а потом его забрал на свою автомашину марки «Волга» ректор. И так он возил его года три кряду.
Все было хорошо, хозяин был доволен. Ректора приглашали в гости во многие районы Таджикистана. Борис бессменно возил его в гости то в один район, то в другой, а возвращались домой очень поздно и всегда далеко за полночь. Хозяину дарили подарки: иногда целую тушу барана, завернув ее в чистые тряпки, клали в багажник автомашины, а также многое другое, фрукты, овощи. По приезду в Душанбе он отвозил ректора домой. Тот попрощается с Борисом и уходит, а он все выгружает из автомашины и несет в дом, передавая родственникам хозяина. Изредка и ему кое-что перепадало: то мяса немного дадут, то фруктов или крупы какой-нибудь. Борис не отказывался, брал. Это были подарки нищему, но он делал вид, что это его радует и он благодарен за все хозяину.
У него было двое детей, а оклад на этой автомашине маленький. Тамара не хотела, чтоб ее муж работал где-то на автобазе и был не под ее контролем. Здесь, в гараже медицинского института, он был целые сутки на виду. Ректор был доволен своим водителем - всегда под рукой, автомашина блестит, вымыта с шампунем, в рабочем состоянии. Вечером после работы Борис делал всю грязную работу сам, не доверяя слесарям. Он был механик-водитель первого класса.
Дети пошли в школу. Маленькие дети и проблемы маленькие, большие дети - проблемы растут и множатся. Нужно было как-то подзарабатывать на жизнь, добывать лишнюю копейку. И он решил перейти на «зайчатину», т. е. подвозить людей на недалекие расстояния, исполняя функции городского такси, тем более что ректорскую «Волгу» знали все гаишники Таджикистана. Это облегчало задачу при перевозке клиентов. И у него начали появляться лишние рубли, которые ох как нужны были, чтоб купить что-то своим детям. Но вот завистливые глаза увидели, что ректорский водитель на его служебной машине возит пассажиров по городу. И доложили хозяину.
Кончился рабочий день. Ректор, взяв свою супругу и двоих детей, попросил Бориса покатать их по городу, подняться вверх по Варзобскому ущелью, подышать чистым горным воздухом. Водитель выполнил задание, прокатав их без малого три часа.
У хозяина была красавица жена, татарка, чуть выше его ростом. Сам он был почти среднего роста, хорошо сложен, но лицом не вышел. Он знал это, но относился с легким юмором, не переживая за этот дефект, был без комплексов. Детей у них не было. Кто из них был виноват?! Видимо, они знали, но любовь была сильнее всего, а остальное — мелочи жизни. Ректор посетил детский дом и подобрал себе двоих деток - девочку и мальчика. Долго всматривался в лица многих детей, но нашел то, что искал. Дети были похожи на приемного отца один к одному. Это радовало его, и он носился с ними все свободное время. Холил их, одевал и обувал по самой последней моде. Водил их за руки вечерами по городу. Он жил и наслаждался жизнью, как только мог.
В один из дней его пригласили в гости в Орджоникидзеабадский район. Закончив занятия в институте, он,, по телефону вызвал своего водителя, чтоб тот подогнал автомашину к парадному входу. Ему доложили, что водителя и автомашины в гараже нет, что он на выезде. Ректор сказал: «Я жду его, и как только появится, немедленно пусть подъедет к нужному месту», то есть к парадному крыльцу. Ждать пришлось минут двадцать. Борис бегом влетел в кабинет хозяина и доложил, что автомашина подана. Когда ректор сел в машину, то сказал водителю, что они едут в Орджоникидзеабадский район в гости.
По дороге за городом, где кончились перекрестки и водитель не был в напряжении от всевозможных помех на них. Дорога на Орджоникидзеабад была очень широкая, бетонная и профиль одного полотна дороги был отделен от другого широкой полосой земли, уезженной цветами. Дорога проходила недалеко от взлетно-посадочной полосы аэродрома. Видимо, и дорога, сделанная параллельно аэродрому, тоже могла послужить для определенных целей в случае надобности. Деревья от полотен дорог росли далековато, а не как обычно - почти возле нее.
Борис гнал автомашину по самой лучшей дороге Таджикистана со скоростью свыше 120 км в час. Спидометр почти зашкаливал. Ректор попросил сбросить скорость до семидесяти километров в час. Водитель повиновался и сразу замедлил ход автомашины.
- Вот что, товарищ Поперёков. Я хочу с вами поговорить в спокойной для нас обоих обстановке. Мою автомашину «Волга» знают в городе Душанбе очень и очень многие. И не только работники ГАИ или мои студенты, и в ЦК КПСС, и в Совмине. Борис, вы возите, как это у вас по-шоферски называется, «зайцев», то есть клиентов - кто куда попросит подвезти. Мне докладывают, что тебя видели в том или другом месте на подработке. Это ужасно! Не хорошо использовать ректорскую машину для таких целей А если бы ты возил кого-то из работников ЦК КПСС? Ты что, точно так же делал бы?
Борис посмотрел на ректора. Он был чуточку выше его ростом и выглядел как-то браво и^сказал ему:
- Уважаемый хозяин. Когда вас вызывают в ЦК КПСС, и вы там заседаете  чашечкой чая, я часами жду, когда появится товарищ ректор. Но это не все. Вот сейчас: рабочий день окончен, а я вас везу в гости. И когда закончится ваша вечеринка - не знаю. Может в час ночи, а может в два. Вам положат целого барана в багажник, а я покупаю мясо на рынке или в магазине. А ведь оклад ректора со всеми вашими заслугами и званиями в десять раз больше чем мой, а может быть и выше. Я должен сейчас быть дома, а мне приходится выслушивать ваши укоры и всякое такое в мой адрес, тогда, как я бережно и аккуратно везу ректора, чтоб он доехал в гости и обратно в добром здравии. У меня двое детей, которых нужно одеть, обуть, накормить. Значит надо где-то зарабатывать деньги, а где? Воровать я не умею, грабить тоже. Рабочий человек зарабатывает только своим трудом, а что делаю я? Покупаю или прошу бензин у знакомых шоферов, так как механик гаража строго следит за списанием бензина по счетчику. Мне приходится крутиться, выворачиваться. Да, вы вот меня совестите, что Борис бессовестный человек.
Спасибо вам большое. Вы правы, умны и правильно говорите. Но чтобы не ходить в рванье и, чтобы мои родные дети были в норме, я обязан нарушать законы. У вас дети из детского дома - приветствую и уважаю таких мужественных, добрых, хороших людей. Но вы хотите, чтобы мои дети, красивые, беленькие, умные, были нищими, раздетыми, разутыми, а они мои родные. Вы платите мне копейки за работу и заставляете меня жить на них, лишаете возможности заработать что-то лишнее, чтобы купить кусочек масла и намазать на черный хлеб. Да в гробу я видел вашу автомашину и работу на ней, чтобы смотреть, как живут элитные люди и плюют на таких, как я. Пусть Господь будет свидетелем, если я не прав, но вы не считаете наС за людей. А потому Аллах не дал вам своих родных детей. Вы достали меня своими очень частыми разговорами о моей подработке. Премиальных мне не дали, а почему? Чем вы мне помогли, чтоб я чувствовал себя человеком? Кроме унижений и одергиваний, подколок - больше ничего. А ведь ваша жизнь в моих руках. Да, да, в моих руках. Вот можно выбрать дерево, какое вам больше нравится? Дуб, тополь? Смотрите, на спидометре сто километров, а представьте себе, что после такого очень неприятного разговора мое сердце сдало, лопнуло. А? И мы врезались в дерево. Вам устроят шикарные проводы, будут говорить прекрасные слова, могилу засыплют цветами. А ваши домашние начнут беднеть. Им не будет больше такой широкой дороги, как при вашей жизни. Вот она, жизнь человека. А ведь рабочему человеку, такому как я, ник1-о не хочет помочь и хоронить будут немного лучше, чем собаку хозяина. По- моему, мы поговорили с вами по душам, не надо отрываться от народа. Я не зверь, и уничтожить вас не собираюсь, пока при сознании и при здоровой психике. Мы, кажется, подъезжаем к Орджоникидзеабаду, командуйте, куда ехать дальше.
Они доехали до нужного места. Ректор сидел в гостях, ел и пил, наслаждался жизнью. А про Бориса забыли, никто не вынес куска лепешки и не пригласил войти в дом покушать шурпы и выпить чаю. Один большой начальник гостил у другого босса районного масштаба.
В два часа ночи ректор вышел и сел в машину. Его сопровождали, говорили приятные слова. Принесли баранью тушу, завернутую в чистую простыню, и с помощью шофера уложили в багажник. Еще на заднее сидение положили два больших свертка.
В три часа ночи Борис привез хозяина домой, выгрузил подарки и, попрощавшись с прислугой, поехал. Когда ректор выходил из автомашины - не попрощался, пошел, не оборачиваясь во двор.
Утром, приехав на работу в гараж медицинского института, Борис начал мыть и чистить автомашину. Когда работа была закончена, к нему подошел механик гаража. «Борис, тебя вызывает хозяин в свой кабинет, - сказал он. - Со мной разговаривал очень зло. Что-то случилось, наверное».
Когда Поперёков вошел в кабинет ректора, там уже сидели парторг и председатель профсоюза. «Вот что, товарищ Поперёков, - сказал ректор. - Мы посоветовались и решили уволить вас с занимаемой должности как злостно нарушающего трудовую дисциплину человека. Вы используете автомобиль в личных корыстных целях, для наживы. С этим смириться мы не можем и не допустим. По статье увольнять вас не будем и за это вы должны быть нам благодарны. Ваша жена работает у нас в медицинском институте. Она прекрасно справляется со своими обязанностями, так что пусть работает. Ну что вы скажете, товарищ Поперёков?» - спросил хозяин.
Борис повернулся и пошел к двери на выход. Он молчал. Да что можно было сказать этим бандюгам с учеными степенями? А профсоюзный босс — кусок марионетки. Он вспомнил, что вчера наговорил хозяину и рассмеялся. Вспомнил также и про букварь ученика первого класса, где было написано: «МЫ НЕ РАБТЫ, РАБЫ НЕ МЫ».


Рецензии