Никополь - Днепропетровск Религиозный туризм

НИКОПОЛЬ-ДНЕПРОПЕТРОВСК: РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ ЭКСКУРСИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Г.И. САМОЙЛЕНКО © ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ

Тезисы с фотоматериалами можно посмотреть здесь: http://h.ua/story/370864/


10 июня 2009 г. Главой областного совета Ю. Вилкулом в г. Днепропетровске была утверждена «Программа развития туризма в Днепропетровской области на 2009—2012 гг.» № 549—19/У [1]. А ныне, на основании распоряжения мэра г. Никополя от 28.11.2011 г. № 309 и на основании поставленных заданий Стратегического плана развития г. Никополя на период 2012—2020 гг., осуществляются мероприятия по созданию программы «Первая Гетманская столица», которые включают комплекс мероприятий по развитию в городе туризма и современной туристической инфраструктуры. По заявлению газеты Репортер, на реализацию данной программы выделено 60,1 млн. грн. [2].

Никополь — это старейший город Днепропетровской области, он расположен в юго-восточной её части на высоком правом берегу Каховского водохранилища, в 121 км от Днепропетровска. Научно-обоснованный год основания города — 1639 введен в информационный простор Украины и Европейской цивилизации, отмечен в Национальном Атласе Украины (К.: «ДНВП, Картография, 2007, Карты 24) и внесен в энциклопедию Украины официальной публикацией (К.: 2005, Научная мысль Т3, С.271). В ХVІІ в. Никополь стал военно-общественным и духовным центром Запорожского Казачества, а в 1648 г. — Гетманской столицей Национального Украинского Государства, — колыбелью современной государственности Украины. Здесь казаки избрали Гетманом Войска Запорожского и всей Украины — Богдана Хмельницкого. Он и возглавил Национально-освободительную войну украинского народа против Речи Посполитой.

Но город замечателен не только своей богатой историей Казачества и царскими скифскими курганами. Он в не меньшей мере богат и своей духовной культурой, своими старинными православными церквями и храмами, множественными парахристианскими конфессиями и еврейскими общинами, о которых в данной статье и будет идти речь.

Нынешний Никополь современен. Сегодня здесь соблюдаются 34 и 35 статьи Конституции Украины, согласно которым каждый вправе иметь свободу мысли и слова, вольно выражать свои взгляды и убеждения, вправе иметь свободу мировоззрения и вероисповедания и исповедовать любую религию по собственному выбору [3]. Ни одна из религий здесь не преподается в школах, так как церковь отделена от государства, а школы от церкви. И это правильно, поскольку вера, сопровождающаяся внешними действиями (делами) человека, базируется на его индивидуальном понимании Бога. А поскольку понимание зависит от индивидуального уровня интеллекта, являющегося частью или potentia человеческой души, а не телесного органа — мозга (по мнению Ф. Аквинского [4] и Арестотеля [5]), то и понимание Бога у всех разное. Хотя базируется у всех на классических канонах: Библии (ветхом и новом заветах), Торе, Коране ... В современном Никополе ни одна из религий не позволяет себе мономании, о которой прекрасно рассказал австрийский писатель Стефан Цвейг в своей книге «Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина» [6]. И ни один из толкователей Слова Божьего не имеет исключительного права считаться единственным, кто познал истину. А потому современный Никополь есть открытым для туристов различных вероисповеданий и конфессий, для туристов, интересующихся духовной культурой города в познавательных целях.

И первое с чем смогут познакомиться приезжие гости, это, конечно же, с историей духовной культуры города. До революции 1917 года в Никополе действовало восемь церквей и одна синагога. Но за годы атеизма эти прекрасные архитектурные сооружения один за другим были уничтожены: Покровский собор, церковь Великомученицы Варвары, Николаевская церковь, Кресто-Воздвиженская церковь. Свидетельства очевидцев и документальная хроника рассказывают о том, как люди плакали, когда большевики разоряли храмы. Люди выхватывали из огня иконы и прятали их. И плоды тех жестоких разрушений ощутимы до сих пор. Вот уж, правда: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах — оскомина». Но на исходе ХХ в. руководство страны, увидев, что «слепой» народ приблизился к бездне, начало реконструировать прежние храмы и приспосабливать помещения под церкви. И теперь для прихожан открыты Спасо-Преображенский собор, церковь Рождества Богородицы, Кресто-Воздвиженская церковь и церковь Знамения Пресвятой Богородицы. А иконы, чудом спасенные, вновь украшают Никопольские храмы. И, кажется, что вовсе и не было тех мучительных 70 лет безбожной власти, того атеистического гонения и расстрела священников, сбрасывания колоколов на землю и бросания в костер икон. Кажется, все осознали, что правильно жить без Бога невозможно. Ведь именно религия есть причиной создания искусства, литературы и всего, что было великого. Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности.

Самым удивительным храмом Духа, который рекомендуется посетить приезжим туристам,  есть Спасо-Преображенский собор. Его история необычайна и уходит далеко в прошлое. К сожалению, доподлинных документов, связанных с постройкой этого храма не сохранилось. Но из поколение в поколение от отцов к детям передается предание, что на месте, где сейчас величается грозный собор, когда-то был обычный зеленый пустырь. И местные девченки и мальчишки пасли здесь скотину. Но однажды маленькие пастухи заметили седобородого старца с посохом в руке, который, судя по всему, был странником, пришедшим из далека. Этот дивный старик усердно молился на зеленом поле, кладя земные поклоны на все стороны. И изумленные детишки заговорили с ним, а тот сказал им, «что на этом — необычайном месте будет построен величественный храм, который будет стоять до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа». Вот прошли годы, и предсказание старца сбылось. В 1898 году здесь был возведен храм в честь славного Преображения Господа Иисуса Христа.

Сегодня Спасо-Преображенский собор — один из красивейших и наиболее посещаемых храмов города. В праздники божественные литургии проходят здесь при большом стечении народа. А при соборе открылась воскресная школа с бесплатным обучением. И каждый желающий может прослушать программу катехизиса.

Еще одним драгоценным хранилищем Духа, который смогут увидеть гости, является памятник архитектуры национального значения — Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Это одновременно и старейшее здание города, и один из красивейших храмов Никопольского благочиния Криворожской епархии, которым не стыдясь могут хвалиться никопольчане. Храм интересен сразу по нескольким причинам: во-первых, в интерьере сохранились росписи ХІХ в., выполненные выдающимся русским поэтом и художником М. Волошиным; во-вторых, современный иконостас церкви выполнен известным и замечательным никопольским художником Марком Проданом; и в третьих, дата основания, указанная на охранной табличке: 1812, — это важная веха в русской истории. Драгоценному архитектурному строению вот уже 200 лет! Но оно мужественно выдержало все капризы двухвековой истории, прекрасно сохранилось, функционирует и охраняется государством как памятник национального значения.

Этот Храм сооружен в стиле классицизма. Кирпичный, оштукатуренный, прямоугольный в плане, с полукруглой апсидой и пристроенной с запада прямоугольной колокольней, одноглавый, четырехскатный. Отличается компактностью масс, приземистым силуэтом. На северном, южном и западном фасадах — четырехколонные дорические портики, стены опоясаны раскрепованным карнизом. В интерьере делится на три нефа, в западной части расположены хоры. На парусах и конхе — апсиды. Колокольня — двухъярусная, второй ярус прорезан арками, завершена куполом [7].

Но самой любимой церковью никопольчан, чувства к которой прошли испытание временем, является Крестовоздвиженский Храм. У него особая и неповторимая история. Эта церковь единственная, которую горожане не оставляли даже в периоды самых жестоких гонений. А попыток повесить на церковь амбарный замок было не счесть. История её возникновения уходит корнями в ХІХ столетие. А в 1930-х годах здание Храма было до основания разрушено. Но вера прихожан оказалась сильней. И даже в лютые годы Отечественной войны люди продолжали собираться вместе для проведения Богослужений. А в 1944 г., когда Никополь был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, никопольчанка Агафья Степановна Занудько подарила сильной духом общине свою собственную сельскую хату. И талантливые трудолюбием прихожане-умельцы своими руками соорудили из хаты Храм. Вымостили внутренний двор, воздвигли каменную ограду, перекрыли кровлю, изготовили и установили купол с крестом. Вот так в 1944 г. был создан не просто исторический памятник культуры, а дом сердечной духовной молитвы Богу.

Еще одной изюминкой города с необычной и неповторимой историей является Никопольский Храм в честь иконы "Знамение Пресвятой Богородицы", построенный в 1921 г. купцом Гусевым. Это была его семейная купеческая церковь, которая отличалась от других православных храмов и была единственной старообрядческой церковью на всю Никопольщину. При удивительных обстоятельствах, церковь и в дальнейшем не переставала быть в некотором роде семейной для многих поколений маленьких никопольчан. В 1955 году её здание отдали под спортивный зал школе. Это было не этично, но ребятишки-школьники с удовольствием приняли такой невероятный и чудесный подарок. Теперь Храм отреставрировали и при нем открыли воскресную школу, где уже нынешние детишки учат Закон Божий и занимаются хоровым пением и рукоделием. И с каждым годом церковь все больше обновляется и благоукрашается. Ныне здесь выстроена новая колокольня из красного кирпича, сделан новый иконостас и настенные росписи, а из Воронежа привезены семь колоколов. Их сладкий малиновый звон слышен теперь по всей округе. Сама же церквушка стоит почти у самого берега Каховского моря и сверкает на солнышке своим красивым позолоченным куполом.

Но наряду с вышеназванными правослаславными Храмами и их верующими прихожанами, в Никополе существуют и другие парахристианские конфессии: Церковь Свидетелей Иеговы, Церковь Христиан Пятидесятников, Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня и Церковь Евангельских Христиан Баптистов. Основным отличием этих конфессий является то, что они почти не используют в своих Богослужениях икон, которые в православии являются предметом особого почитания, и считают поклонение перед иконами — нарушением первых двух заповедей, данных людям Богом через Моисея. Но все из названных здесь ветвей христианства уверенно считают Иисуса Христа сыном Единого Бога (кн. Второзаконие 6:4).

Сейчас в Никополе с каждым годом воздвигаются новые храмы и кладутся фундаменты новых церквей. И уже открыты для прихожан Храм Трех Святителей, Свято-Николаевский Храм, Свято-Троицкий Храм, Храм в честь иконы Божьей Матери «Целительница», Храм в честь преподобного Иоанна Дамаскина, Храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радосте», Храм в честь прп. Иова Почаевского, Иоанно-Предтеческий Храм. И словно грибы после дождя растут новые часовни. Одной из таких является чудесная часовня Покрова Пресвятой Богородицы (Заступницы). Она удивительна своим месторасположением — поставлена в сквере на ул. Никитинской против памятника В.И. Ленину и символизирует собою миг стретения двух великих эпох истории: атеистического социализма и свободного в этических взглядах капитализма.   

Также в Никополе есть и еврейские общины: Никопольское отделение Еврейского Агенства «Сохнут», которое с 1998 г. сотрудничает с благотворительной организацией «Хесед Элиягу» [8], и Мессианская община «Бейт Эль», образованная в1994 г. [9, 10]. Следует сказать, что в нынешнее время отмечается повышенный интерес к духовной культуре и традициям еврейского народа, который большей частью вызван высокой организованностью евреев, созданием их независимого государства Израиль в 1948 г. и чередой арабо-израильских конфликтов в последние годы. Но общины Никополя не так многолюдны, а потому не имеют собственной хоральной синагоги. Их штабы размещены в небольших помещениях — культурных центрах, которые занимаются, в основном, оказанием материальной благотворительной помощи евреям пожилого возраста и инвалидам, обучают еврейских детей и молодежь родным традициям, языку, истории и заботятся об их всестороннем культурном развитии. А потому гостям Никополя, совершающим религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности, для лучшего знакомства с духовными традициями еврейского народа рекомендуется посетить удивительную жемчужину города Днепропетровска — Хоральную Синагогу «Золотая Роза».

Вершины этого невероятно красивого строения с мелодичным фольклорным названием видны еще с Екатеринского проспекта в центре Днепропетровска. Но настоящее название синагоги звучит как «Турей Захав», — в честь произведения раввина и галахиста Давида бен Шмуэля ха-Леви  (1586-1667), создавшего ритуальный кодекс для верующих евреев, который, по существу, является комментарием к кодексу Шулхан арух [11]. Настоящее значение названия синагоги со временем забылось и его стали произносить как «Турей Рейзл» («Золотая Роза»).

Проходя по улочке Шолома Алейхема невозможно не заметить красивое здание с формой фасада в виде конической крыши и звездой Давида в её центре, украшенного четырехколонными дорическими портиками. Это и есть синагога «Золотая Роза». Её история — три разных жизни. С 1852 до 1929 гг. здесь был молитвенный дом общины иудеев. С 1929 г. здание было передано союзу швейников для организации рабочего клуба и до 1996 г. выполняло функции просветительского центра, но уже в новом, социалистическом смысле. А после реставрации, в 2000 г. здесь был торжественно открыт многофункциональный культурный комплекс, в котором теперь расположены: синагога, общественный центр, музейно-исторический комплекс (музей Холокоста), библиотека, благотворительные заведения и прочие учреждения  [12]. Тогда в церемонии открытия принимали участие руководители города и области, чрезвычайный и полномочный посол Израиля в Украине Анна Азари, председатель днепропетровской общины Г. Боголюбов, народный артист и почетный гражданин города Днепропетровска Иосиф Кобзон, а также другие известные деятели. Из Иерусалима специально доставили свиток торы.

Холл здания синагоги украшают великолепные золотые розы, а над центральным входом в молитвенный зал  сделана надпись: «Слушай, Израиль, Господь — Б-г наш, Господь один». Но есть особенная деталь: центральный вход предназначен только для мужчин, так как места моления женщин и мужчин в синагоге отделены.

Для женщин здесь построен отдельный балкон-зал. Он находится двумя этажами выше. И только взойдя на него, женщины могут понаблюдать сверху за ходом богослужений, поучиться законам Бога, листая странички Торы, и тихонько почитать молитвы. Правом проведения богослужений в синагоге наделены только мужчины.

Во дворе размещен культурный центр «Менора», что состоит из семи высотных башен, символически представляющих собой подобие Храмового семисвечника. И на одном из его этажей находится библиотека еврейского общинного центра имени Мери Клиоц. Библиотечный фонд здесь насчитывает сотни книг по истории еврейского народа и еврейской общины. Одной из таких является книга «Євреї Дніпропетровщини: історія та сучасність» автора О. Ю. Ростовцева, на первой странице которой содержится обращение председателя Днепропетровской областной государственной администрации, господина А.Ю. Вилкула.

А если спросить классику еврейской литературы, то вежливый библиотекарь предложит следующие книги: «Время неприкаянных» (автор — лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель), «Страсти» (автор — известный еврейский писатель Исаак Башевис Зингер) и книгу интеркомедий еврейского автора-юмориста Аркадия Иосифовича Хайта. Но, кроме того, на всякий случай, книгу Эфраима Севела «Продай свою мать», автор которой учит другие народы и нации не доверять свои душу и сердце евреям. В этой книге затрагивается важный вопрос: «что значит кровная мать в судьбе еврея?». В ней речь о том, что у народов мира нет обязательных законов, регулирующих национальную принадлежность. Но у евреев он есть и существует столько веков, сколько существуют они. Этот закон прописан в Торе, в книге Дварим (7:3.4), в Талмуде, в трактате Кидушин 68, его устанавливает Шульхан Арух, раздел Эвен Хаэзер, гл. 8, закон 5, а также о нем говорит Соломон в книге Притчей: «Не оставляй Тору матери своей…» (Мишлей, 1:8, в толковании Псахим, 50б). И гласит этот закон следующее: евреем является тот, кто рождён от матери еврейки. Таким образом, еврей — это не национальность в обычном понимании, а статус принадлежности к национальности, которым наделяются исключительно по роду кровной мамы. Таким образом, дети, рожденные от еврея-отца и не еврейки-матери, евреями не считаются.   

Развитию детей и молодежи еврейская община уделяет особое внимание. Для них в центре работают различные клубы и кружки, проводятся досуговые и семейные программы. Малыши занимаются уроками музыки и рисования, оттачивают технику чтения и грамматику. А молодежь посещает школу искусств, шахматный клуб, школы танцев и актерского мастерства, киностудию [13]. А летом для них открыты оздоровительные лагеря в Крыму и на берегу Азовского моря [14].

Община синагоги «Золотая Роза» представляет собой иудейское религиозное движение Хабад-Любавич (с ивр. ;;"; означает — мудрость, понимание, знание), которое является любавическим хасидизмом[15]. Основателем данного движения в 1772 году стал ребе Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд (1745—1813) — каббалист, основатель хасидского движения Хабад. Но настоящим лидером для общины ныне является любавический ребе Менахем-Мендл Шнеерсон (1902-1994), — один из виднейших еврейских деятелей XX века, выпускник Сорбонны, ученый, владеющий несколькими европейскими языками, благодаря которому Хабад начал приобретать выраженный мессианский характер. Теперь Мендл Шнеерсон объявлен лидером (главой) поколений [16].

Сущность учения хасидизма любавический ребе объяснил в своей речи 19 Кислева 5726 года (декабрь 1965) так. Сущность хасидизма заключается в привлечении к миру нового Света Эйн Софа Баруг Гу — то есть глубокой и непознаваемой Сущности Бога, которая не поддается определению, в отличие от тех проявлений Бога по отношению к сотворенному, о которых мы все же можем высказать некоторые суждения. Например, таких как Всемогущий, Милосердный и тому подобное. То есть имеется в виду возобновление и усиление Божественного влияния по принципу «пробуждение снизу вызывает пробуждение сверху». И кроме того, сущность учения хасидизма можно вывести из сущности Машиаха (Мессии). От быстроты распространения в мире хасидизма зависит и быстрота приближения дня прихода Машиаха. А Его приход ознаменует собою такие важные события: 1) еврейский народ наконец-то освободится от наказания изгнания; 2) станет возможным всеобщее достижение мудрости и таким образом постижение Творца; 3) изменится облик всего мира, так как произойдут глубинные изменения в его основах; 4) станет возможным раскрытие Божественности на ступени, стоящей выше связи с природой, по причине того, что во всем существующем будет ощутимо проявляться Божественное Имя — «Я был, есть и буду» (одновременно), - не ограниченное временем и пространством [17].

Таким образом, еврейская община Днепропетровска не считает Иисуса Христа сыном Единого Бога и ожидает пришествие другого Машиаха (Мессии), а все христианские движения, существовавшие и существующие доныне, считает философской ошибкой. Знакомство с данными основами хасидизма заставит туристов-христиан серьезно задуматься над основами христианского учения, провести инвентаризацию всех своих знаний и подумать над вопросами: «почему иудеи не приняли Иисуса как Мессию?» и «почему Новый Завет Иисуса за короткий период времени смог оказать сильнейшее влияние на сознание стольких людей планеты?». Это станет серьезной проверкой их знаний и веры.

Нельзя не отметить искренних настроений евреев Днепропетровска, проявляющихся в неформальном общении. Они считают, что быть евреем сегодня — модно, а время, когда это было опасно, — в прошлом. Быть евреем из Иерусалима — престижно, а евреем из Днепропетровска — непревзойденно. И, наверное, для подобных настроений есть веские основания. Ведь к 1897 году евреи Екатеринослава (ныне Днепропетровска) составляли более 36% городского населения. А еврейским промышленникам тогда принадлежало около четверти предприятий всей губернии, которые выпускали продукцию почти во всех сферах деятельности. Да и сегодня масштаб еврейского возрождения в Днепропетровске удивляет всех. Из 50 тысяч днепропетровских евреев 40% принимают посильное участие в общественной жизни [18]. А любавические хасиды при этом мудро улыбаются и говорят: «А как может быть иначе! Ведь Днепропетровск — город Ребе!» [19]. С нескрываемым удовольствием они называют город Днепропетровск еврейской столицей в Украине.

Наряду с синагогой «Золотая роза» действует и старая синагога по ул. Миронова, 9, где также проводятся культурные мероприятия. Например, в августе 2012 г. был проведен женский фарбренген (хасидское застолье) [20], в честь Дня памяти глав поколений раби Леви-Ицхака Шнеерсона (1878—1944) и раби Менахема-Мендела Шнеерсона (1902—1994). Был показан документальный фильм из цикла «Звезды в ночи», где речь шла о людях, соблюдавших традиции своих отцов даже в самые трудные годы еврейской истории. Основными тезисами вечера были: 1) еврей без веры в Бога — не еврей, — ошибка; 3) доброй памяти достоин каждый умерший человек, не только еврей; 3) наивысшая жертва еврея во времена Холокоста — умереть за Бога, а наивысшая жертва еврея сегодня — жить для Бога добродетелями. И все же, нераскрытым остался вопрос: почему главами поколений (коллективной душой, искрой души) считаются ребе, в то время как знания Торы и статус "еврей" они получают от мамы (Мишлей, 1:8, в толковании Псахим, 50б)?

Конечно же, фарбренген, посвященный даже такому печальному событию, как скорбной памяти о великих ребе, не вправе был завершиться грустно. Ведь все дела ребе — во имя Бога и счастья будущих поколений. А потому он завершился радостью — дружным танцем еврейских женщин под удивительную мелодию песни. Возможно, Baruj Ata Adonai Eloheinu

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ МАРШРУТОМ НИКОПОЛЬ-ДНЕПРОПЕТРОВСК:

1. Спасо-Преображенский собор (г. Никополь, ул. Преображенская, 113, в 500-х метрах от Никопольского районного исполнительного комитета). 
2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (расположена в западной части Никополя по ул. Войкова, 36, на выезде из города в направлении Херсона и Кривого Рога).
3. Крестовоздвиженский Храм (г. Никополь, район Лапинский, ул. Чехова, 39).
4. Храм в честь иконы "Знамение Пресвятой Богородицы" (старая часть города Никополя, ул. Шевченко, 6).
5. Никопольские Храмы: Храм Трех Святителей (район города "Северный поселок"); Свято-Николаевский Храм (район города "Новопавловка"); Свято-Троицкий Храм (возле районной больницы); Храм в честь иконы Божьей Матери «Целительница» (район 1-й горбольницы); Храм в честь преподобного Иоанна Дамаскина (район Лечебно-Диагностического Центра); Храм в честь прп. Иова Почаевского (микрорайон "Трубник-2"); Иоанно-Предтеческий Храм (микрорайон Жуковского).
6. Часовня Покрова Пресвятой Богородицы (Заступницы) (старая часть города Никополя, сквер по ул. Никитинской).
7. Парахристианские конфессии: Церковь Христиан Пятидесятников (г. Никополь, ул. Усова, Городской Дом культуры); Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня (г. Никополь, ул. Никитинская, 37/1); Церкви Евангельских Христиан Баптистов (г. Никополь, ул. Кольцова, 19; ул. Усова, 36-а; ул. Тельмана, 2); Церковь Свидетелей Иеговы (г. Никополь, ул. Головко, 2).
8. Хоральная Синагога «Золотая Роза» (г. Днепропетровск, площадь Демьяна Бедного, ул. Шолом Алейхама, 4).





СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:

1. Рішення обласної ради Про програму розвитку туризму в Дніпропетровській області : [Електронний ресурс] / Сайт Дніпропетровської обласної ради / Режим доступу : http://www.oblrada.dp.ua/decisions/7/277
2. Кучегуркова Ольга. Историю Никополя хотят сделать козырной картой : [Електронний ресурс] / Никопольская городская газета «Репортер» / Режим доступу : http://reporter-nikopol.net/material.php?st=2431
3. Стаття 34, 35 Конституції України - Розділ II. Права, свободи та обов'язки людини і громадянина : [Електронний ресурс] / Сайт Адмiнiстрацiї Президента України / Режим доступу : http://www.president.gov.ua/content/chapter02.html
4. Фома Аквинский. О единстве интеллекта против авероистов : [Електронний ресурс] / Электронная библиотека http://philosophy.ru / Режим доступу : http://philosophy.ru/iphras/library/wealtrue/akvin1.htm
5. Аристотель. О душе. : [Електронний ресурс] / Электронная библиотека http://www.psylib.ukrweb.net / Режим доступу : http://www.psylib.ukrweb.net/books/arist01/index.htm
6. Стефан Цвейг. Совесть против насилля: Кастелио против Кальвина : [Електронний ресурс] / Электронная библиотека http://www.e-reading-lib.org / Режим доступу : http://www.e-reading-lib.org/book.php?book=62826
7. Никополь. Церковь рождества пресвятой Богородицы : [Електронний ресурс] / Народный каталог православной архитектуры / Режим доступу : http://sobory.ru/article/?object=12722
8. Гросман Х.Н. Община : [Електронний ресурс] / Бібліотечно-інформаційний центр «Слово» / Режим доступу : 9. Никопольская еврейская мессианская община Бейт Єль : [Електронний ресурс] / Официальный сайт общины / Режим доступу : http://beitel.in.ua/
10. Никопольская еврейская мессианская община Бейт Єль : [Електронний ресурс] / Социальная сеть «В контакте» / Режим доступу : http://vk.com/club27505806
11. Давид бен Шмуэль ха-Леви : [Електронний ресурс] / Электронная еврейская энциклопедия / Режим доступу : http://www.eleven.co.il/article/11357
12. Три жизни Золотой Розы : [Електронний ресурс] / Сайт газеты realnest.com.ua / Режим доступу : http://realnest.com.ua/information/articles/173
13. Культурная жизнь Еврейской Общины Днепропетровска : [Електронний ресурс] / Сайт Днепропетровской еврейской общины / Режим доступу : http://www.djc.com.ua/obchina/project/?id=7795
14. Социальные программы Еврейской Общины Днепропетровска: [Електронний ресурс] / Сайт Днепропетровской еврейской общины / Режим доступу : http://www.djc.com.ua/obchina/project/?id=7786
15. Хабад : [Електронний ресурс] / Википедия, свободная энциклопедия / Режим доступу : http://ru.wikipedia.org/wiki/
16. Седьмой любавический Ребе, раби Менахем Мендел Шнеерсон : [Електронний ресурс] / Сайт Днепропетровской еврейской общины / Режим доступу : http://djc.com.ua/rebe
17. Сущность учения хасидизма : [Електронний ресурс] / Сайт «Хасидус по-русски» / Режим доступу : http://chassidus.ru/inyono/inyono_shamir.htm#_ftn14
18. В начале 2012 года в Днепропетровске откроется еврейский центр : [Електронний ресурс] / Единый информационный портал dnepr.info / Режим доступу : http://dnepr.info/news/region/photo-menoradnepr
19. Днепропетровск — город Ребе! : [Електронний ресурс] / Блоги на Днепропетровском городском портале / Режим доступу : http://nash-dnepr.livejournal.com/1640.html
20. Женский фарбренген в честь Дня памяти раби Леви-Ицхака Шнеерсона : [Електронний ресурс] / Сайт Днепропетровской еврейской общины / Режим доступу : http://djc.com.ua/news/view/new/?id=490
21. Baruj Ata Adonai Eloheinu : [Електронний ресурс] / Сайт Ютуб / Режим доступу : http://www.youtube.com/watch?v=FpuDgxTUtXg&feature=related.


Рецензии