Православным о православии - 7

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/07/29/1222

Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/07/29/1227



КУПАНИЕ В ПРОРУБИ В ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Православная “Настольная книга священнослужителя” ЗАПРЕЩАЕТ купание в проруби в день Крещения Господня:

«В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воду Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в р. Иордан во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды освященной Церковию в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою – значить требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своею жизнию и здоровьем».

Источник:
– сноска 2.

Вопрос: многие ли православные священнослужители заглядывают в православную “Настольную книгу священнослужителя”?



* * *
ПРИЛОЖЕНИЕ

Четыре аргумента епископа Домодедовского Евтихия (Курочкина) против крещенских купаний.

Источник:
Да, я против крещенских купаний. Почему?

Первое. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).

Хочешь быть последователем Христа – не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.)

Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?!

А вот что повествует Евангелие: «…И требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?..» (Мк. 8:11-12); «Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (Мф. 12:39; 16:4).

Второе. Купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» С.В. Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21).

Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне.

Для меня купание в «иордани» ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком и с былями об особой категории людей, принимающих ванны с шампанским; кстати, эта когорта повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать.

Третье. Крещенское купание – это рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов» (стр. 24). Ему вторит и видный фольклорист XIX века А.А.Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий в книге «Народная Русь»: «Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто – «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле» (глава «Крещенские сказанья»).

Чем же отвечает наш Символ Веры? «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Послушайте, почитайте, посмотрите в Интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническим материалом, посвящённым Богоявлению. Общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха.

Четвёртое. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке литургики в Московской духовной семинарии рассказывал нам об одном батюшке, который нарочно «выранивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому; нам он преподавал это в качестве отрицательного примера. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о крещенских купаниях!

Описав суеверный обычай крещенского купания, С.В. Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены» (стр. 25). Поэтому я категорически против крещенских купаний.



* * *
Вот советы моржа, как начинать купаться зимой: http://www.proza.ru/2011/01/14/372

                2013 янв. 19



Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/07/29/1222

Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/07/29/1227


Рецензии
Написать такое может человек, который, скорее всего никогда не купался в крещенский день.
Я лично купаюсь на крещение (и только в этот день зимой) лет 20 кряду. Чаще всего это происходит в Киеве на берегу Днепра. Никакой особой подготовки перед первым купанием я не проходил. Просто разделся донога, глубоко вдохнул воздух и на задержке дыхания вошел в воду. Уже в воде плавно выдохнул. Ощущение просто бесподобное. Вода не кажется не то что ледяной, холодной не кажется. Окунулся три раза, вышел из воды. Сразу надел тонкое белье, прямо на мокрое тело, тонкие и теплые носки, оделся во все теплое.
Конечно, одеваться на морозе мокрому, особенно если дует ветер не очень комфортно, но вполне терпимо.
Через несколько минут все тело начинает гореть изнутри. Ощущение такое, как будто в тебя закачали большущую емкость энергии.
Каждый раз, кстати, когда еду на купание чувствую себя не здорово - как будто при гриппе, и мысли лезут в голову - "что ты, дескать, удумал, в таком состоянии зимой купаться". Но я то знаю, что это "лукавый" не пускает. Нет думаю, "фиг" тебе! и все равно еду.
Купался много раз на Рязаньщине в купальне Святого Источника Свято Ионо Богословского монастыря (в местечке "Пощупово" на родине С.Есенина.)
Купаются люди самые разные и верующие и не верующие и детки и взрослые и старики и все проходит всегда "на ура".
Кстати, все люди, не зависимо от религиозности или безрелигиозности ведут себя очень аккуратно, с некоторым трепетом и большим уважением к Православной (Крещение) традиции.
Кончно, сильно больным, очень слабым от болезней людям, наверное не стоит. Остальным очень рекомендую не пренебрегать этим замечательным обычаем.
Кстати, монастырская братия и Киево Печерской Лавры и Свято Иоано Богословского монастыря всегда купается, никто им не запрещает, даже наоборот.

Примите Мои поздравления с праздником Крещения. Здоровья всем счастья успехов и Любви.
С Любовью - Константин Баландин.

Константин Баландин   20.01.2014 00:14     Заявить о нарушении
Константин, цитирую Вас: "Написать такое может человек, который, скорее всего никогда не купался в крещенский день". А как Вы относитесь к аргументам, приведённым "Настольной книгой священнослужителя" и епископом Евтихием? Было бы очень интересно прочитать Вашу критику их аргументов.

Игорь Орловский   20.01.2014 03:52   Заявить о нарушении
Да никак, Игорь, и читать не буду. Не может быть убедительно авторитетных доводов против такого замечательного мероприятия для здоровья, причем не только физического, но и Духовного, как купание в проруби (или в оборудованной купальне)в крещенский день.
Это не только церковно обусловленное действо, это Природное явление Космического масштаба. Крещенская вода, даже из под крана, хранится целый год и более и не цветет, не портится.
Пропустить купание в такой день - украсть у себя кусок здоровья и долголетия.
Чтобы заболеть кому-то в результате крещенского купания в проруби - такого не слышал ни от кого, хотя знаю очень многих крещенских купальщиков, и даже в весьма преклонном возрасте. Наоборот все легкие недомагания, как рукой снимает. Ну а лечить этим серьезные недуги я и сам не советую.
Мне самому почти 62 года - купаюсь без проблем, а "вставила" меня в это мероприятие доктор минералого-геологических наук Дроздовская Алиса Акимовна. Она куполась аж до 80 лет. Как Вам это?
Что касается церковной стороны дела, я об этом в публикации уже высказался.
Не стоит искать блох там, где они не водятся.
Советую в следующее крещение искупаться в проруби, уверяю, не пожалеете.
Спасибо.

Константин Баландин   20.01.2014 23:15   Заявить о нарушении
Печально видеть мерзость запустения на святом месте...

Игорь Орловский   19.02.2014 20:05   Заявить о нарушении
Настольная книга священнослужителя попрана, грамотные рассуждения православного архипастыря оставлены без внимания... кем? Человеком, который именует себя православным христианином.

Игорь Орловский   19.02.2014 20:33   Заявить о нарушении
"Настольная книга священнослужителя попрана, грамотные рассуждения православного архипастыря оставлены без внимания..."
Что Вы имеете в виду? Хотелось бы развернутого комментария, грамотной аргументации а не набора деклараций.

Константин Баландин   14.03.2014 21:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.