Круиз по стиксу продолжение 10

Марина провела пальцем по лакированной крышке фортепиано: давно тут никого не было, легкий слой пыли. Как она любила свой класс! Это - как дом.
В дверь поскреблись.
- - Входи, Аня! – крикнула Марина. Беленькая девочка открыла дверь,  и ее лицо озарилось радостью:
- - О! Вы пришли!
- - Скучала? – улыбнулась ей Марина. Девочка кивнула. – А учила?
- Аня опустила глаза, и Марина рассмеялась.
- - Ладно, сейчас разберемся! Открывай ноты.
- Аня расстроено засопела. Очень медленно раскрыла нужную страницу.
- - Я не понимаю, как это играть.
- Марина устало вздохнула: опять все с начала! Ведь перед каникулами все разобрали! Но и у нее нет инструмента, что можно требовать от ребенка!? Сегодня тяжелый день: все «безлошадные» ученики – четверо! Обычно такие после первого года бросают учиться. Но Аня не бросила, второй год доучивается. А Сережка все рекорды побил! Так, глядишь, и школу кончит без пианино!
- У Ани другой случай. Семья бедная, на инструмент рассчитывать нечего. Хорошо, что живет близко, приходит заниматься в школу. Способная! Музыкальная!
- Как странно, что музыкальные способности без развитых умственных ничего не решают! Ну, и толку с того, что Аня хорошо слышит, чувствует музыку! А умишко – с горошинку. А в музыке нужно элементарное соображение. Как и везде. Логика – хоть бы для того, чтобы запомнить ноты.
- - Я не можу тут сыграть, – заканючила Аня.
- Марина потянулась к клавиатуре.
- - Смотри, в этой пьеске словно играют два инструмента: волынка и бубен. Барабан, чтоб понятнее. Ты будешь играть за барабан, а я за волынку. Тут на одной ноте, легко, - мягко и терпеливо улыбнулась девочке Марина.
- Аня нашла нужные ноты в басу.
- - Готова? Начали!
- Чувство ритма у девочки прекрасное! Она быстро разобралась, и ни разу не ошиблась. После второго раза – ей понравилось, и она заулыбалась.
- - Давайте ще раз!
- - Давай, - Марина погладила русую головку. – Теперь давай поменяемся, ты будешь волынкой. Мелодию уже запомнила?
- Аня кивнула. Еще несколько минут – и первое предложение сыграно внятно и ритмично.
- - Ну, вот и все! А теперь попробуй сама сразу и за барабан, и за волынку. Ты уже знаешь обе партии.
- Улыбку словно кто-то стер с Аниного лица! Нужно ДУМАТЬ! Нужно совместить. Музыка исчезла, остались каверзные задачи.
- Через двадцать минут у нее получилось, и она радостно улыбнулась: понравилось. Теперь она будет долго играть этот отрывок сама в классе, поражаясь, как это ей удалось…
- - Анечка, вот вам с мамой два билета на концерт. Может, эту пьеску тоже сыграют, послушаешь, как она должна звучать, - пытается заинтересовать девочку Марина.
- - Не! Не хочу. Вы же мне ее уже играли, я знаю!
- - Артист будет играть лучше меня. Он только один раз приезжает, не пойдешь – больше никогда не услышишь, - настаивает Марина. 
- - Я у мамки спрошу, - уклончиво отвечаем Аня. Берет билеты и уходит. Через полчаса возвращается:
- - Не! У нас денег нет.
- Марина молча берет билеты назад, понимая, что это отговорка: ТАКИЕ деньги есть у каждого… Просто маме не хочется упускать сериал, который как раз идет в это время.
- - А тебе разве самой не хочется пойти? – спрашивает Марина. – Пойдешь со мной? Тогда тебе нужен всего один билет. Представь: все нарядные, придут на концерт, свет погаснет в зале и зазвучит музыка. И ты нарядная, в новом платье… - пробует с другой стороны Марина. Но Аня пожимает плечами: зачем ей это?
- Следующий ученик – взрослая маленькая модная дама, выпускница. Ресницы накрашены. Дорогой свитер. Задержалась взглядом на Маринином новом платье: оценила, удовлетворенно опустив ресницы.
- - Лена, сколько билетов на концерт тебе оставить? Пойдешь с подружкой или сама? – спрашивает Марина.
- - А когда концерт? – томно осведомляется юная леди. Марина называет день.
- - Ой, какая жалость, у меня как раз этот вечер занят!
- - Что, не можешь отменить? – спрашивает Марина, уже зная ответ. Лена закусывает губку и умоляюще качает головой.
- - Пойди на другой концерт, - не сдается Марина. – Их три в разные дни, и все отличные.
- Лена снова качает головой и опускает глаза.
- - Нет, Марина Ивановна, я не смогу. Я очень занята эти дни.
- Марина убирает билеты и отворачивается к окну, едва сдерживая слезы. Унижаться перед ними? Объяснять, в какое положение ее ставят? Билет стоит – ерунда, но их у нее тридцать – по десять на все концерты! А учеников  - восемнадцать. Даже не на всех.
- Нужно заставить. Нужно по-другому с ними: это входит в программу обучения, наконец! И дело не в них, а в самой Марине: дурацкая невозможность заставлять кого-то что-то делать насильно. Сама не терпит принуждения, и не допускает принуждения других… а надо на веревках – в рай. Надо, иначе не дойдут до него никогда.
- Впрочем, вкусы разные. И рай у каждого свой…
- Лена вышла, и Марина смахнула злые слезы.
- Все должно быть по любви. Они должны идти – ради любви к ней, к Марине, если не ради любви к музыке. Значит, не любят ее. Не уважают. Разве Марина смогла бы отказаться, если ее любимая учительница сказала: - «Иди!»? Чуть дыша, взяла бы билет, и была внимательна на концерте, чтобы понять, что же такого в этой самой музыке, если она нравится любимому человеку?
- - Маринка, что с тобой?
- Валентина Николаевна. Вошла неожиданно, и Марина не успела вытереть слезы.
- - Из-за билетов, что ли?
- - Как к ним можно с любовью относиться, если даже на такую малость они не способны? – закрыла лицо руками Марина, плача от обиды. – Тут свекровь заедает за эти деньги, а мне придется пол аванса отдать, просто так, потому, что  родители моих учеников не желают уделить время своим детям!
- - Маринка, перестань! Да раздадим мы с тобой эти билеты! Первый раз, что ли! Еще и благодарить будут, что заставили пойти. Ты от них хочешь чуткости и понимания, как от взрослых, как от близких людей. А это же – заготовка! Бревнышко, из которого еще не выстрогали Буратино! А строгать – нам.
- - Не нам. Их уже настрогали. Нам – шлифовать. Отделывать эти заготовки. А они не хотят. Так дубами и останутся!
-   Валентина повернула ее к себе:
- - Марин, да что с тобой? Это же форменная истерика! Что-то дома случилось? Ведь из-за этих дурачков ты не могла так расстроиться?
- Марина судорожно вздохнула и вытерла глаза. Да что это с ней, в самом деле? Такого еще не было!
- В дверь заглянули ученики.
- - Погуляйте в коридоре, - сказала Валентина. – Вас позовут.
- Через пять минут Марина успокоилась настолько, что Валентина открыла дверь и позвала двух веселых девиц-старшеклассниц.
- - Марина Ивановна, если у вас остались билеты, уступите их мне! Мои ученики из рук вырвали, даже мне не осталось! Да и не удивительно, такие концерты, такой высокий уровень исполнителей  наш город давно не слышал, - весело и уверенно сказала Валентина.
- - А что за концерты? – заинтересовались девчонки.
- - Пианист приезжает, Бетховена играть будет. Кстати, ты ведь «Лунную сонату» играешь? – сказала Марина, почти успокоившись, одной из них. – Так вот она тоже в программе.
- - Ой! Я хочу пойти послушать! Марина Ивановна, вы же нам билеты дадите? Сколько стоит?
- - Две гривны билет, - нехотя сказала Марина.
- - Настя, пойдем, да? И Ольгу возьмем, она всегда приходит, когда я сонату учу, и слушает. Оля – это наша школьная подружка, - объяснила девочка Марине. – У нас и деньги есть сейчас.
- Они взяли билеты и весело убежали. Валентина улыбнулась:
- - Мариночка, вот видишь, не все так плохо, как кажется. Надо в них верить. Да, большинство людей плохи. Нет, даже не так: в человеке все время идет борьба хорошего с плохим, с переменным успехом.
- - Не такой уж он переменный, этот успех, - проворчала Марина, – все больше плохое побеждает…
- Валентина засмеялась:
- - Переменный! Все очень быстро меняется. Вся надежда – на перемены. Пока ты будешь расстраиваться, все станет хорошо, потом плохо, и потом – снова хорошо. Надо всегда об этом помнить.
- - Хотите сказать, что жизнь все-таки прекрасна? – усмехнулась Марина, начиная приходить в себя.
- - Прекрасна, девочка, а как же! На то она и жизнь


Рецензии