Я и мой троллейбус

Мне было 30 лет. Я никогда ни разу не садилась за руль автомобиля.
Я была замужем и пользовалась своим мужем в качестве водителя.
Как-то мы ехали с ним и мне в голову пришла такая мысль.
"Почему я училась на "5", а он на "3", и тем не менее едем в одной машине."
На это мой муж ответил - "Не забывай, что я тебя везу!".....
Он был прав....
Мы с ним живём до сих пор вместе (по соседству)...
Это карма, как говорит мой знакомый экстрасенс....
Ну так вот - тогда я очередной раз надумала с ним разводиться.
На это были весьма веские причины..... (но это другая история)....
*******
Работу найти было сложно. Шли горячие 90-е...
Я пробовала по специальности, но без опыта работы...
Тогда каждый выживал как мог - производства разваливались, на индивидуальную деятельность нужен был первоначальный вклад.
Короче - я потыркалась - всё безуспешно....
Я вообще-то с детства мечтала летать.....
Попробовала сдать медкомиссию в ДОСААФ, но уже и возраст был не тот и требования у них как для космонавтов...., а бензинчик-то дорогой...
Тогда я решила идти в Мосгортранс.
И пошла подавать документы. Я хотела на автобус (увидела на Ленинском девушку за рулём автобуса, расспросила у неё, что и как).
Но вот снова была мне досада - не брали женщин на автобус (
Говорят - давай в троллейбус )
Сейчас как раз Москвичей набирать разнарядка вышла, а то "хохлы" после аварий домой сбегают...
А там - годочка 2 поработаешь - видно будет...
Что было делать?
Ещё надо было сначала их медкомиссию пройти...
В принципе я на здоровье не жаловалась. Но отбор, есть отбор.
Сердце - в норме. После центрифуги - не укачивало. Словом - у меня с детства с вестибулярным аппаратом была дружба. Я по полдня могла не слезать с качелей и прыгать на батуте.
И вот в прекрасный летний день - контракт на 2 года был подписан.
Мой муж, когда об этом узнал был просто взбешён - я, говорит, под твою машину, бомбу подложу. Это конечно были только эмоции, хотя у моей коллеги по работе, бывший муж, чтобы не делить имущество, действительно устроил ей небольшую поломку в машине...
Именно контракт меня и спасал - если бы я теперь отказалась - моему мужу пришлось бы выплачивать за меня неустойку, так как работать он меня не отпускал.
У меня началась от нашей семейной жизни боязнь замкнутого пространства.
Поэтому работа на шумной трассе меня более чем устраивала.
Да и зарплату Мосгортранс выплачивал без задержек.
Я потом "осветила" своё решение своим знакомым. Они конечно работали на более спокойных местах. Но даже они в то время были на мели. И даже в чём-то меня понимали. Хотя пойти моим путём, естественно не хотели.
А мужа я стала "пугать", что отработаю 2 года и уйду в дальнобойщики....
Зная мою решимость, он комментировал - да уж, с тебя станется...., конечно, бабам всегда больше везёт - и ремонт им сделают, и машину хорошую дадут и вообще...
По мужски, рассуждал он.
И вот утром, раньше всех, пока муж и дети спали, я выскользала из тёплого, но такого уже ненадёжного для меня, семейного гнёздышка...
*******
Учиться мне нравилось - конструктор я всё же по основному образованию.
Когда у нас устраивался субботник, меня просили порисовать плакаты.
Даже телевидение к нам приезжало, и выбрали меня, как самую активную.
Только, говорят, почти не улыбается...
Мальчишки смотрели моё интервью по учебному каналу, а мне было некогда.
Домашние дела ведь никто мне не отменял.
Учили нас полгода. Устройство и ПДД я сдала на отлично.
Наступила пора стажировки.
Мне приснился страшный сон. Ведь я никогда даже не пробовала сесть за руль...
Не задолго до этого я научилась кататься на велосипеде.
Сбивая коленки и закрашивая их потом тональным кремом, чтоб не бросалось в глаза )
Как то вот с детства не умела, а потом решилась наконец.
Это мне было утешением.
*******
Наша водительская практика была в три этапа -
в своём непосредственном парке по месту жительства, на самой новой машине и на фактически самой старой и длинной - двойной.
Разбили нас по группам. Так вот нашей группе вначале досталась длинная машина.
Я была в растерянности. В моём случае - это обещало скорый провал всех моих планов...
Однако, я ошибалась, и расстраивалась напрасно. Всё сложилось именно наилучшим образом.
Дмитровское шоссе, по которому я и стала учиться ездить, было на редкость прямое и длинное.
Была глубокая осень, утром подмораживало и влезать на замёрзшие ступеньки тонкой лестницы, чтобы поменять угольные вставки на крыше машины, было не так легко...
Но я сама решилась на это.
Вставать теперь приходилось ещё раньше, чем на учёбу, да и парк этот от моего дома был далеко. Но выбирать уже не приходилось.
К моему счастью во второй секции нашей учебной машины было оборудовано что-то вроде кубрика. И пока наши мальчишки стажировались по очереди, я могла немного отдохнуть.
Они угощали меня шоколадными конфетами и вообще старались сделать мою стажировку приятной.
Наставник на этой машине был очень доброжелательный. Старался объяснять как он сам учился ездить. Во всём делал максимальные усилия, чтобы помочь мне разобраться.
Он рассказывал, как учился водить во сне. Говорит - засыпаешь - представляй себя за рулём, так и научишься.
Вообще-то я действительно когда засыпала перед глазами было только шоссе. По много напряжённых часов тренировок давали такой вот эффект.
Днём было тепло и интересно было рассматривать город с такой необычной позиции.
В комбинате мальчишки шутили, спрашивая меня почему я выбрала троллейбус, я прикалывалась, что не выношу запаха бензина.
А они - значит выбрала электрический стул )))
Да уж, в жизни иногда выбора не так уж и много...
Раз в неделю мы все собирались в Лужниках. Там была специально оборудованная площадка и даже временами устраивались соревнования водителей.
Интересно было ехать по другим маршрутам и рассматривать Москву.
Мы делились впечатлениями. Наши наставники тоже находили темы для своих разговоров.
Один мальчик из нашей группы и жил недалеко от меня и учился на отлично. Лучше, чем я.
Даже написал мне стихи и тогда при встрече принёс их. Он вообще пел под гитару.
Он был женат. Я была замужем, да и вообще мне было не до него тогда.
А стихам я обрадовалась. Сделала тогда новую причёску. И вообще позитив всегда кстати.
*******
Теперь меня с другой группой перевели на другую машину. По месту жительства. Она была обычная, короткая и очень-очень древняя..."гроб"....
Теперь часов непрерывного вождения у нас прибавилось. Через 3 часа за рулём от напряжения у меня сводило все мышцы, но я старалась и делала успехи.
Этот наставник был очень требовательным и даже жёстким. Но сама работа, её нюансы, ответственность, давали для этого повод.
Однажды у него было хорошее настроение, да и у меня действительно хорошо в тот день всё получалось, вдруг он и спрашивает -
Ты не наркоманка, часом? Я более чем удивилась. И отвечала, почему Вы так решили?
А он - ты едешь и ловишь кайф....
Я рассмеялась. Он действительно был прав. Несмотря на трудности. Я ездила с удовольствием.
Когда время для оценивания наших успехов почти наступило, был такой случай. Мне разрешили доехать до самого моего дома. Ребят тогда отпустили по раньше. А моя очередь соответственно была самой последней.
Мы остановились возле дома, где в коммуналке и жил мой наставник. Он попросил ненадолго зайти к нему. Начальство - и есть начальство. Я его где-то побаивалась даже.
Попили чайку. Он рассказал о своей семье, показал фотографии. Потом мы продолжили путь до моего дома.
Потом ребята мне рассказывали, что он был ко мне неравнодушен (всё-таки 30 лет).
Он, говорили, мужик нормальный, а как ты рядом садишься - его как током бьёт.
Вот бы даже никогда и не подумала... Такой уж он был въедливый и мрачный.
Словом, я не оправдала его ожиданий. Он поставил мне за вождение "трояк", хотя я купила ему бутылку коньяка, как положено.
*******
Ну вот настала пора последнему испытанию. Это была совершенно новая, только что с завода, машина. Парк ею очень гордился. А наставник на ней очень гордился сам собой.
Такой холёный и важный, Василий.
Те ребята, которые вместе со мной оказались уже ездили на этой машине какое-то время, а для меня после старых машин, всё было непривычно и неудобно.
Я его постоянно раздражала. Он стал отпускать сальные шуточки. Я естественно ждала только окончания практики, тем более что вместе со мной оказался мальчик, писавший мне стихи. К сожалению, он и не пытался меня защитить (
Я и раньше к нему не испытывала каких-либо особенных чувств, а при этих обстоятельствах, мне было просто обидно за него. Ездил он хорошо. Вообще - огромный мужик, а тут.... - я была им более чем разочарована...
И вот уже перед самым подведением итогов, произошёл такой диалог.
Мы стояли рядом с машиной. Вася мне и говорит - совсем ты никудышная, как я погляжу. Даже в проститутки не сгодишься по возрасту. Что мне с тобой делать?
А я ему - даже сама себе потом удивлялась, так это неожиданно вышло, откуда-то не из меня -
а я Вам, Василий с первой получки бутылку поставлю (такая у него была физиономия опухшая).
Он даже как-то подпрыгнул от неожиданности. Крякнул!
Заулыбался. Ну хорошо! Тогда, говорит просись на линию к Александру Васильевичу.
Он из тебя человека сделает )
И поставил мне "4". На "5", ты точно не тянешь, уже вполне спокойно объяснил он мне.
На этом мы с ним и расстались.
Так, потом виделись пару раз в столовой, когда я уже работала.
Вот так вот выдались "мои университеты"...
*******
Нам вручили книжки по ТБ. Провели мощный инструктаж и стали распределять уже непосредственно на свои рабочие линии в свои парки.
Начальник у меня был очень порядочный, интеллигентный и симпатичный мужчина, чем-то смахивающий на Барона Мюнхаузена.
Он похвалил меня, что хорошие отметки. Ты, говорит у нас надёжная, без вредных привычек. Дисциплинированная, аккуратная.
Куда, говорит тебя поставить?
А я, как Вася учил, и отвечаю - к Александру Васильевичу меня, пожалуйста.
Он вскинул на меня глаза, посмотрел внимательно и спрашивает -
А вы с ним родственники что ли?
Я говорю - нет, а почему такой вопрос?
А он - вы внешне чем-то похожи.
Я говорю - хорошо, значит сработаемся.
Так вот и поехала я дальше....
*******
С мужем очередной раз отношения налаживались. Ему было интересно устройство электрической машины.
Приехал как-то к нам его друг.
И хвастается - бабушка умерла, на её квартиру он купил себе "мерс". Давно мечтал.
А я ему - это что ), я вот сама на троллейбусе теперь умею ездить )))
Потом все их друзья потешались, что он не смог на меня впечатление произвести....
Ну ладно, мужу говорит, что ты ей до сих пор вертолёт не купишь?
Она же в ДОСААФ записывалась...
Когда я уже работала на линии, мой муж попробовал как-то раз обогнать меня вверх по Ленинскому проспекту.... и не смог )
Электричество на подъёме - мощная сила, не то, что коробка передач....
Он тогда проникся....
Чаще стал рассказывать о своих "мужских" производственных проблемах, советоваться...
*******
Ну вот, работа моя самостоятельная началась к февралю - в самую снежную и сложную пору, когда многие вообще предпочитают не ездить...
Дали мне официально в ГАИ права - и в путь....
Я старалась одеваться по наряднее, и вся наша линия вслед за мной сделала себе причёски и стала брызгаться духами...
Любила я свою машину. Просто стала она частью моего организма. Разговаривала я с ней. Непростая у нас с ней была задачка.
Вставать приходилось в 5 часов, в темноте собираться. Просыпаться от утренней свежести уже на улице. Ехать в парк на первом метро. Наша консьержка ещё спала - ты, говорит выходишь раньше всего подъезда.
Заканчивала около 23-х, по 14 часов в смену за рулём.
Сначала мне тяжело было и 3, но потом я привыкла.
Глаза стали дёргаться, руки - в машинной смазке.
Мышцы на ногах - как солдатские галифе.
Но в самые тяжёлые моменты я вспоминала свою семейную жизнь - и мне не хотелось обратно...
*******
Александр Васильевич ни чем особым не отличался. Но вот я думаю, что если бы не он, я бы не научилась ездить.
Тогда в самом начале, стояли сильные морозы, а у нас в кабине почти не работала печка.
Приходилось мазать ступни "звёздочкой", чтоб не отморозить.
Он, говорит - тебе и все карты в руки - пиши заявку главному инженеру.
Вот так - печку нам поставили.
Очень была тяжёлая тормозная педаль. Все сосуды тогда на левой ноге полопались.
Пошла просить слесарей поменять сиденье.
Они шутят - надо менять прокладку между рулём и сиденьем - это они обо мне.
Потом всё-таки сиденье сменили.
Как-то на линии неожиданно сдох контактор компрессора. Отказали тормоза - они пневматические. Пришлось тормозить ручником.
Даже испугаться не успела, только удивилась.
Один раз отказал гидроусилитель руля - вытекло масло. Пришлось полдня поворачивать, крутя изо всех сил. Хорошо у нас поворотов не так уж много.
Постоянно в дождь летели "дворники".
Александр Васильевич говорил обо мне, что я была добросовестная и послушная, полагалась полностью на него. Не перечила. Поэтому в общем нам с ним было легко и весело.
Потом наша семья решила переехать в другой дом.
Муж уже был в процессе покупки мне легковой машины, чтобы я могла работать на ней, если уж, мне так нравится.
Я хотела дождаться автобусных прав.
Но - видно не судьба.
Начальник наш по здоровью из-за сердца уволился.
А новый стал меня ставить на разные машины. Это было уже слишком опасно. Едешь и не знаешь, что у тебя может отвалиться.
Заявки писать бесполезно.
Глаза мои совсем стали уставать.
Александра  Васильевича перевели стажировать на другой маршрут. Без него совсем стало грустно. То мы хотя бы иногда кивали друг другу, когда встречались на "круге".
*******
Однажды из-за обледенения проводов, нас поставили караулить машины, чтобы их отбуксировать в парк. Мы собрались в одной и стали общаться.
Наши говорят - ты такая домашняя, что ты тут забыла, а я говорю - с мужем не повезло.
Они - да, бывает, а вот наши жёны - просто золото.
Сидим дальше. Меня только в 10 вечера буксир потянул, думала на метро не успею.
Так вот мой благоверный увидел по телеку это сообщение, позвонил в парк и приехал ко мне с едой. Мои товарищи просто были в шоке.
И ты ещё им не довольна....
Много было интересных и опасных моментов - пожар в салоне. Я сильно испугалась. Загорелась от печки обмотка высоковольтных проводов. Дым и запах были просто кошмарные. Я вскочила. А потом слышу из салона один пожилой дедушка вслух говорит.
Ничего страшного, сейчас девушка песочком всё забросает - и поедем дальше.
Я вышла из состояния шока и так и сделала. Правда до вечера пришлось ехать без печки, хорошо хоть уже на улице потеплело. А песок я потом наверно месяц выметала...
Встреча с водителями иномарок, когда по хорошему не удавалось разъехаться. Они орали, что утащат меня в лес на разборки, а потом плюнув уезжали - что с неё "лимиты" возьмешь.... А в это время полный салон злых пенсионеров на них таращился...
На ТО2 сообщили, что изоляция штанг просто была перетёрта в "0", у тебя, говорят хороший ангел-хранитель...
Ну вот, доработав контрактный срок, собственно на лето я уезжала работать в лагерь с детьми как конструктор, я уволилась.
Не так давно вдруг увидела Александра Васильевича - почти не состарился.
Причёска моложавая. От парка ему квартиру дали. Было о чём вспомнить.
*******
До сих пор мы, хоть и давно в разводе живём с бывшим и единственным мужем в соседних квартирах.
Только у меня профессиональные права, а у него любительские...

*******
Снова "стрелка" зазвенела - и опять "направо" путь.
Как на троне королева - о любви забудь (, забудь (
Как подснежник робкие счастье, а морозы - нипочём )
Как родник бурлящий властно пробивается ключом!
Проводов паучьи сети, городские джунгли вьют.
Мы, как маленькие дети, заблудиться можем тут...
*******


Рецензии