Незадачливый ученик. Вайшнавская притча

Услышана от Александра Хакимова. Мой вольный пересказ.

Учитель и ученик отправились в дорогу. Почтенный старец ехал на ослике, а его юный спутник шел следом.
Мудрец читал древний трактат, но в какой-то момент задремал и выронил книгу из рук. Ученик подумал, что это какой-то новый урок, который учитель хочет ему преподать, и прошел мимо. Проснувшись, учитель обнаружил, что потерял драгоценный фолиант, и отправил ученика на его поиски. Когда тот вернулся с пропажей, учитель дал ему наставление - всякий раз подбирать книгу, если она упадет. Они продолжили свой путь.
Старика разморило на солнце, и он снова заснул, а с его носа на землю соскользнули очки.
"Учитель велел поднимать мне книгу. Так? - Так. Но очки не книга. Так? - Так. Значит, я не должен их поднимать. Так? - Так,"- рассудил ученик, оставив очки на дороге.
Когда учитель обнаружил пропажу, они были уже далеко. Старик принялся ругать отрока и снова отправил его на поиски пропажи. Когда тот вернулся, он строго-настрого повелел ему подбирать все вещи, которые падают с ослика на землю, и они снова отправились в путь.

В долгом времени аль вскоре старец уснул так крепко, что сам свалился с осла.
"Учитель велел мне подбирать все вещи, которые падают с ослика на землю. Так? - Так! Но ведь учитель совсем не вещь, а почтенный человек! Значит, мне не следует его поднимать. Так? - Так!" - рассудил ученик и побрел за осликом, оставив учителя на дороге.
"Может ты все-таки остановишься и поможешь мне подняться?!" - вздыхая и охая прокричал ему вслед проснувшийся в один миг старец.
"Но, наставник, Вы же сами говорили...." - начал было оправдываться незадачливый ученик.
"Послушай меня внимательно, мой юный друг! Поднимай всё - слышишь? - всё, что падает с ослика на землю!" - строго сказал не на шутку рассердившийся учитель.
"В следующий раз я буду внимательнее", - только и пробормотал ученик, когда они снова тронулись в путь. 
В какой-то момент ослик, на котором ехал учитель, почувствовал зов природы и, задрав хвостик, облегчил свою ношу.
"Ну теперь-то я всё сделаю правильно!"
Парень, помня о строгом наставлении учителя, решил, что нужно подобрать и это.
"Учитель, я выполнил то, что Вы мне велели!" - радостно воскликнул он, поднося старцу пригоршни испражнений осла.
"Иди своей дорогой, парень! - только и сказал ему мудрец. Сомневаюсь, что я смогу научить тебя хоть чему-то".


Рецензии