Пианист. В генезисе музыкального смысла

 «Смысл жизни не в том, что человеку нужно от жизни, а в том, ЧТО НУЖНО ЖИЗНИ, ЧТОБЫ СВЕРШИЛ ДАННЫЙ ЧЕЛОВЕК».

                (В. Франкл)

В светлую неделю
=======================

В предрождественскую и рождественскую недели (когда всевозможные «ангелы» заполнили виртуальное, ТВ и сувенирное пространство) мне вспомнился фильм, который, на мой взгляд,  как раз и стоило бы показать в самое смотрибельное время по центральным каналам. Я имею в виду фильм Романа Полански «Пианист».

Почему фильм об ужасах войны, гонениях и истязаниях поляков и евреев мне вздумалось «включить» в список, соответствующий данному торжеству? На мой взгляд, всё очень просто.


Сюжет (из Википедии)
========================
Фильм снят по автобиографии Владислава Шпильмана, одного из лучших пианистов Польши 30-х годов прошлого века.
Главный герой фильма – Владек – занимается искусством до тех пор, пока территорию Польши не занимают нацисты. Жизнь всех евреев меняется: их помещают в Варшавское гетто, запрещают работать, унижают, заставляют носить отличительные повязки, а через некоторое время отправляют в концлагерь. В последний момент Шпильману удается спастись с помощью давнего друга…

Шпильман возвращается в опустевшее Варшавское гетто и несколько часов прячется со знакомым под сценой ресторана, где еще недавно работал. После этого они попадают на стройку, где трудятся чернорабочими под надзором нацистов. Однажды Владислав видит на улице женщину, поклонницу его таланта, знакомую ему еще до захвата немцами. Ему удается связаться с ней и с помощью её и её мужа бежать со стройки, которые позволяют ему переночевать, а затем очередную квартиру прямо напротив Варшавского гетто, в немецком районе. В ней Шпильман наблюдает за ходом восстания в гетто…

Время от времени пианист вынужден менять место своего убежища. Благодаря тому, что Шпильман – национальная знаменитость, находятся те, кто готов ему помогать, но всё же известность не защищает его от предательства: так, человек, приносящий ему еду, появляется все реже и реже, а потом и вовсе сбегает с деньгами, собранными для Владислава его друзьями. Владислав заболевает желтухой и лежит один в пустой квартире, без помощи и лекарств. Спасшая его женщина с мужем обнаруживают его в полумертвом состоянии и спешно вызывают врача. Сами они вынуждены уехать из Польши, оставляя ему адрес на самый крайний случай. Владислав остается совершенно один.

Через несколько дней группа партизан атакуют комендатуру фаустпатронами и гранатами. Начинается бунт. Немцы привлекают танки и армию, начинается подавление восстания. Однажды в дом, где он прятался, попадают два танковых снаряда. Один из них попадает прямо в квартиру где жил Шпильман. Ему с трудом удается спастись и спрятаться сначала в покинутом госпитале, а потом и в опустевшем гетто, где не осталось ни единой живой души, ни еды, ни воды. Действие происходит в зимнее время.
В одном из полуразрушенных домов Шпильман находит консервированную банку огурцов, но не может её открыть от слабости. В поисках инструмента он спускается на первый этаж и сталкивается с немцем (Томас Кречманн). Немец настроен вполне миролюбиво и, узнав, что Шпильман пианист, просит сыграть ему.

Уходя, он спрашивает: «Haben Sie etwas zu essen?» — Шпильман показывает банку с огурцами. Позже немец приносит хлеб, варенье и… консервный нож. Через некоторое время немецкий штаб эвакуируется. Немец приходит попрощаться к Шпильману, передаёт очередной пакет с пищей, уже поворачивается к двери, но смотрит на Шпильмана, закутанного в грязные тряпки, и отдаёт ему свою зимнюю шинель.

В конце фильма в Варшавское гетто пришли советские войска, захватив при этом оставшихся немцев, в том числе и офицера, помогавшего Шпильману. Его показывают позже, избитым, за колючей проволокой. Он пытается поговорить с одним из поляков, кричит свою фамилию, но собеседник её не расслышал. Поляк передаёт это Шпильману и тот приезжает на место лагеря, но застаёт пустое место. И, поскольку фамилии спасителя он не знает, то ничем не может ему помочь.

В конце сообщается, что немца звали Вильгельм Хозенфельд и он скончался в 1952 году в советском лагере для военнопленных. Остаток жизни Шпильман прожил в Варшаве и скончался в возрасте 88 лет.

Такой, вкратце, сюжет (больше, на мой взгляд, похожий на попытку вольного пересказа из серии: «что вижу – про то – пою»; причём, много, о чём «пелось» в данной «аннотации», лично я в фильме вообще не видела: не было этого там(!))...



Киношка про войнушку
======================
Советский зритель (а я – родом из этих времен) – относительно фильмов про войну –требовательный, предвзятый и в чем-то – непреклонный зритель. (Не зря же, собиравшийся снимать фильм главный гуру польского кино Анджей Вайда, хотел снимать его, например,  нецветным…).

Несмотря на то, что «образ врага», «солдата-победителя», «народа-страдальца» и т.п. в нашем кино давным-давно (ещё при Сталине, разумеется) были сфабрикованы, канонизированы, а потом и растиражированы (для чего были привлечены и вовлечены «лучшие из лучших» представителей искусства: начиная с Фадеева, Шостаковича, Герасимова и многих других (действительно талантливых или знающих о войне не из иностранной прессы (…время было такое, мда), тем не менее, фильмы всё равно выходили – талантливые, «правдоподобные», а все мы (и моё поколение, и те, что чуть старше и чуть младше) на них (как на части рациона «пищи духовной») выросли. Да, у «войны не женское лицо»… и много чего ещё (я имею в виду, «истины», которые не обсуждались, принимаясь на веру). Мы (увы) всё это хорошо усвоили. Поэтому фильм Романа Полански мне, поначалу, откровенно говоря, не понравился: уж очень он походил на наши современные «костюмированные» сериалы (или подобие всё тех же «исторических» фильмов). Да и сам образ города, где разворачивается основное действие (многострадальная Варшава) тоже выглядел как-то «ненастояще», словно декорация театральная (в Варшаве я была и, она, кстати, напомнила мне чем-то Москву). И даже главный герой, сразу вызвавший в памяти ассоциацию – сходства с фотографией икринки лосося из давнишнего журнала «AQVA» (был такой офигительный снимок – на всю страницу: рыжий шарик, пронизанный ниточками сосудов-капилляров, два огромных глаза и, по-моему, только что проклюнувшийся хвост «головастика»; супер!) – только этой схожестью, вначале, и «задержал»  моё внимание.

А что же случилось потом? Ведь я досмотрела фильм (отмечая его «костюмированность» и «театральность», а также противоречивое ощущение, что и военные бои на улицах, и унижения и убийства, загнанных в гетто евреев, да, практически, всё, что происходит в фильме  – «декорация» к двум персонажам: почти немому «головастику» (главный герой очень мало говорит в фильме) и… к музыке, исполняемой им (по фильму).  Или не было никакого раздвоения, а музыка – это и был ЕГО ГОЛОС?!?…


Бытие как Универсум, развёртывающийся и актуализирующийся в человеке
======================================

…Чем дольше я смотрела этот удивительный фильм, тем больше у меня складывалось впечатление, что известный (реально), признанный пианист – вовсе не пианист, а какое-то неземное существо. И его (это существо), действительно хочется куда-то спрятать, сохранить, оградить от злобных людей, этого… упавшего от сотрясений неба военной техникой, ангела.

Господи… Что это было, когда я впервые услышала в его исполнении Шопена!? – Такое чувство, что душу мою вывернули, вытрясли, вычистили и только затем, вновь натянули на неё защитную оболочку тела. Я и правда не понимала: КАК, КАК вообще МОЖНО ИГРАТЬ ТАК?!? – Будто бы кто-то и меня приподнял надо всей этой (не только киношной), но и прочей человеческой суетой, будто КТО-то и меня только что, ото всего сердца, ПРОСТИЛ…

«Вот, - говорила мне музыка, - ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК», - а в кадре, то и дело, мелькали эсэсовцы, «полицаи» из местных евреев, проливающие кровь и слёзы разлучаемых и гибнущих ни за что взрослых и детей… Тогда человек – кто же, ЭТО?! «И это… – тоже человек», -  спокойно отвечала Музыка, - «но, как бы, НЕДОчеловек. И то, что вы считаете, что вас окружают (по внешнему признаку сходства) «человеки» – просто привычная для вас иллюзия». 

Я не слышала ранее о чем фильм и не читала к нему аннотации, лишь в конце узнав, что прототип героя художественного фильма –реальный человек, гениальный польский пианист, чудом избежавший гибели во время войны и проживший до почтенной старости (88 лет!)…
После окончания войны (как рассказывает его биография), он в течение 20 лет работал на варшавском радио, продолжал выступать как пианист-исполнитель. Написал новые симфонические произведения (он и до этого писал музыку), тысячи песен и более пятидесяти песен специально для детей, музыку ко многим радиопостановкам и фильмам, а также позывные Польской кинохроники. Вместе с Брониславом Гимпелем и Тадеушем Вронским Владислав Штильман создали «Варшавский квинтет», дав более двух тысяч концертов в различных странах. По книге мемуаров Штильмана «Гибель города» (1946) и поставлен фильм режиссёра Романа Полански «Пианист» (2002). (В 1998 году вышло переиздание книги, но уже с другим названием – «Пианист: необычайная и подлинная история о выживании одного человека в Варшаве 1939 –1945». Это издание было переведено на 38 языков мира).

Кроме того, как оказалось, и сам режиссер фильма Роман Полански в детстве прошел через ужасы гетто, но ему удалось бежать. И тогда «безэмоциональность» его героев – понятна и оправдана: вероятно, до сего момента режиссер не решался заговорить на эту страшную и болезненную для него тему в том тоне… которому, впрочем, не соответствует никакой тон. Только музыка. Да, только музыка  выдерживает РАЗГОВОР НАПРЯМУЮ, лицом к лицу, никого намеренно не запугивая, но и не «заговаривая» (как-то специально), чтобы  «понравиться», «быть востребованной» или, хотя бы, понятой (как это частенько, увы, случается с людьми).

«Родословная» американского «ангела-головастика» –  исполнителя главной роли – тоже, как я выяснила, имело прямое отношение к фильму: у отца Эдриана Броуди польско-еврейские корни (семья его отца погибла во время Холокоста), а мать актера родилась в Будапеште в семье венгра-католика из аристократической семьи и чешской еврейки. Для роли в «Пианисте» Эдриан восстановил польский диалект своей бабушки (увы, оценить этого мне было не дано: я смотрела дублированный фильм). Готовясь к съемкам, он на несколько месяцев покинул свою квартиру, бросил машину, научился играть Шопена, похудел на 13 кг и… потерял свою подругу…
 
Всё по серьёзному: для того, чтобы ЗАГОВОРИТЬ (И НЕ СФАЛЬШИВИТЬ!)  НА ТАКУЮ ТЕМУ – каждый принес на незримый алтарь свою настоящую жертву…

И вот тогда, узнав обо всём выше сказанном, я поняла, почему, казалось бы, известное произведение  Шопена подействовало на меня таким образом: ведь, за кадром звучала музыка в исполнении самого Владислава Шпильмана, а исполнял он не «Шопена», жившего и грустившего сто лет назад, – он «рассказывал»  (своим исполнением) о том, что пережил, перечувствовал сам и, как мне показалось, даже значительно больше: о каком-то запредельном, нечеловеческом опыте (знании), открывшемся ему в те многострадальные годы…
 
Но (и в этом, считаю, и заключается, свойственное Рождеству Чудо): фортепианная музыка  (под руками уже немолодого Шпильмана) звучит настолько красиво, что кажется, её извлекает из обычного инструмента специально спустившийся на Землю ангел (воплотившийся в человека), могущий (будучи не от мира сего) приподняться над грехами, злом и ужасом, творимыми людьми, единственно для того, чтобы передать нам весть О ЛЮБВИ, которой хватит ДЛЯ ВСЕХ, без исключения...



ПС 1: Владислав Шпильман «Пианист»
(Варшавские дневники 1935 – 1945 гг.)
(Перевод с польского М. Курганской)


ПС 2: А здесь находится видеозапись: можно послушать ноктюрн Шопена в исполнении этого гениального пианиста и удивительного человека: (Nocturne No. 20 in C-Sharp Minor, B.49, Op. posth; https://www.youtube.com/watch?v=ABI0ijQ6CH8).
Но в Интернете есть и другие сайты, где, к великому счастью,  тоже можно послушать игру Владислава Шпильмана. Мне кажется, для того, чтобы ПОНЯТЬ эту явленную  миру сущность, главное (поймите меня правильно)  даже не те мучения и страдания, через которые прошел этот человек, а то, КАК звучит в его исполнении, возможно, и знакомая вам прежде, классическая музыка и как она РЕЗОНИРУЕТ с нами, нынешними. (Собственно, он ведь обо всём этом и ГОВОРИТ в НЕЙ или ЧЕРЕЗ НЕЁ…).


ПС 3: Роман Полански – (Поланский, англ. Roman Polanski; более точная транскрипция – Пол`яньский, польск. – Pola`nski, имя при рождении – Р`аймунд Р`оман Л`иблинг, Rajmund Roman Liebling; род. 18 августа 1933, Париж, Франция – один из крупнейших кинематографистов послевоенного времени, уроженец Парижа еврейского происхождения, выросший в Польше и работавший, преимущественно, в Великобритании (1963 –1967), США (1968 –1976) и Франции (после 1976).
Обладатель важнейших наград в кинематографе: «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, «Золотого льва» Венецианского фестиваля за достижения в течение карьеры, «Оскара», «Сезара», «Золотого глобуса» и премии BAFTA за лучшую режиссуру, а также «Феликса» за лучший фильм, режиссуру и вклад в развитие кино. /Википедия/


=================================================
Пианист (фильм)
=================================================
Жанр фильм-биография; драма; исторический фильм; военный фильм
Режиссёр Роман Полански
Автор сценария Рональд Харвуд, Владислав Шпильман (книга)
Оператор Павел Эдельман
Композитор Войцех Килар
Длительность 150 мин.
Страна Франция, Германия, Великобритания, Польша
Год 2002

Удостоен множеством наград в частности, «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале 2002 года, а также трёх премий «Оскар», включая за лучшую режиссуру и лучшему актёру – Эдриену Броуди. В списке лучших фильмов по версии IMDb «Пианист» котируется выше остальных фильмов Поланского.

Премьера фильма "Пианист" состоялась 24 мая 2002 года на Международном кинофестивале в Каннах (российский релиз состоялся почти год спустя – накануне Дня Победы, 8 мая 2003 года.


Рецензии