Последняя любовь

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ

-Позволите?
- Садитесь. Я не покупала эту скамейку.
- Не узнаете меня?
-Разве мы знакомы?
-Год назад. В диспансере.
- Туда приходит много людей...
- Вы - с мужем, а я - с женой.
- Кажется, припоминаю. Один настырный тип прицепился к моему мужу, когда ему было совсем не до него. Не вы ли это случайно?
- Я самый. Мне показалось, он нуждался в поддержке.
-Решили выступить в роли его психотерапевта?
-Нет, разумеется... Но если хотите знать, он первым обратился ко мне.
-И вы рады стараться - вышли с ним на улицу курить. Хотя я возражала. Могли догадаться, такому больному курение категорически противопоказано.
-Он очень просил - и я не смог отказать.
-Почему не сказали, что не курите?
-Он слышал мой разговор с женой о том, зачем я иду во двор .
- Все равно - обязаны были отказать ему. Могли сказать, что у вас последняя сигарета... Да мало ли что...
- Виноват.
-Что побудило вас сесть именно на эту скамейку?
-Мы уже не впервые встречаемся в этом парке. Вы не замечали меня. Но я, наконец, осмелился...
-Со скуки? Или из любопытства, почему я прихожу в парк одна, без мужа?
- Ведь и я один.
-Вы не ответили на мой вопрос.
-Меньше всего из любопытства.
-Так вот, к вашему сведению, мой муж жив и здоров.
-Рад за вас обоих.
-А что ваша жена?
-Умерла больше года назад.
- Примите мои искренние соболезнования.
-Благодарю... В конечном счете, облучение помогло лишь оттянуть ее смерть. Болезнь приняла необратимый характер.
-Очень сочувствую вам...
-С тех пор я один. До сих пор не могу привыкнуть находиться в квартире, где мы прожили столько лет. Стараюсь бывать в ней как можно меньше времени. Все напоминает мне о жене.
-Видимо, вы очень любили ее?
-По-настоящему я понял это только после ее смерти.
-Когда наши супруги дожидались своей очереди на облучение, я обратила внимание на то, как она смотрела на вас. Даже завидовала... И не понимала, как в такое время вы, не отрываясь от тетради, что-то писали в ней.
-Видеть, особенно тогда, когда родители носят облучать совсем маленьких детей, слишком больно - я старался отвлечься. Конечно, это не красило меня.
-Мой муж в тот день не преминул спросить у вас, что вы писали, и доложил мне об этом.
-Я писал рассказ...Пытался спастись не только сам - хотел внушить жене, чтобы она не так сильно волновалась перед облучением, которого очень боялась.
-Когда вы ушли курить, мы с нею обменялись несколькими фразами.
-Должно быть, возмутились тем, что я не отказал вашему мужу в сигарете?
-Не без того... Ваша жена вступилась за вас, сказала, что вы просто растерялись. Подтвердила, вы, как могли, старались убедить ее, что в облучении нет ничего страшного.
- Я действительно так полагал, когда понял : без облучения или химии обойтись никак уже нельзя.
-Она сказала, что ничего не желает знать о характере своей болезни. Целиком полагается на вас.
-Я скрывал от нее, что болезнь прогрессирует.
-Очень похожая ситуация - и у нас с мужем. Он ничего не хотел знать и полностью доверился мне...
-Мы после первой встречи виделись в диспансере еще два раза. С вашим мужем разговаривали друг с другом о разных мелочах.
- Частично вам удалось то, что не получалось у меня. Хоть как-то успокоили его.
.-Нечто похожее проделали вы с моей женой....
- Однако вы напрасно говорили обо мне,  говоря о моей внешности. Он всегда ревновал меня ко всем мужчинам.
-Но только не ко мне, почти старику и к тому же, мягко говоря, с заурядной внешностью..
-Не напрашивайтесь на комплименты. Вы достаточно привлекательны для своего совсем не старого возраста..
-Мне уже скоро пятьдесят, молодая леди.
-Не такая уж я молодая...
-Больше тридцати пяти вам никак не дашь.
- Льстец. Мне значительно больше.
-Нет, правда...
-Тот рассказ написали?
-В некотором роде.
-И о чем он, если не секрет?
-О любви.
-О любви?!
- Этим рассказом я хотел максимально продлить, несмотря ни на что, нашу с женой совместную жизнь, хотя понимал всю иллюзорность того, что это возможно.
-Она рассказывала, вы все годы ее болезни почти никогда не оставляли ее одну. Нигде не бывали, никуда не ходили, не спорили, когда она из-за сильных болей, не оставляющих ее, находилась в дурном настроении и придиралась к вам по разным пустякам. Она все понимала и очень переживала...
- Сейчас, когда я сам... Думаю, наше с вами положение в чем-то схоже. Ведь и вам приходилось нелегко.
-Что рассказывал обо мне муж?
-Ровным счетом ничего особенного. Только то, что боится уйти из жизни, оставив вас одну.
- Не думайте, будто его болезнь мне в тягость. То есть, конечно, она была... всегда для нас обоих большим испытанием, но наши чувства друг к другу оно только усиливало.
-Надеюсь, это не станет помехой для нашего с вами более близкого знакомства? Если, разумеется, вы не возражаете. Мне кажется, есть элемент предопределения в сходстве наших судеб.
-Чистая случайность - не более того. В мистику я не верю.
-Нам не следует избегать друг друга.
-А кто вас избегает?!
-Не сердитесь, пожалуйста. Ведь я не прошу чего-то необыкновенного. Я хочу всего лишь пусть изредка видеться с вами.
-Не думаю, что это понравится мужу. Я уже говорила, он очень ревнив... А без его  согласия я ни с кем встречаться не намерена. Довольно того, что мне позволено гулять одной.
-Тогда простите за назойливость. Видимо, одиночество совсем выбило меня из колеи.
-Тот рассказ - я все время почему-то вспоминаю о нем... Мне трудно объяснить это, но почему-то еще тогда я хотела узнать, что вы пишете.
- Рассказ при мне. Надеясь снова увидеть вас в парке, всегда ношу его с собой. На всякий случай...
-Дадите мне его?
- Рассказ не понравится вам.
- Жена читала?
-Нет. Не пришлось...
-Он не очень длинный?
-. Скорее, наоборот…
- Обманщик! Все переврали.
-Совсем чуть-чуть. Это же рассказ, а не быль.
-Но он вовсе не о любви, И написан не в тот день, о котором мы говорили.
- Я не смог закончить его. И выбросил черновик.
-Если я правильно понимаю, данный рассказ меньше всего навязан воспоминаниями о жене.
-Напротив. После нашего знакомства в диспансере, постоянно думая о надвигающейся смерти, она рекомендовала мне познакомиться с вами поближе. Но тогда я меньше всего был расположен к тому, чтобы нарушать ту близость между нами, которая неизбежно приближалась к концу.
- И потому не вступали в разговор со мной, общаясь только с моим мужем?
-У меня хватило ума не верить жене, хотя она совершенно искренне проявляла заботу обо мне, думая о том, что я могу остаться один. К тому же и с вашей стороны я не увидел ни малейшего шага навстречу.
-И не только из-за ревности мужа.
-Разумеется, в те дни все наши мысли были только о наших супругах. И это совершенно естественно.
- Не будем ходить вокруг да около. Вы, конечно, заметили, что я прихожу в диспансер без мужа.
-Как и вы, что я - без жены.
-Не находите, что наши болезни как-то связаны с болезнями супругов?
-В такое предопределение верится с трудом. Хотя сам факт необычен.
-Вы сразу, увидев меня одну, поняли, что мой муж умер?
- Да. Иначе бы он приходил с вами. Единственная причина, по которой он мог остаться дома, ухудшение его состояния.
- Он скончался еще раньше вашей жены...
- Примите и вы мои соболезнования...
-Когда узнали, что больны сами?
-Почти сразу после смерти жены.. Пришлось сдавать анализы ( настояли родственники) - у меня резко повысился сахар в крови. Решил, это следствие стресса... Ну а дальше чередом пошла одна напасть за другой... А как вам стало известно о болезни?
-Еще до смерти мужа. Были некоторые признаки, но я не ходила к врачам, тем более что муж не советовал мне...
-Почему?
-Ему казалось, стоит пойти к ним, как все и начнется. У него, собственно так и произошло.
-Может быть, по прямо противоположной причине - потому что мы не желаем общаться с врачами?
-Скорее всего, именно поэтому. Мы не идем к ним без надобности. Больше того, избегаем их и тогда, когда она возникает. Варвары!
-Тут есть и другая причина - мы не могли думать о себе, когда болели наши супруги.
-Верно.
-Вам удается справляться с одиночеством?
-Думаю, мне все же легче, чем вам. Мы с мужем не очень ладили друг с другом. Настолько, что хотели развестись до его болезни.
-Остановили дети?
-Нет, едва не разошлись именно из-за невозможности рождения ребенка и по другим веским причинам... А у вас дети есть?
-Взрослая дочь. Но она живет в другой стране - уехала с мужем в Канаду, где у него давно уже живет достаточно близкая родня.
-Она не зовет вас туда?
-Они только-только устроились сами. Я не хочу добавлять им проблем, становиться им лишней обузой. Кроме того, болезнь, возраст, специальность и незнание языка не позволят мне найти там работу. А в России с этим вопросом мои дела обстоят относительно хорошо. И вообще я намерен жить и умереть дома.
-Болезнь не сказывается на работе?
-Пока нет. Раз я на ногах и не доставляю неудобств руководству фирмы, оно держит меня на ней. Тем более что инвалидность я не оформляю.
-И начальство легко отпускает вас тогда, когда возникает необходимость? Например, когда вы должны почти месяц ежедневно облучаться?
-Видимо, я нужен фирме. И потерянные  часы с лихвой отрабатываю дома, работая на ноутбуке. Кроме того, я беру их в счет отпуска.
- Мне повезло меньше вас. Хотя на ту зарплату, что я получаю, охотников мало. У нас вечная нехватка работников. Но все равно моя начальница, старая дева, не желает входить в мое положение и в любой момент может предложить мне уйти с работы.
-Где вы трудитесь?
-В районной библиотеке. Я всегда договариваюсь о том, чтобы на время моего отсутствия меня подменили, но каргу все равно не устраивает это.
-Позволю себе задать нескромный вопрос, вам хватает денег на жизнь?
- После смерти мужа остались небольшие накопления. На время дожития, как принято говорить в чиновничьей среде, надеюсь, хватит. Я ни в чем не нуждаюсь. Запросы у меня скромные. А что у вас?
- Мне более чем хватает дохода, обеспечиваемого моей фирмой. Теперь, когда я остался один, думаю снова после многолетнего перерыва начать ездить туристом за рубеж.
- Во многих странах побывали с женой?
-К сожалению, всего лишь в нескольких.
-А мы с мужем никуда не успели съездить. Он вообще был домоседом. Да и достаточных средств на поездки мы не имели.
-Не поймите меня превратно, я с удовольствием поехал бы куда-нибудь вместе с вами...
-Уж не хотите ли вы оплачивать мне путевки?
-Всего лишь рассчитываю на вас как попутчика.
- А что сами уже никак?!
-Как. Но предпочитаю поехать с вами.
-С какого рожна?
-Не вынуждайте меня произносить слова, в которых я сам еще не очень уверен.
- У вас год назад умерла любимая жена. И теперь, когда срок верности любви истек, вы ищете предмет для новой страсти? Так вот, знайте, я не уверена в том, что, даже испытывая нечто подобное вашему "чувству", смогла бы удовлетворить его. По вполне понятным, надеюсь, вам причинам.
-Я и сам далеко не уверен в том же.
-Очень смешно!
-Так что никакой опасности я для вас не представляю. Мы будем встречаться, если пожелаете, не часто и жить врозь...
-Естественно, врозь. Как только иная мысль могла возникнуть в вашей голове?!
-Спасибо.
-За что?!
- За согласие жить со мной врозь.
-Я вообще не собираюсь жить с вами. Никак!
-Хорошо. Мы станем изредка, когда пожелаете, встречаться - просто вместе проводить свободное после работы время. Тем более что живем недалеко друг от друга.
-Но никуда я с вами не поеду.
- Каждый из нас поедет в одну и ту же страну в одно и то же время сам по себе.
-Только в том случае, если я сама оплачу путевку. Если смогу и захочу.
-Принимается.
-Какой-то вы скользкий.
-Просто я не хочу, чтобы вы исчезли навсегда.
-Просто не сможете это пережить?!
-Мне не так много отпущено времени, чтобы я терял его.
-Зато у меня впереди долгая и счастливая жизнь!
-Зачем же вы так? Если я вызываю у вас антипатию, так и скажите. И весь разговор.
-Стала бы я тогда почти час обсуждать ваши дерзкие планы...
-Вы любите оперу?
-Да. Но больше балет.
-Если возьму билеты в Мариинку, пойдете со мной?
-При условии, что заплачу за свой билет.
- Часть билета, хорошо? Не станете же вы платить за него пять тысяч?
-Там такие дорогие билеты?
- Мы ведь не можем позволить себе балет без лучших солистов театра.
-Это слишком высокая цена. Треть моей зарплаты.
-Вот я и предлагаю скосить стоимость вашего билета. Согласие пойти со мной стоит значительно дороже.
-Дороже всяких денег?
-Тех, которыми я располагаю.
- Простите, я выразилась неудачно.
- Прощаю. Так вы согласны?
- У вас мертвая хватка. Должно быть, в молодости пользовались большим успехом у женщин?
-Ничуть. Каждый раз приходилось с огромным трудом убеждать их, что я не бандит с большой дороги и никаких дурных целей при знакомстве с ними не преследую.
-Конечно, вы не признаетесь в том, что хотя бы однажды изменили жене?
-Никогда. Хотите, верьте - хотите, нет.
-Впрочем, какое это имеет сейчас значение?
-Верно.
-Мне уже давно пора уходить. Пора прощаться.
-Вот моя визитка. Позвоните мне, когда захотите и сможете встретиться со мной. Может быть, в ближайшую субботу?
-Мы работаем и по субботам.
-Я совсем забыл, где вы трудитесь. Но если я возьму билеты, сможете поменяться с кем-нибудь, чтобы освободиться?
-Постараюсь. Сообщите мне заранее по этому телефону.
-Когда у вас ближайший выходной?
-Через три дня.
-Может быть, встретимся вечером? Я заеду за вами.
- На той самой машине, на которой привозили жену? Простите, я невольно допустила бестактность.
- Ничего... Никто из нас, к великому сожалению, не может изменить тому, с кем прожил значительную часть своей жизни. Но теперь, когда нам самим приходится считать годы, а то и месяцы, мы не вправе терять даже дни.
- Мужской подход.
-Разве у женщин в нашем с вами положении он иной?
-Не такой рациональный.
- Черт побери, вы – единственный человек, которого я хочу видеть . Моя жена правильно определила, кто может скрасить мое одиночество.
-Вы всегда слушались ее воли?
- Мы оба свободны. Нам следует правильно распорядиться тем временем, что осталось. Надеюсь, оно будет достаточно длинным.
-Я ничего не обещаю. Должна подумать над тем ураганом слов, что вы обрушили на меня.
-Каждый из нас может жить, как прежде. Лишь иногда станем встречаться друг с другом.
-Ваше имя я прочла на визитке. Меня зовут Таней. Я позвоню вам, Андрей...

Они встретились. Хотя и не сразу, стали любовниками. Таня переехала к Андрею. Они старались не пропускать сколько-нибудь интересных театральных постановок, концертов, опер, балетов, выставок. И успели съездить в Париж. Они скрывали друг от друга, сколько им оставалось жить. Таня умерла через год. Спустя несколько месяцев после нее ушел из жизни и Андрей, радуясь испытанной им последней любви...

Увы, вся эта история имела место лишь в смелой фантазии Андрея - фантазии умирающего от страшной болезни пятидесятилетнего мужчины, так и не познавшего последней любви, предложить которую любимой женщине и реализовать он так и не посмел, не забывая до самой смерти о своей первой любви к жене...


Рецензии