Последняя Лекция Дриммера

    Я много лет работаю в собесе и насмотрелся всякого, но один персонаж мне крепко запал в душу.  Каждый месяц я носил пенсию Дриммеру Самуилу Афанасьевичу. Первое время он несколько раз вопрошал "Кто там?", прежде чем впустить, но через пол года уже открывал без церемоний, ибо старался я приходить в одно и то же время.
 Однако манера его из года в год оставалась неизменной и приводила меня поначалу в сильное смущение.  Он категорически не брал в руки денег, указывая худой, морщинистой рукой на трюмо. Я настоятельно требовал, чтобы он пересчитал, и он пинцетом осторожно перекладывал купюры из одной стопки в другую. Это занимало время, и я в конце концов просто стал класть деньги на указанное место, получал роспись и уходил.
 Дриммер представлялся мне слегка выжившим из ума дедулей, но полностью оценил я всю глубину его сумасшествия лишь однажды, когда ему вздумалось излить передо мной свои бредовые идеи.
 Как обычно, Дриммер, в заношенном до дыр, выцветшем халате  открыл дверь и впустил меня.  Я положил его пенсию на привычное место и протянул ему ведомость.
 Пока он расписывался, меня дёрнуло за язык сказать:
- Странное дело, Самуил Афанасьевич. Все любят деньги пощупать, потеребить, а то и послюнявить, а вы их боитесь, словно чуму.
Дриммер положил ручку на стол, взглянул на меня колючими щелочками глаз, почесал крючковатый нос и сказал:
- А знаете ли, молодой человек, вы в точку попали: деньги и есть чума нашего века.  Не говоря уж о том, что это рассадник миллионов различных видов бактерий и вирусов, так это ещё и страшная заразная болезнь духовного состояния общества. И это чепуха, что деньги успокаивают нервы. Отнюдь, именно их наличие обуславливает всемирное распространение неврозов, психозов и даже самоубийств. Давно подмечено, что мир сходит с ума, так вот, по-моему, это всё из за денег.
- Это вы зря, - с усмешкой протянул я, - когда располагаешь приличной суммой, чувствуешь себя куда приятней.
- Я имею в виду не наличие денег у конкретного лица и его личные ощущения, которые, кстати сказать, могут быть обманчивы, а скорее существование денег в принципе, как явление.
- Они были и всегда будут, это неизменно, как и человеческая натура.
- Вы правы во второй части, но ошибаетесь в первой: необходимость появления денег возникла с разделением труда и в то время они способствовали развитию креативного начала человечества.  Теперь же, когда производительные силы находятся на такой высоте, что могут без особого напряжения прокормить и обеспечить необходимым буквально всё человечество, деньги начали играть тормозящую, коррозийную и даже губительную роль. Теперь творческое начало человека направлено не на то чтобы создавать, а на то, чтобы урвать как можно больше денег. И человечество нельзя в этом винить: просто стало гораздо выгоднее не создавать, а ловкими финансовыми операциями перераспределять потоки материальных благ в свою пользу. А если исчезнут деньги, то как же один сможет изъять продукты труда у другого?
Я рассмеялся и сказал:
- А как же тогда будет происходить обмен этими продуктами между производителями?
- Как такового обмена не будет. Вместо него создадут единую материальную базу произведённых благ в расчёте на душу населения. Поскольку она будет единая, то война как институт разрешения экономических противоречий исчезнет. Каждый житель планеты будет занесён в единый реестр, и приложив палец к идентификатору, сможет получить необходимое пропитание, одежду и прочие недорогие атрибуты бытия. При устройстве на работу вам выдадут карточку, по предъявлению которой вы сможете отовариваться в многочисленных филиалах без всяких денег предметами первой необходимости. При утере карточки, вам выдадут новую по отпечатку вашего большого пальца и сканирования зрачка.
- Тогда я сразу побегу приобретать яхту или феррари, - воскликнул я, входя в азарт.
Дриммер с сожалением окинул меня взглядом, почесал лысину в обрамлении седых кудряшек и сказал:
- Карточки, конечно, будут различных градаций. Самыми низшими, социальными, на которые вы сможете сносно питаться и одеваться, будут обладать те кто не желает или не может трудиться.  Работающие будут располагать другой повышенной категорией, дающей право взять телевизор, холодильник, машину, марки которой будут варьироваться в зависимости  от вида работы с её определённым типом карты. И ещё большое количество постепенно повышающихся градаций, венцом которых будет элитная карта, предоставляющая право на дома, яхты, норковые шубы, коттеджи, драгоценности, картины Ван Гога и так далее.
- То есть я устроюсь на работу, получу карту, наберу по ней себе всякого добра на десять лет вперёд, затем уволюсь и отдам карту?
- Нет, первые пол года у вас будет одна ступень допуска  к материальным благам, через год другая, и чем дольше вы работаете на этом производстве, тем шире спектр предоставляемых услуг.
- Получается всё равно, кто то будет богаче, кто то беднее? В чём же смысл?
- А в том, что как, к примеру, можно будет делать откаты? Что откатывать? Денег ведь не существует в природе! А как пилить бюджет, если его нет? Как дать взятку? Машиной? Зачем чиновнику машина? У него есть своя шикарная, ведь у него будет одна из высших категорий карта. Он в любое время придёт и возьмёт ещё одну модель.  Так что пошлёт он любого со взяткой. Остаются только угрозы и, простите секс.  Но молоденькие красотки и бандиты не составят и сотую долю той саранчи, которая нынче погрязла в коррупции. Да и то сказать, бандитом быть станет не выгодно. Чего грабить? Как прятать? И куда потом девать награбленное? Нет главного инструмента и цели криминала - денег! Преступность со временем отпадёт как хвост у  древнего человека.  Большая часть населения, вместо того, чтобы использовать свою энергию на приобретение денег, как это происходит сейчас, переключится на созидание. Вместо конопли зацветут маки, бывший торговец наркотиков станет выращивать цветы, криминальный авторитет сядет за сочинение романа и, вместо пули, в конце жизненного пути получит нобелевскую премию в виде, например, яхты. Похитители людей займутся археологическими раскопками, и найдут невиданные доселе культурные достижения древних,  в том числе библиотеку Ивана Грозного. Громадные производительные  силы,  скованные в мёртвом оцепенении болезнью цивилизации под названием деньги, оживут, восстанут и примутся за полезную деятельность. Планета расцветёт и все станут счастливыми...
  Бурную речь Самуила Афанасьевича прервали звонки в дверь. Нехотя он пошёл открывать.   В квартиру вошли трое мужчин, в одном из которых я узнал участкового, двое других были одеты в форму судебных приставов.
- Вы Дриммер Самуил Афанасьевич? Вот решение суда о наложении ареста на ваше имущество, - сухо выпалил один из приставов, что был  с красным лицом и постарше возрастом. Дриммер взял протянутую  ему бумагу и уткнулся в неё. Я с недоумением взглянул на участкового и спросил:
- Что это значит?
- Вы кто? -  спросил старший пристав, уставившись в меня колючим взглядом.
 Я представился и напомнил, что как представитель учреждения заботящегося о пенсионерах -инвалидах, имею право знать обстоятельства наших подопечных.
- Пожалуйста, - вспыхнул пристав и протянул мне листок, - не платит за квартиру пять лет! Сколько раз предупреждали, в суд подали, а ему нипочём! Двести тысяч долгу!
Будем описывать имущество!
 Он взял ноутбук, стоявший на столе, и положил к двери.
- Это господина из собеса! - крикнул Дриммер, указывая на меня пальцем. - Он принёс с собой, ну и положил пока.
- Это ваш? - спросил старший, пришпилив меня взглядом к стене.
- Да, - я кивнул и почувствовал неловкость.
- Извините, - проворчал пристав и протянул ноутбук мне.
Я попрощался и с компьютером подмышкой удалился.
  Вечером я долго звонил в квартиру Дриммера, и никто не отвечал. Из- за приоткрывшейся двери напротив выглянула женщина, обдав меня духом жареной картошки и тушёного мяса, и сказала:
- А Самуила Афанасьевича увезли.
- Как это? - оторопел я. - Сердце прихватило? В какой он больнице?
- Нет, - вздохнула соседка. - Совсем увезли. Помер он. Говорят сам вызвал скорую, а когда она приехала, дверь никто не открывает. Я вышла и говорю, дома он, мол, никогда не выходит. Ну они милицию вызвали, дверь взломали, а он готов. Небось обширный инфаркт. Ко мне уж дознаватель из органов приходил, а что я знаю? Приставы у него мебель днём вытаскивали, а что там и как, не моё дело!
 Дверь закрылась, и я хотел было позвонить в дверь к женщине с тем чтобы оставить ноутбук ей, но затем передумал и зашагал по лестнице вниз.
 " У этого чудака, наверное, ещё много различных диковинных идей, с которыми я смогу скоротать тихие зимние вечера," - подумал я и вышел на улицу.


Рецензии