ЛидьНиколавна

-Ну что ж ты так? - сокрушенно вздохнула Лидия Николаевна.
С стояла перед ней потупившись, мне было стыдно невыносимо за то, что в "Букваре" несколько листочков оказались помятыми.
- Я торопилась, ЛидьНиколавна! В школу боялась опоздать.
- И не зря боялась. На урок ты опоздала, да еще и "Букварь" помяла.
Моя первая учительница была строгой, но улыбалась всегда так светло и ласково, что страшно не было. И очень хотелось заслужить эту улыбку, чтобы разгладилась морщинка между бровей, а рука ласково погладила по голове. Но сегодня я виновата... Заигралась, забегалась и в школу опоздала на целых десять минут. Да еще и Букварь помяла, когда в портфель торопливо засовывала. Стыдно-то как! Лидия Николаевна меня после уроков оставила. Для серьезного разговора. Вот так-то...И не улыбается, а грустно так смотрит.
Я засопела, собираясь зареветь, а Лидия Николаевна мою руку в свою ладонь взяла и сказала, уже не так строго:
- Ты реветь-то не торопись, вот поговорим, тогда и поплачешь, если захочется. Рассказывай, почему с тобой сегодня такое случилось?
Я носом шмыгнула и рассказала все, ка было. И про игру, и про портфель, который тесный, и про дорогу, которая такая длинная, хотя я быстро бежала... И стало мне себя так жалко, что снова плакать захотелось. А Лидия Николаевна спрашивает:
- Значит, виновата интересная игра, портфель и дорога? А ты, Надюша, вроде бы не причем? Пострадавшая, значит, безвинно...
Я всхлипнула и кивнула, а потом испуганно вскинула глаза. Что-то тут было не так...
- А мне кажется, - продолжила Лидия Николаевна, - то, что с тобой случилось, ты сама допустила, а поэтому отвечать тоже тебе. И еще, запомни, девочка моя хорошая, книги нужно беречь, дружить с ними, тогда они тебя многому научат. Ты с книгой всегда вежливо обращайся. Здоровайся, когда открываешь.
Учительница взяла Букварь, открыла и ласково погладила страничку.
- Вот так. А, когда почитаешь, не забудь поблагодарить.
Она аккуратно закрыла учебник и положила руку на обложку.
- Вот так. Книгу умные люди писали, там их мысли живут, поэтому книга живая. Она своих читателей чувствует. Не нужно книги обижать. Обещаешь?
- Обещаю! - с жаром воскликнула я. - ЛидьНиколавна, больше никогда!.. Чесслово!
Лидия Николаевна мне улыбнулась своей замечательной улыбкой, где-то там, в груди, стало тепло и хорошо.

А я... Я и правда с тех пор к книгам отношусь с большим уважением. Здороваюсь и благодарю (чесслово!). А если книга не нравится, я ее откладываю с некоторой неловкостью. Словно извиняюсь за неприятие. Все-таки люди старались, писали...

Давно уже нет моей первой учительницы, Лидии Николаевны, но ее жизненные уроки, ее слова, ее улыбку помню до сих пор.


Рецензии
Да, - раньше учителя очень душевные были и понимали детишек и не было у них формального отношения к ребятишкам, это точно.

Анатолий Копин   19.01.2014 21:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.