От гусизма к атеизму

Видное место в истории Средневековья занимает имя Яна Гуса - чешского реформатора, казненного в 1415 году по приговору Констанцского собора. В первой половине XV века его имя гремело по всей Европе. Для одних пражский проповедник из Вифлеемской часовни стал символом духовного возрождения, а для других - страшнейшим еретиком. Без преувеличения можно сказать, что о Гусе написаны тысячи книг и статей, подробно описывающих жизнь этого удивительного человека.

Для меня Гус представляется очень интересной личностью, вызывающей странную раздвоенность чувств. Казалось бы, разразись внушительной порцией заслуженных славословий и вот тебе долг светлой памяти исполнен перед мучеником доброй совести. Ведь на костре сожгли неповинного героя, хотя мог бы и сохранить жизнь через отречение. Хорошо известно, что признай себя виновным, Гус мог схлопотать максимальное наказание в виде пожизненного заточения в монастырь. Довольно неплохая цена за спасение головы на плечах!

От чего же внутри меня остается какой-то дурной осадок? С одной стороны, я глубоко симпатизирую бескорыстному и искреннему священнику. Бичуя развращенное духовенство своего времени, достоверно известно, что он вел очень скромный образ жизни. Магистр Гус не играл в духовность, а жил по заповедям Христа. Нередко церковные карьеристы могут строить из себя аскетов и ревнителей веры, будучи сами при этом первыми нарушителями проповедуемых ими же запретов.

Фарисеев высшей пробы среди духовных руководителей мы можем видеть в истории любой христианской конфессии. Один предприимчивый делец придавал бледность лицу, окуривая его серой, чтобы выдать себя за усердного постника. Другой в сане епископа клеймит с кафедры еретиков, а у самого парочка прислужников в салоне красоты производят эпиляцию в нежных местах для пущего ублажения владыки. Пасторы многотысячных церквей порой тоже подают примеры двойной жизни к соблазну преданной паствы. Грех дает о себе знать везде одинаково.

Уникальность Гуса как раз и состоит в его абсолютной покорности христианскому учению. Простой народ видел его жизнь и оценил ее по достоинству. Слава и любовь от простых граждан были вполне заслуженными. Декан Пражского университета не хотел принести вред Церкви своими преобразованиями, руководствуясь самыми благими мотивами. Беды-то Церкви и так были у всех на слуху: роскошная жизнь священников, небрежение о пастве, поголовное невежество простых католиков в вопросах веры и мн. др.

Каков же выход? Как бы сказал Шерлок Холмс: "Все элементарно, Ватсон!" Надо искоренить первопричины церковной коррупции. Всего-то и требуется, что перестать за деньги назначать на церковные должности недостойных кандидатов в духовные отцы, не взымать денег за церковные таинства, да научить людей осознанно верить в Бога на основании Священного Писания. Гус ревностно взялся за дело проповеди и от желающих просветиться не было отбоя.

Как после всего не пойти за любимым наставником и в огонь и в воду? Мысли реформатора были созвучны любому верующему, неравнодушному к делам Церкви. Программа по освобождению от злоупотреблений выглядела вполне достижимой. Можно только предположить какие были бы достигнуты позитивные результаты, прислушайся вовремя Ватикан к советам Гуса.

Не захотела прислушиваться папская курия к какому-то пражскому выскочке:

- Сами не лыком шиты! Мы что тут, зря малиновые и красные биретты на голове носим?! Позвольте римскому папе думать, а не провинциалам указывать как надо жить!!! Наша церковь сильна и врата ада ее не смогут победить и бла-бла-бла...

В общем, полная нечувствительность к острой нужде в церковных преобразованиях!  Думали ударят в очередной раз кулаком по столу, припугнут инквизицией и куда эти людишки денутся?! Промолчат как уже молчали не раз. На этот раз тактика бульдозера дала сбой.

Яна Гуса вызвали на собор и решили хорошенько приструнить "мальчонку", надавив на него авторитетом сотен важных особ, заточив в застенки. Подумать только, на собор в Констанц приехало около... 60 тысяч (!) человек, из которых 16 тыс. (!) знати. Каждый университет Европы прислал лучших своих мыслителей. Долгие месяцы тянулись заседания, но переубедить строптивца не смогли ни соборно, ни частным порядком. Один теолог даже такой совет давал тюремному узнику:

- Подчинись собору!

- Пусть меня убедят на основании Библии, что я не прав и тогда отрекусь! - упорствовал затворник.

- Да зачем тебе Писание?! Если мне собор скажет, что у меня вместо двух глаз только один, то я безропотно соглашусь, хотя и буду думать по другому...

Занимательная логика! Такое себе благолепное юродствование смирения ради. Чувствуя правоту и не принимая ущербные доводы, Гус стоял на своем и 6 июля 1415 года был торжественно сожжен при стечении народа.

Разве не восхищает стойкость и мужество страдальца перед лицом смерти? Еще как восторгает! С другой стороны, на меня навевают ужас дальнейшие события. Вдохновленные геройским подвигом соотечественника, чехи поднялись на борьбу за право веровать Богу от всей души. Парадокс состоит в том, что хотя в требованиях не было ничего еретического, они были встречены с не меньшим ожесточением, чем немцы под Москвой.

Например, чехи настаивали на праве принимать причастие как для священников, так и для мирян. Нормальная просьба! В православной церкви во все времена как духовенство, так и прихожане во время евхаристии принимали хлеб и вино, символизирующие плоть и кровь Христа, отданные за грехи человечества. Эта практика имеет происхождение из апостольских времен, но в Средневековье в католической церкви возник обычай не давать вино мирянам во избежание неосторожного обращения со святыней. Хлеб, в виде облатки, давали, а вино - нет.

Последователи Гуса искренне не понимали в чем их вина. Католики захотели обуздать наглых гуситов при помощи военной мощи, но жесткость мер не достигла цели. Будучи прекрасно сплоченными, гуситы смогли дать крепкий отпор, но в течении 20 лет против них было предпринято 5 крестовых походов, вызвавших много жертв и разрушений. Чехи активно отстаивали свои права и если бы их не трогали, то и не было бы никаких войн.

Католическая церковь не могла позволить такой роскоши, как существование независимого от Ватикана церковного образования. Это означало бы конец их гегемонии! Дурной пример заразителен и чего доброго, найдутся подражатели в других концах Европы. Причины жесткой политики римских пап в отношении Чехии вполне понятны. Примерно по таким соображениям и многонациональное государство типа России не может позволить отделиться хотя бы одной республике, иначе это послужит сигналом для развала всей страны.

Религиозный раздор вызвал непрекращающуюся череду конфликтов вплоть до XVII века, когда в ходе Тридцатилетней войны Чехия была практически опустошена:

"Тысячи поселений были уничтожены и более не восстановлялись; из 2,5 млн жителей, насчитывавшихся в 1618 году, к 1650 году оставалось около 700 тысяч" (Википедия).

Католичество-таки восторжествовало, но уж больно триумф оказался похож на "Пиррову победу". Я не собираюсь дискутировать в данном случае о вреде религии. Многие религиозные войны был крепко замешаны на социальных проблемах, имеющих к вере в Бога довольно отдаленное отношение. Я уже не говорю, что для построения безрелигиозного общества за последние 100 лет жертв было принесено куда больше, чем за 600 лет существования инквизиции. В любом случае, эти войны были трагедией, независимо от мотивов их инициаторов.

Казалось бы, Ян Гус совсем не виноват в последующих трагедиях, но со временем у чехов укоренилось стойкое неприятие христианства в любой форме. Хоть в католической, хоть в протестантской оболочке. Нет, малость верующих сегодня в Чехии имеется, но страна на сегодня имеет один их самых высоких уровней атеизма (!) в Европе.

Кто-то мог бы сказать, что всему виной недавнее пребывание Чехословакии в советском блоке. Только это вряд ли. В соседней Словакии, бывшей в составе того же социалистического государства, атеистов имеется в несколько раз меньше. Не пытаясь браться за пояснение такого разительного несоответствия, я лишь констатирую факт: в некогда самой ревностной в религиозном плане стране, сегодня неслыханная апатия к Богу.

Пока христианские конфессии боролись между собой, выясняя, кто более богословски прав, время работало как против католиков, так и против протестантов. Все хотели блага, но получилось зло и христианство от внутренней вражды здорово проиграло. Отстаивал бы Гус свои убеждения, знай обо всех нынешних последствиях? Мне почему-то кажется, что закрыл бы пражский любимец накрепко рот, залепил бы его тремя катушками скотча и заперся в самом отдаленном ските вдали от зевак.

Не дано человекам знать будущее, а вот учиться на прошлых ошибках мы обязаны. Особенно руководителям конфессий стоило бы изучать данную сферу внимательней во избежание дальнейшего ослабления христианства...
На фото миниатюра из хроники Шпицера с изображением казни Яна Гуса
http://www.proza.ru/2012/10/08/1211 - статья "Почему у одного Христа много конфессий?"
http://www.proza.ru/2013/01/03/1400 - статья "Апостолы умели хранить единство Церкви, а мы?"


Рецензии