С Пушкиным в Кишинёве -12. Пушкин и масоны, ч. 2

   Глава 12             

                ПУШКИН И МАСОНЫ       (часть 2)
 
...О масонах у нас знают мало, но особенно плохо то, что даже имеющееся знание представлет собой чудовищную смесь полуправды с выдумками и явной ложью. Особенно это относится к тому, что пишут о российских масонах, среди которых были замечательные люди, внесшие неоценимый вклад в национальную историю, люди, которыми и по сей день гордится русская культура .

  В Россию   масонство  было занесено при Петре Великом почти одновременно с его возникновением на Западе, и у нас оно чрезвычайно быстро прижилось.

  Масонство (mason (англ.) – «каменщик») – религиозно-философское движение, возникшее в начале XVIII века в Англии, откуда затем оно распространилось по всей Европе, а потом и в России.

  Целями масонского союза были провозглашены нравственное совершенствование, познание себя и истины. Каждая из этих целей достигается на определенной ступени посвящения - ученик, подмастерье и мастер.

  Сущность масонства в любой период его легального существования можно выразить словами князя Н.Н. Трубецкого:
"...А как  масонство есть единое средство, чрез которое мы можем человеков возбуждать к воззрению на самих себя, к почувствованию своей ничтожности и к покорению своей воли, то все силы наши к тому стремиться должны, чтоб средство сие распространить и тем собратий наших из когтей сатанинских исторгнуть..."
(Я.Л.Барсков. Переписка московских масонов XVIII века. Пг. 1915, с.256).

  Масонские ложи -  не что иное, как школа духовного развития и возвышения человека.. Это была популярная форма нравственного воспитания.

  По преданию, первыми членами и должностными лицами ложи были  сам Пётр Первый, Лефорт и Гордон. Заимствовав это учение в момент его появления на Западе, Россия,  таким образом,  не отстала от Западной Европы, а шла в ногу с ней. Естественно, первыми членами русских лож были иностранцы, окружавшие Петра.
      
  В царствование  Елизаветы Петровны масонство начинает проникать уже и в русские слои общества, и в единственном сохранившемся с того времени реестре гранметров и масонов мы видим имена Голицыных, Сумарокова, Дашкова, Воронцова и многих других. Из 35 названных в реестре лиц лишь 10 имён принадлежат иностранцам.

  А с того времени, когда масонство начало особенно сильно развиваться, то-есть с 1774 - 1775 годов, членами лож стали лица всех сословий, званий и профессий, вплоть до купцов и ремесленников. Тогда же гроссмейстерство в России перешло от иностранцев к русскому: И.П.Елагин занял это почётное место.

  Отдавая дань времени, в царствование Екатерины главным в  деятельности масонов было ПРОСВЕЩЕНИЕ.

  Идея "духовного строительства", взаимного нравственного совершенствования и поддержки, религиозной терпимости и другие идеалы, попав на нетронутую почву, зазвучали в понимании русских вольных каменщиков в их особой чистоте".

  Вольные каменщики различались лишь по степени увлечения масонством. Одних привлекала внешняя сторона, другие отдавали должное чистоте и высоте самого учения, третьи воспринимали его всей душой и отдавали ему все жизненные помыслы.

  И вся масонская работа с первых шагов до момента запрещения в 1822 году была освещена "исканием истины",  даже когда дело шло лишь о ритуалах, степенях или других тайных познаниях.

  Для огромной массы  русских вольных каменщиков  масонство было настоящим светлым лучом, направлявшим их мысль на пути к достижению тайн бытия и развитию  человеческого духа.
 
 В России  масонство не было только эпизодом и  играло роль очень важного духовного фактора.  Без масонов  невозможен был никакой  интеллектуальный прогресс в ту пору,  масонство по природе и целям своим изначально было явлением интернациональным и  составило эпоху в мировой истории и культуре.

  Влияние, которым обладало масонство, в значительной степени объясняется участием в братстве таких выдающихся лиц, которые одним своим именем привлекали громадное число других.

  Называя  лишь некоторые имена выдающихся  российских  масонов,  мы хотим показать, что многое из того, что сегодня составляет гордость России и всего Человечества, создано именно усилиями масонов или при их непосредственном участии:
   
  Пётр Первый, Павел Первый,  Великий князь Константин – брат Александра 1, А.В. Суворов, А.Н. Радищев,  Н.И Новиков,  Фонвизин, М.И.Кутузов, Бестужев, Рылеев, Чаадаев, Пестель,  Муравьёв-Апостол, Херасков,  Брюлловы,  Воронцовы,  В.И. Баженов,  М.И Глинка, Римский-Корсаков, Тургеневы, Жуковский, Карамзин, Вяземский,  Пушкин, Грибоедов, Некрасов, и  многие другие...
 
   Появление Пушкина среди масонов было  совершенно естественным.

   Отец Александра Пушкина Сергей Львович и его дядя Василий Львович были масонами в больших масонских чинах и состояли в знаменитых ложах. Он рос в масонской атмосфере, в доме, где  было изобилие масонских книг:

  «Весь круг его чтения, а  дом его был очень читающий, это всё масонские книги: новиковские альманахи, журналы, которые издавал Гамалея, «Сионский вестник» Лабзина. Там были журналы розенкрейцеров, переводные сочинения немецких, французских масонов, т-е, имя Сен Мартена, властителя дум тогдашних масонов Европы и России, он знал, будучи ещё ребёнком, дошколёнком по нынешним временам. Поэтому для него масоны, как люди, не представляли никакой тайны, это были его родственники. И он естественно не разделял никаких дурацких предрассудков, которые в ходу до сих пор. Он знал, что это хорошие люди, ничего дурного в масонстве он не видел. Кроме того, строй его мыслей, фундамент мировоззрения закладывался под влиянием масонских сочинений. Для него это был абсолютно естественный выбор.»
(Л. Мацих, доктор филологии и теологии, Братья. История масонства в России)

  ... Очагом масонских идей был и  Царскосельский лицей, созданный исключительно для луфтонов,  то-есть, для детей масонов не ниже градуса шотландского мастера. (см. Семевский В.И., Политические и общественные идеи декабристов. СПб. 1909 и его же в журнале “Минувшие годы”, 1908. №№ 2,5-6, работу “Декабристы-масоны”.
 
Они считались как бы детьми ордена. Для вступления их в масонство не требовался обряд приёма в полном объёме. Сказанное относится и к А.С. Пушкину. ...

   Царскосельский  лицей  был рассадник в самом лучшем смысле этого слова масонских идей, это  было настоящее гнездо масонского влияния. Его затевал масон Сперанский вместе с масоном Энгельгардтом, директор лицея  В.Ф. Малиновский и все лучшие преподаватели - профессора  были  членами  масонских лож;  выпускники  лицея: Пущин, Кюхельбекер, Горчаков и др. - были масонами.
 
   О том внимании, которое уделяло масонство лицею говорит тот факт, что в 1819 году ложа Астрея обратилась с циркуляром ко всем ложам её союза с предложением учредить масонские стипендии в Царскосельском лицее. (То, что предложение было принято, видно из постановления симбирской ложи от 11 ноября 1819 года, когда братья подтвердили ежегодный взнос в 100 рублей на воспитание в лицее двух луфтонов  “от имени ложи Великой Астреи туда назначаемых”.) (Семевский В.И., Политические и общественные идеи декабристов, с.351).

  Наряду с другими высшими и привилегированными учебными заведениями, Царскосельский лицей  был призван сформировать  корпус чиновников высшего и среднего разрядов из числа лиц, преданных идеям масонства и идеям его “братства”. Отсюда этот лицейский культ “дружбы", воспетый Пушкиным.
 
  В формировании  Пушкина  как личности  принимали участие  многие масоны — это Вяземский Пётр Андреевич,  Василий Андреевич Жуковский, Карамзин Николай Михайлович, (хотя Карамзин формально тогда с масонством порвал, но разумеется, духовную связь сохранял всегда), Каверин, Катенин, Чаадаев, который тогда уже был гусаром, блестящим офицером...
  Многие его знакомые,  друзья и родственники являлись членами Братства.

  Все эти люди оказывали на него огромное влияние.  Поэтому для Пушкина круг масонских идей был абсолютно своим. Это не было для него неким откровением. Это было естественное продолжение всего его духовного бытия. Человек его круга и взглядов вполне закономерно мог состоять в братстве.
            
  Идеи масонства  витали в воздухе и, несомненно, привлекали Пушкина. Важно и то, что он видел в тайном ордене вольных каменщиков  содружество людей самобытных, даровитых и искренних.
 
  Как и другие "образованные люди свободных  взглядов",  он  хотел видеть себя среди посвящённых  и ещё в 19-летнем возрасте готов был стать членом ложи.  «Он подал прошение о приёме в петербургскую ложу «Трёх добродетелей». Но ему отказали.  Пушкин был ещё молоденьким парнишкой.  Он  уже признавался поэтическим дарованием. Никто не знал, что он будет «нашим всем», тогда он был просто молодой повеса и гуляка. Кстати, нрава он был весьма буйного и поведения очень неблагонравного. Но сейчас это всё скрашивается масштабами его дарования и тем, какое место он занял в русской культуре. А тогда он был просто один из непутёвых шалунов и инфантильных молодых людей. Ему отказали. И это было некоторой травмой для него.»  (Л. Мацих)

  В начале XIX века Александр I сам покровительствовал  масонам, пока не столкнулся с их революционными идеями, когда  на первый план были выдвинуты  уже и социально-политические вопросы.
 
  В мае 1821 года Пушкин стал масоном, а в конце 1821 г., вследствие агентурных донесений,  кишинёвская ложа „Овидий”  была закрыта.   
1 августа 1822 г. последовал указ  императора о закрытии всех масонских лож в России.
 
  После декабрьского восстания Пушкин, сообщая  масону  Жуковскому о своих связях с декабристами, писал 20 января 1826 г: "В Кишиневе я был дружен с майором Раевским, с генералом Пущиным и Орловым.  Я был масон в Кишиневской ложе, т. е. в той, за которую уничтожены в России все ложи.  Я наконец был в связи с большою частью нынешних заговорщиков". ...
    
  Перешагнув за запрещение 1822 года, замкнувшись в тайных кружках, русское масонство сохраняло то же направление: "Были слова всё те же, что и до запрета 1822 года: о борьбе со злом в мире и в самом себе, о восхождении по таинственной лестнице или о цепи, соединяющей мир земли и тленья с миром духа". (Т.О.Соколовская. Капитул Феникса. Пг., 1916, с.90).
 
  Не исключено, что организация «Овидий»,  официально закрытая, продолжала действовать нелегально. А наместник Бессарабии генерал  И.Н. Инзов лишь отписывался высшему руководству, заявляя, что никаких масонских лож в Бессарабии нет. 
 
(После закрытия ложи близкий друг Пушкина чиновник  особых поручений Н.С. Алексеев, который был казначеем «Овидия», передал  27 мая 1822 г.  поэту три масонские тетради для приходно-расходных записей. В эти тетради поэт, будучи ещё в Кишинёве, вписывал бессмертные строки – начало «Евгения Онегина» и другие свои работы.)

... И  самое главное,  идеи масонства  нашли отражение в творчестве Александра Сергеевича. Это тот самый дух просвещения и свободы, без которого не было бы великого поэта.

  «...Масонская символика появляется в его поэзии, когда  он обращается к члену братства. Таково "Послание в Сибирь", явно адресованное посвящённым масонам.

 "Звезда пленительного счастья", "Свобода", принимающая пленников "у входа", и братья, отдающие им воплощение власти, меч, - всё это символы, абсолютно понятные посвящённому в братство.

  Куда сложнее символика "Пророка", вероятно, самого масонского стихотворения поэта. В нём угадывается церемония масонского посвящения: отверзаются и становятся всевидящими глаза, вместо "грешного языка" в уста вкладывается "жало мудрыя змеи", вместо сердца в грудь вкладывается горящий уголь, пророк возвращается к жизни по зову Бога...

  Помимо прямых упоминаний о «звезде пленительного счастья» (это и есть «пламенеющая звезда», орденский символ надежды и веры, божественной и материальной мощи природы, с латинской буквой «G» в центре, знаком божественной геометрии), «молотке» (орудие досточтимого мастера), «верном брате», «каменщике почтенном», «солнце святом» (солнце – главное божество масонского пантеона, его вызолоченное изображение стояло в центре храма, а праздник Св.Иоанна Крестителя, покровителя ордена, приходился на самый солнечный день года – 24 июня) у поэта есть и многочисленные скрытые обращения к орденским идеям, символам и шифрованному языку, которые предстоит еще отыскать и разъяснить.

  Когда масон Пушкин из Кишинёва пишет в 1821 году масону Дельвигу загадочную фразу «Умертви в себе ветхого человека», в ней видят всё, что угодно, кроме простой цитаты из ритуального масонского текста, каковой она является.
 
  Тогда же поэт создаёт знаменитое стихотворение «Кинжал» и со знанием дела рисует излюбленное оружие ордена с характерным «пламенеющим», то есть волнообразно изогнутым лезвием (воспроизведено в книге Т.Г.Цявловской «Рисунки Пушкина»). Вспоминаются слова учёного знатока масонства Т.О.Соколовской: «Вот кинжал обоюдоострый, трёхгранный – символ стойкости в борьбе за свет…"
 
  Так мёртвые символы говорят живым языком». Кому-то говорят, а кто-то этого языка не понимает и не хочет слышать…»  (Всеволод Сахаров,  Поэт и «Дети вдовы».  Новое о масонских связях А.С.Пушкина -  http://archives.narod.ru/Pn-msn.htm )

  Масонская символика проглядывается и в других произведениях поэта: "Вакхической песне", "Страннике", "Повестях Белкина" и, конечно, в "Маленьких трагедиях".

  "Моцарт и Сальери",  неоднозначно воспринятая современниками, выражала глубокие раздумья поэта не только о сути творчества, но и об отношениях внутри масонства. И Сальери, и Моцарт - не только выдающиеся музыканты, но и масоны, но сколь различается их отношение к жизни и творчеству. Педант Сальери разъял музыку на части, алгеброй проверил гармонию и... умертвил в себе творца, а легкомысленный Моцарт играючи создавал бессмертные мелодии. Если столь разные люди состоят в одном братстве, то горе братству! - правильные сальери всегда возьмут верх над неправильными моцартами. Эту мысль, видимо, и зашифровал Пушкин в сцене отравления Моцарта: ведь как человек, интересовавшийся и хорошо знавший историю, он не мог не знать настоящей причины смерти великого музыканта.»

   В его стихах - достаточно много масонских символов.
   
   Именно о вольных каменщиках пишет А.С.Пушкин: “людей священные друзья”. Это они — та “бессмертная семья”, которая “неотразимыми лучами” когда-нибудь нас озарит и мир блаженством одарит” (см. Лотман Ю.М.   Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. Л.. 1983 г., с. 184).   

   Эта “бессмертная семья” поставила поэту надгробный памятник по всем правилам масонской символики. И есть за что..

   Посвящённые видели своё призвание в совершенствовании мира и человечества, имея в виду идею коллективного спасения через рост культуры и приведения людей и природы к точке всеединства, когда всё сольется в одно целое с Абсолютным Разумом.

   Обращает на себя внимание участие в масонстве  и лиц, с обликом которых не вяжутся представления о духовных исканиях. Таковы, например, шеф жандармов Бенкендорф и министр полиции Балашов.  Среди вольных каменщиков можно отметить немало имён, чьё участие в масонстве было, очевидно, данью  молодости и общему увлечению.

  «Известно, что дядя Пушкина Василий Львович, вступая в масонскую ложу, должен был пролежать несколько часов под грудой матрацев, словно под толщей земли, — говорит один из очевидцев,— Пушкин тоже участвовал в подобных процедурах. Обряды проходили в масонских традициях: члены Кишинёвской ложи «Овидий», все знатные люди того времени, собирались в доме грека Кацика,  затемняли окна чёрными шторами, надевали плащи и цилиндры, разбрасывали по полу атрибуты “вольных каменщиков” — молотки и прочие орудия труда.»

  Во время посвящения в масонские тайны болгарского архимандрита Ефрема, жившего тогда в Кишинёве, произошел скандал, после которого о  ложе «Овидий» пошла нехорошая слава.

  Ложа собиралась в доме на площади у старого собора, возле которого  постоянно толпились беженцы – греки, и болгары, спасавшиеся от турков. Дом был огорожен только железной решёткой. Как-то раз они увидели, что в этот дом вошёл архимандрит Ефрем, а через некоторое время его вывели под руки с завязанными глазами, провели по двору и втолкнули в подвал. Толпившимся на площади почудилось, что священник в опасности. Толпа ворвалась в дом, проникла в подвал, где шла церемония принятия архимандрита в масонское братство, и «освободила» его. Уже утром эта история обсуждалась во всех кишинёвских кофейнях, и очень скоро о случившемся узнали в Санкт-Петербурге и Москве.

  В масонской иерархии:  ученик – подмастерье – мастер   Пушкин за несколько месяцев достиг второй ступени. Об этом говорит и количество черепов, оказавшихся в его могиле.
  «У масонов действительно существует древний культ “мёртвой головы”, который мы переняли у средневековых рыцарей-тамплиеров. Черепа по сей день участвуют в наших обрядах: разбрасываются по полу или используются вместо чаши — для причастия. Их кладут в склеп только к самым уважаемым членам ложи», - рассказывает один из масонов.

   Но если найденные в могиле русского гения черепа и оказались подброшены членами масонской организации, то Пушкин вряд ли сам это им завещал.

   «Александр Сергеевич с возрастом отошёл от революционных масонских идей»,— пишет исследователь масонов в рамках русской культуры Владимир Новиков.
 
   Он не достиг больших посвящений, современники его пишут о том, что ему предлагалось пройти некий обряд, который назывался на масонском языке «Наложение на уста печати молчания», Соломоновой печати скромности. Но он отказался.

   Трудно было бы себе представить, чтобы Пушкин был с замкнутыми устами. Он не терпел никакой цензуры, ни государственной, ни церковной. Не потерпел бы он и масонской. А масонство предполагало определённые границы в высказываниях, определённые согласования своих речей с братьями, находящимися старше по иерархии. Для него это было невозможно.

   И, наконец, последнее.
   Исторический факт:  на похоронах  во время прощания с поэтом  князь Вяземский снял с руки и положил в гроб  Пушкина белую масонскую перчатку, ритуально прощаясь с почившим братом.  Это - традиционный обряд, означающий, что “братья” не расстанутся и после смерти.»  Не говорит ли это о том, что даже в те годы масоны видели в А.С.Пушкине своего брата?


*****
Продолжение в главе 13.


P.S.
http://www.youtube.com/watch?v=ZI9AIh_9E58

Этот видео-материал на Youtube называется "Семь магических перстней Пушкина" из цикла "Искатели"
Он прекрасно дополняет главы "Суеверия и Пушкин" и "Пушкин и масоны" в моём эссе
"С Пушкиным в Кишинёве".


Рецензии
Бесценный, Любаша, материал.Обязательно воспользуюсь им для сообщений в нашем Лито...
Спасибо!!!!!!!!!!
Кира.

Кира Крузис   21.02.2013 10:45     Заявить о нарушении
Я очень этому рада и передаю привет всем твоим друзьям по Лито.

Почитала твой дневник, много интересного и полезного...

Спасибо, дорогая Кира!

С теплом и наилучшими пожеланиями,
Люба.

Любаша Жукова   22.02.2013 09:09   Заявить о нарушении
Спасибо, Любаша! Заходи еще в Дневник.Я сегодня обновила странички.
С теплом.
Кира.

Кира Крузис   22.02.2013 12:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.