1 - 14
Это самая нелитературная эпоха. Гос-во реформировалось, произошла приостановка лит. П1 был человеком дела, а не эстетического удовольствия, это эпоха народа и вещей. Был создан флот, рег. армия, синод, С-Пб как антипод Москве. Было создано 650 книг, П1 требовал, чтобы книга была полезной, это были в осн. учебники, почти все переводы. В 1722 был создан табель о рангах. Степан Яворский и ДМ ростовский Были приглашены Петром с Украины, чтобы пропагандировать реформы. Стефан- рязанский митрополит, ректор СГЛ академии, глава святейшего синода. Силлабические стихи и полемические произведения. Дмитрий Ростовский был назначен ростовским митрополитом
Обоим не нравилась разгульная жизнь П и они время от времени пытались наставить его на путь истинный. Это заставило П приблизить к себе Ф Прокоповича.
2.Жанровый состав русской литературы 18 века
Русский классицизм появился и начал свое развитие под воздействием эпохи Просвещения.
Поскольку в стране процветал культ науки, разума, просвещения, то и в литературе главным героем является просвещенный монарх или идеальный гражданин, который разделяет идеи Петра. Идеалы классицизма - стройный порядок и гармония, воплощенные в определенной иерархии. Воля, чувство общественного долга, патриотизм возвышались поэтами-классицистами. Они славили превосходство государственного над личным, разума- над чувствами, порядка - над хаосом, цивилизации - над природой. Иерархичность проявилась и в самой литературе. Классицизм резко разделил ее жанры. Гражданская тема облекалась в форму торжественной оды, а описание частной жизни доставалось более "низким" жанрам.
Естественно, что каждый жанр имел свой "набор" стилистических средств. Такое разделение на жанры имело большое прогрессивное значение, поскольку позволяло литературе отражать разнообразные явления жизни. Оды писались книжной лексикой с использованием старославянизмов, элегии - с определенным числом церковнославянской лексики и разговорной, басни и комедии - просторечиями (согласно теории "трех штилей" М.В. Ломоносова).
Но шло время. Менялись правители. Все дальше и дальше уходили петровские времена и к середине XVIII века многим стало ясно, что образ идеального просвещенного правителя далек от реальной жизни.
В этот период появляется новое литературное направление - сентиментализм (М.Херасков, М.Муравьев, Н.Карамзин, И. Дмитриев и др.), характеризуемый повышенным интересом к внутреннему миру человека. Сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, что на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в общество. Отсюда вера сентименталистов в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. В произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию. Первоисточником добродетели сентименталисты считали чувствительность, поэтому стихи их были наполнены состраданием, тоской и печалью. Сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. На первое место вышли элегии, послания, песни и романсы.
Главные герой - обычный человек, стремящийся слиться с природой, найти в ней мирную тишину и обрести счастье. Сентиментализм, как и классицизм, тоже страдал определенной ограниченностью и слабыми сторонами.
И снова российская действительность вторглась в мир поэзии и показала, что только в единстве общего и личного, причем при подчинении личного общему, может состояться гражданин и человек. Это доказал в своем творчестве "отец русских поэтов" Г.Р. Державин, который сумел своими произведениями показать, что все стороны жизни достойны поэзии.
Но в поэзии конца XVIII века понятие "русский человек" отождествлялась лишь с понятием "русский дворянин". Державин сделал только первый шаг в понимании национального характера, показав дворянина и на службе Отечеству, и в домашней обстановке. Цельность и полнота внутренней жизни человека еще не были раскрыты.
3.Театр и драматургия петровского времени
Театр в России появился в 70 гг 17 в это был театр 1 зрителя – царя, придворный театр Алексея Михайловича.
Пьесы писал немецкий пастор на библейские темы, спектакли шли по 8-10 часов. При п1 театр развивается, 3 типа театра:
1 публичный
2 придворный
3 школьный
Публичный театр был организован в 1702 г, немецкие актёры, унижение для Москвы, театр на красной площади, 15 пьес, закрыт в 1707, репертуар был светским, и современные, и эпохи возрождения(Мольер), и античной истории. Театр показал, что человеческая жизнь м/б предметом искусства. Придворный театр 1707-1717гг. Был создан в Преображенске. Было написано несколько русских пьес:
- пьесы светского содержания, источники рыцарские романы.
- Жития святых, они назывались либо действиями, либо комедиями. Школьный театр существовал при учебных заведениях. Пьесы писались учителями риторики и пиитики. Актёрами были дети. Шк театр выполнял воспитательные функции. Сюжеты брались исторические. Театр пытался развить интонацию, дикцию. Самым первым школьным театром был театр СГЛ академии в 1702г. Театры в провинции просуществовали до 19 в , пьесы школьного театра делятся на 3 группы:
-Пьесы религиозного содержания – МОРАЛИТЕ, сюжетом служили библия и жития святых.
- Историко-панегирического содержания. Сюжеты из исторических событий.
- Диалоги и декламации.
Поэтика школьного театра чисто барочная. Речь идёт о переломе судьбы героя: От счастья к несчастью и наоборот.
4.Путешествие Радищева
. Александр Николаевич Радищев — первый в России революционный писатель, провозгласивший право народа на насильственное свержение деспотической власти помещиков и царя. Радищев — предшественник декабристской и революционно-демократической мысли XIX в. Лучшим произведением Радищева является его «Путешествие», Эта книга оказалась вершиной общественной мысли в России XVIII в.
«Путешествие» — одно из ярких произведений русского сентиментализма. Это в высшей степени эмоциональная книга. «Чувствительность», по глубокому убеждению Радищева, — самое ценное качество человека.
На первой странице автор указывает на причину, побудившую его написать книгу: Я оглянулся вокруг и душа моя застродала от человеческих страданий. Жалость рождает желание помочь угнетенным. К кругу «чувствительных» героев относится и путешественник. Он эмоционален, впечатлителен, отзывчив к чужой радости и к чужому горю. Одним из выражений чувствительности в «Путешествии» служат слезы, которых герои сентиментальных произведений никогда не стыдятся, видя в них проявление тонкой духовной организации человека. В слезах прощается путешественник с друзьями. Повышенная чувствительность путешественника выражается не только в слезах, но и в жестах, поступках. Так, на станции Городня он «прижимает к сердцу» молодого рекрута, хотя видит его впервые. В Едрове он обнимает и целует крестьянскую девушку Анюту, что привело ее в немалое смущение. В противоположность крестьянам помещики изображены в «Путешествии» как люди, утратившие не только чувствительность, но и элементарные человеческие качества. Праздность и привычка повелевать глубоко развратила их и развила высокомерие и черствость. Дворянка из главы «Городня» «с красотою телесною соединяла скареднейшую душу и сердце жестокое и суровое». Жанр «путешествия», выбранный Радищевым, чрезвычайно характерен для сентиментализма. Он берет свое начало от «Сентиментального путешествия» Стерна. Форма, созданная Стерном, могла наполняться самым разнообразным содержанием. Но механизм использован Радищевым вовсе не постерновски и с другими целями. «П.» изложено в форме записок путешественника, куда искусно введены произведения других жанров: сатирический «сон», ода «Вольность», публицистические статьи (напр., «о происхождении цензуры», глава «Торжок»). Такая форма худ. произведения была новаторской для рус. лит-ры 18в. И давала Р. возможность глубоко и многопланово рассказать об общественной и духовной жизни нации. Стиль книги Радищева сложен, но в этой сложности есть своя логика и свое единство. Р. приводящий в систему многообразные впечатления внешнего мира— факт, чувство, мысль. Первый из них — реально-бытовой — связан с описанием многочисленных явлений, наблюдаемых путешественником. Лексика этого стилистического пласта отличается конкретностью, предметностью. Второй стилистический плаcт — эмоциональный. Он связан с психологической реакцией путешественника или других рассказчиков на те или иные факты и события. Здесь представлены самые разнообразные чувства: умиление, радость, восхищение, сострадание, скорбь. Третий пласт — идеологический — содержит размышления автора, в ряде случаев выраженные в пространных «проэктах». В основе этих рассуждений — просветительские идеи: право на самозащиту, воспитание человека и гражданина, законы природы и законы общества. Для этого пласта характерно употребление церковнославянской лексики, высокая гражданская речь. Радищев сосредоточил внимание не на моральных, а на социальных и политических проблемах крепостнического государства. Как добросовестный следователь, Радищев собирает улики против самодержавного государства. Чем больше обличающих фактов, тем убедительнее приговор. Здесь типичное представлено множеством персонажей, в массе своей дающих представление о сущности, о социальной природе двух главных сословий тогдашнего русского общества — помещиков и крестьян. Основа «Путешествия» - призыв к революции, но Р. понимает, что настоящее освобождение возможно только через десятилетия, поэтому пока надо хоть как-то облегчить участь кр-н другими путями.
5.Классицизм как литературное направление и метод
Классицизм - общеевропейское направление зародилось во Франции в 1 1/2 17 в. Родоначальником был Малерб одописец. Смена жанров произошла благодаря смене культурных ориентиров, суть петровских реформ закл в секуляризации, что принесло свои сдвиги. Господствующей темой стали отношения человека с государством и обществом.
Классицизм-это лит прославления государства и государственности. Дилемма человек и гос-во решается в пользу гос-ва, чел должен подчиняться законам гос-ва и быть патриотом.
1) рациональная природа-разум
2)пассионарная природа-стихия человеческих чувств и страстей.
Эти 2 природы противоположны по своей сути. Гл идея-подчинить стихию страсти разуму. Образом для литературы классицизма служила античность. Принципы ант иск-ва: 1) простота
2) симметрия
3) гармония
4) ясность
По представлению классицистов красота есть нечто неизменное. Она основывается на опр принципах, кот постигаются рациональным путём. Писатель-учёный, постигающий красоту.
Сопоставление ТВ-ва поэта с другими работами.
Важная особенность класс-тв личности не придавалось первоначального значения.
Например в споре м/у Тредиаковским и Ломоносовым главнее не личность поэта, а стихотворный размер.
ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА КЛАССИЦИЗМА.
Ст Ломоносова о пользе книг церковных в русском языке. Установил 4 уровня
ПЛАН ФОРМЫ:
лексический уровень-речение
Стиль-сочетание речений
ПЛАН СОДЕРЖАНИЯ:
3) жанр-ода, комелия и др.
4) предмет-материя (то, о чём речь).
РАЗДЕЛЯЕТ СЛОВА НА ГРУППЫ
Слова ц/сл яз, кот вошли в еж обиход, бог, рука
Слова ц/сл яяз, воспр как архаизмы, но так же всем изв, насаждённый, господень.
Слова рус яз, кот нет в богослужебных книгах, пока, лишь
Ломоносов выделяет 3 штиня: - высокий
- посредственный
- низкий
Высокий обр путём речений 1 и2 гр, средниё-1,2,3 гр
Низкий-путём сочетания 1 и 3гр Каждой группе соответствует своя система жанров. К высокому- героическое, торжественное, похвальное, философское, Жанры:
- героическая поэма
- ода, - проповедь.
К средним отн : нежность, осуждение, осмеяние, история и учение.
- стихотворная сатира
- элегия и эклога
- учебники, - ист соч.
К низким отн комическое, увеселительное, повседневное, Жанры:
- комедия
- увеселит эпиграмма
- песня, - друж. письма.
Трагедия занимает промежуточное положение м/у выс и ср стилями, там есть и героическое, но есть и нежность. Любое произведение должно обладать моралической ценностью, жанр д.б. чистым, не должен допускать проникновения др жанров, т.е. их смешений.
6.Специфика жанра Путешествия из петербурга в москву
Форму романа в путевых заметках Радищев позаимствовал у английского писателя Лоренса Стерна. Эта форма является способом изложения мыслей Радищева об общественном устройстве России(1784-1789)
7.Жанр стихотворной сатиры Кантемира
Творческое наследие Кантемира невелико, в основном он занимался переводами сатир фр писателя Буало. Также он создал русс/фр словарь, указатели к псалтырю, незаконченную «Петриаду», в общ сложности он написал 9 сатир.
5 сатир он написал в Лондоне, а 4 в России, они были изданы на русском языке в 1762 г при Е 2 .
Издал их Иван Барков. В литературу Евр класс сатиры пришли из ант традиции. Ювенал, Гораций, в Евр-Буало.
- сатира на конкр. лицо-памфлет
- сатира на пороки пишется на конкр порок, осуждая глупость и скупость, чаще всего персонажи наделялись греческими именами.
- сатира пишется на опред. типаж с множеством намёков. Предметом иск-ва классицизма явл. не иждив., сатира должна излечивать общество. Позже сатиры писались преимущественно на общий порок. Стихотворная сатира строилась из цепочки монологов отр. героев. Автор оценивает героев прямо в тексте, иногда сатира строится как диалог м/у пол и отр. героем. Наибольший интерес представляют собой 1, 2 и 9 сатиры. 8 не сохр. в рукописях. Выбор стих сатиры диктовался теми обст. в которых жил писатель Реформы П хотели пересмотреть, Кантемир пытался защитить преобразования Петра. 1 2 9 посвящены фактам русской действительности. 1 написана в 1729 г. Кантемир использует приём саморазоблачения героя, не собственно прямая речь, в которую вставляются слова автора., также Кантемир вводит приём опредмечивания героя.
Настоящая слава пришла к Кантемиру после смерти,
Кантемир 1 писатель, завершивший силлабическую традицию.
8.Изображение русского национального характера в Путешествии Радищева
Р. показывает крепостничество как страшное зло с самых разных точек зрения. Он показывает, что оно несправедливо, рисует жестокие картины дикого произвола помещиков, издевательств над крепостными, беспредельной эксплуатации их. Он доказывает, что крепостное право и незаконно.
Народ в произведении Радищева это, прежде всего крепостные крестьяне. «Любань». В этой главе говорится о том, что труд крепостного невыгоден и в целом обрисовать всю картину взаимодействия барина и крестьянина. Путешественник встречает крестьянина и будучи проницательным человеком, понимает, что он работает не на барской земле, а на своей. Завязывается разговор «Так ли ты работаешь на господина своего? Нет, барин, грешно было бы так же работать. У него на пашне 100 рук на один рот, а у меня 2 для семи ртов, сам ты счет знаешь. Да, хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут». Так же в этой главе намечены два направления: бесправие крестьян «помещичьи крестьяне в законе мертвы», назревающий протест «Страшись, помещик, жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение». «Медное». В ней описан бесчеловечный обычай продажи крепостных. Путешественник смотрит бумаги и находит в них документ, в котором говорится, что «по определению уездного суда или городского магистра, продаваться будет с публичного торга отставного капитана Г. Недвижимое имение, дом, и при нем 6 душ мужеского и женского полу. Желающие могут осмотреть заблаговременно».И тут представлен торг людьми. Старик, старуха «кормилица матери своего молодого барина», которым барин и его сын обязаны жизнью, молодая девушка и ребенком на руках «младенца, плачевный плод обмана или насилия, но живой слепок прелюбодейного его отца». Преступность продажи крепостных поотдельности или с приплодом усугублялась с формальной стороны, потому что указом запрещалось продавать крестьян без земли. «Городня». В этой главе путешественник знакомится в рекрутом Иваном, который совсем не тужит о том, что его отправляют на службу. Воспитывался он при гуманном барине, который обещал ему вольную, да только вскоре умер, а жена его сына, женщина жестокосердная всячески Ивана истязала «пощечинами», «батажьем», «кошками», заставляла его жениться на обесчещенной горничной девке, от чего он отказался и был сослан в армию. Эта глава говорит о том, что появление таких добрых помещиков ничего не изменит в судьбе крестьянства.
9.Сатира Кантемира К уму своему
Первая сатира («На хулящих учение. К уму своему») открывается знаменитыми стихами: «Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Покойся, не принуждай к перу мои руки…»
Сатирик перечисляет доводы тех, кто считает науки ненужными. Ханжа Критон видит в них причину безбожия: «Расколы и ереси науки суть дети; / Больше врёт, кому надо больше разумети». Прежде люди покорно шли к церковной службе и слушали её, не понимая. Теперь, к соблазну Церкви, стали сами читать Библию, забыли про посты, не пьют квасу, разучились класть поклоны и ставить свечи, считают, что монастырям не пристали вотчины. Скопидом Сильва говорит, что учение наводит голод: не учась латыни, больше собирали хлеба. Дворянин не должен грамотно говорить и постигать причину мира: он от этого не узнает, сколько крадёт приказчик и как прибавить число бочек с винного заводу. «Землю в четверти делить без Евклида смыслим, / Сколько копеек в рубле, без алгебры счислим». «Румяный, трижды рыгнув, Лука подпевает»: наука мешает людям веселиться и разрушает компанию. Вино — дар божественный; весёлый человек, оставя стакан, не возьмётся за книгу. Щёголь Медор тужит, что на книги много исходит бумаги, а ему уже не на что завернуть завитые кудри; Виргилий и Цицерон двух денег не стоят перед славным портным и сапожником. «Вот часть речей, что на всяк день звенят мне в уши».
Да и видно, что без науки легче добиться успеха. Чтобы стать епископом, довольно клобуком покрыть главу, брюхо — бородою и, раздувшись в карете, всех лицемерно благословлять. Судье довольно вздеть перук с узлами и бранить приходящих с пустыми руками. Законов ему знать не надобно: то дело подьячих лезть на бумажные горы.
Всякий невежда мнит себя быть достойным самого высшего чина и почестей. Так уму и не надо этих почестей искать, а надо, сидя в своём углу, в себе самом хранить знание о пользе наук, а не объяснять её другим.
Предлагаемая вниманию учащихся I сатира Кантемира «На хулящих учения. К уму своему» как раз и представляет собою такое чисто русское по своей сатирической направленности произведение. Здесь Кантемир выступает против яростных врагов науки и просвещения, воинствующих невежд Критона, Силвана, Луки, Медора, реакционного церковника — Ростовского архиепископа Георгия Дашкова, продажных судей, безграмотных и грубых солдафонов-военных. Рисуя сатирические и запоминающиеся портреты всех этих «невеж и презирателей наук», Кантемир с горечью и болью восклицает:Гордость, леность, богатство — мудрость одолело.
10.Философские взгляды Радищева
Он вошел в историю русской просветительской философской мысли, как смелый и решительный противник самодержавия и крепостничества. Радищев, начав образование в России, продолжил его в Лейпцигском университете, где он основательно познакомился с идеями западных философов.
Вернувшись в Россию в 1771 г., он активно включился в идейную борьбу, сочетая ее со службой в Сенате и литературной деятельностью. В своих литературных произведениях Радищев критикует крепостной строй. Особенно наглядное выражение это получило в оде “Вольность” и в “Путешествии из Петербурга в Москву”.
“В трудах Радищева можно выделить три основные политические проблемы, поставленные им. Первая и основная — описание и анализ русских общественных отношений, критика крепостного права и абсолютизма. Вторая — поиски путей и средств освобождения крестьян, обоснование и необходимость народной революции как естественного акта в тех случаях, когда социальный гнет становится нетерпимым, а власть узурпируется тиранией. И третья, намеченная слабее других, — построение общества, действительно удовлетворяющего потребности трудящихся”.
“Критика крепостничества и абсолютизма ведется Радищевым с экономической, политической и моральной точек зрения. Общественный порядок, при котором трудящееся население, обеспечивая все труды страны, влачит нищенское существование, а дворянство ведет паразитический образ жизни, он считал несправедливым”. Крепостничество, по его мнению, экономически изжило себя ввиду незаинтересованности крестьян трудиться на помещиков. Радищев полагал, что интересы крепостных крестьян и их господ непримиримы.
Идеалы просвещенной монархии не были для Радищева реальным средством изменения положения крепостных. И все же, будучи ограниченным господствующими представлениями и условиями, осознавая, что в России в тот период не было революционных сил, способных изменить общество, отменить крепостное право, ему оставалось лишь уповать на постепенное освобождение крестьян с помощью реформ сверху.Радищев написал свой основной труд “О человеке, о его смертности и бессмертии” в ссылке. Он состоит из четырех книг. Все они подчинены решению вопроса о сущности человеческой души, т. е. о природе сознания и механизме познания. Изложение содержания трактата осуществляется как выражение полемики между материалистом и идеалистом.
11.Проблематика сатиры Кантемира «О воспитании»
Из сатир Кантемира, написанных за границей, большой интерес представляет седьмая сатира – «О воспитании», высокую оценку которой дал в своей статье Белинский. В этой сатире Кантемир высказал глубоко гуманные мысли о воспитании детей, о значении нравственного примера родителей.
Кантемиру были знакомы передовые педагогические идеи Локка. Считая, как и Локк, что воспитание надо начинать с младенческого возраста, Кантемир полемизирует с ним по поводу необходимости использовать страх как способ воспитания. «Ласковость больше в один час детей исправит, чем суровость в целый год». И утверждает, что «пример наставления всякого сильнее».
В сатире высказано столько здравых и гуманных понятий, что она «стоила бы и теперь быть напечатанною золотыми буквами и не худо было бы, если бы вступавшие в брак предварительно заучивали ее наизусть» - так писал Белинский спустя сто с лишним лет.
Одной из сильных сторон сатир Кантемира является язык, которым они написаны. Кантемир упорно работал над словом, подвергая неоднократной переработке свои произведения, создавая новые литературные редакции. Н стремился к тому, чтобы слово было простым, ясным, соответствующим содержанию. В языке сатир Кантемира мало славянизмов, он часто обращается к просторечию, к пословицам и поговоркам.
Гражданский пафос сатир Кантемира, стремление к «голой правде», к простоте и ясности языка, осознание им воспитательной роли слова дали возможность Белинскому высоко оценить творчество сатирика. Белинский писал: «В сатирах Кантемира говорится о том, что у всех было перед глазами, и говорится не только русским языком, но и русским умом».
Говоря о литературной форме сатир Кантемира, следует отметить сложность синтаксиса, отличающегося обилием переносов и инверсий, правомерность которых, вопреки поэтике Буало, отстаивал Кантемир, считавший перенос средством «украшения» стиха. Однако заимствованный у латинских сатириков перенос, как и частые инверсии, затруднял понимание смысла и требовал дополнительных разъяснений.
12.Трагедия Сумарокова Дмитрий Самозванец
Наиболее сильно тираноборческие мотивы звучали в тр. «Дмитрий Самозванец» (1771). Более острое социально-политическое звучание, сюжетно-композиционное построение подчинено выяснению проблемы отнош. царской власти к подданным и подданных к этой власти. В центре трагедий - монарх, облеченный властью, его подданных, часто подд. - двое влюбленных, но любовь эта нежелательна, она осуждена законом чести и долга. Обычно в основе трагедийной коллизии - нарушение долга монархом, кот. не может управлять своими страстями и становится тираном по отношению к подданным. Герои делятся на + и -,они раскрываются в основном в своих монологах.«Дмитрий Самозванец». С. заговорил о злодеях на троне. Сюжет почти революционный - второстепенные персонажи произносят речи о правах народа и обязанностях государей. В трагедии звучит тема насильственного свержения тирана народом. Сюжет основывается на недалеком прошлом России, Россия начала 17в. С. Изменяет фактам только в любовной интриге: Ксения – дочь Шуйского и невеста князя Галицкого. Конфликт – в противоречии между абстрактным идеалом государя и монархом-тираном, охваченным пагубными страстями. Дм.Сам. нарис. только черной краской, и уже в нач. тр. ощущ. неизбежность кары, кот. должна постичь злодея. Он исполнен презрения к России и хочет подчинить ее власти католического Рима, он полон жестокости и самодурства. Дм. Открывает в первой сцене Пармену свой замысел: оставить жену и жениться на Ксении. Дм. Не признает законов, считая царску волю выше всяких законов: «Перед царем должна быть истина бессловна, Не истина – царь, - я; закон – монарша власть, А предписание закона царска власть». С. Осуждает Д. за безразличие к народу. Устами Пармена высказ. С. свой взгляд на монархич.правление, заявляя, что личные достоинства являются основными в монархе. В тр. «тирану», «варвару», «злодею» противостоят положительные герои, выражающие свои благородные чувства в отвлеченных рассуждениях. Это Пармен, князь Галицкий, Ксения. Они произносят речи, каким д.б. монарх. Однако свержение тирана восставшим народом (дворянами) означало лишь замену царя-тирана просвещенным монархом.
13.Тредиаковский-филолог и реформатор
В русской литературе 18 в одна из самых ярких личностей, его часто называют русским самородком, судьба его необычайна, он поднялся из самых низов, родился в семье священника в Астрахани, проявлял интерес к др. культурам. Учился в Москве в СГЛ академии. Потом уч. в Голландии, откуда дошёл пешком до Парижа. Уч. в Сорбоннском ун-те. Т был полиглотом., в Москву вернулся в 1730 г. «Езда в остров любви – 1 любовный роман, кот. произвёл впечатление на русс. общественность. Мнения разделились: осуждали, хвалили. Анна Иоанновна приблизила Т к себе в 30 е гг 18 в Т был знаменитым поэтом при дворе. В 1740 г писал и читал стихи для свадьбы в ледяном доме. После смерти Т знаменитость его уменьшилась, умер он в нищете и безвестности. Т был оч. инт. чел, тайным оппозиционером и вольнодумцем. Его считали атеистом.» ода торжественная о сдаче города Гданьска»- 1 его пр-е на русском языке. Т был теоретиком и реформатором, пытался реформировать стихосложение. Поздние его пр-я-шаги назад, т.к. он исп ст/сл-змы. Был плодовитым писателем. Переводы: езда на остров любви, телемахида, и мн др. РЕФОРМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ:
В поэзии надлежит примечать 2 вещи: материю и дело, кот. побудило поэта писать.
Долгота и кр. слогов в русс. яз. отл. от греч, там-тоническая. Тероический росс стих сост из 13 слогов и 6 стоп.1 стопа-спиндей--, пиррихий~~, хорей-~,ямб~-,2 3 после кот слогу пересечение надлежит быть., 456..Однако лучше всего стих кот состоит из 1 хорея, или большинства его, плохой, кот состоит из ямбов, средний, кот сост из одних пиррихиев и спондеев.Новый стих составлялся только из двусложных стоп. Стих героический д.б.разделён на 2 полустишия 1-7, 2-6 слогов. Героический стих не должен незаконченную мысль переносить в др часть. – Гекзаметр не может иметь ни больше, ни меньше 13 слогов.
- свойсво наших стихов- они всегда требует ударения рифмы.
Ко всему этому Тр довела поэзия нашего народа.
Почти все названия французские.
14.Комедия Фонвизина Недоросль
«Недоросль» - первая социально-политическая комедия на русской сцене.
Художественное своеобразие «Недоросля» определяется тем, что в пьесе сочетаются черты классицизма и реализма. Формально Фонвизин оставался в рамках классицизма: соблюдение единства места, времени и действия, условное деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм в изображении положительных, «говорящие фамилии», черты резонерства в образе Стародума и так далее. Но, в то же время, он сделал определенный шаг в направлении к реализму. Это проявляется в точности воспроизведения провинциального дворянского типа, социальных отношений в крепостной деревне, верность воссоздания типических черт отрицательных персонажей, жизненная достоверность образов. Впервые в истории русской драматургии любовная интрига была отодвинута на второй план и приобрела второстепенное значение.
Комедия Фонвизина – явление новое, потому что она написана на материале русской действительности. Автор новаторски подошел к проблеме характера героя, первый из русских драматургов стремился к его психологизации, к индивидуализации речи персонажей
В свое произведение Фонвизин вводит биографии героев, комплексно подходит к решению проблемы воспитания, обозначая триединство этой проблемы: семья, учителя, среда, то есть, проблема воспитания поставлена здесь как социальная проблема. Все это позволяет сделать вывод, что «Недоросль» - произведение просветительского реализма.
Свидетельство о публикации №213012101803