Стыд и депрессия

Стыд - часто основан на мнимых прегрешениях и недостатках. Бывает человеку стыдно из-за того что его считают глупым, слабым, ничтожным и это чувство стыда клиент вызывает у себя сам. При этом можно принять философию "антистыда" и открыто заявить о своей ошибке.
Мы все можем входить в резонанс — с внутренним чувством страха, чувством стыда.
Чувство стыда имеет довольно определенные мимические и поведенческие характеристики.
Человек, испытывающий стыд, прячет глаза, отворачивается, опускает голову, плечи, как будто бы старается стать меньше и незаметнее. У многих людей переживание стыда сопровождается появлением румянца. Тем не менее, немало людей испытывают стыд не краснея, причем с возрастом их число увеличивается. Дети и подростки краснеют от стыда чаще, чем взрослые.
Появление стыдливого румянца почти не поддается сознательному контролю. Более того, появление стыдливого румянца, выдающего наши чувства, само по себе способно усилить переживание стыда.
Взрослые люди часто стремятся замаскировать проявления стыда. Иногда человек прячет взгляд, «отводит взгляд» («глаза бегают»), задирает подбородок, подменяя стыдливый взгляд презрительным, грубит, проявляет агрессивность, т.е. демонстрирует самые разные чувства – равнодушие, презрение, злость – для того, чтобы не показать окружающим, что ему стыдно.
Многие исследователи сходятся во мнении, что в момент переживания стыда человек наиболее остро осознает свою неумелость, непригодность, неадекватность в той или иной ситуации. Мы испытывает стыд, когда наша слабость выставлена на всеобщее обозрение.
Под слабостью в данном случае следует понимать не только личную неудачу или поражение, но и менее «катастрофические» ситуации: неловкость, случившуюся «на людях», неблаговидный поступок кого-то из родственников, бросивший тень на всю семью. Так называемый «публичный позор» и есть главная причина стыда. «…Стыд … есть некий страх бесчестия», - изрек древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.).
Стыд – социальное чувство, поскольку возникает, как правило, в ответ на высказывание или оценку по поводу случившегося тех людей, чьё мнение для нас особенно важно. Еще Б.Спиноза, нидерландский философ 17 века, говорил: «Стыд есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими», возникновение чувства стыда связано не столько с самим фактом личной неудачи, сколько с её публичностью. Человек чувствует себя в этот момент совершенно незащищенным, беспомощным, глупым.
В случае, когда свидетелей нашей неудачи нет, стыд переживается слабее, хотя каждому из нас знакомо и чувство стыда перед самим собой.
Стыд сопровождается временной неспособностью логично мыслить и рассуждать. Позже человек найдет нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи. Ему по-прежнему будет стыдно, но он обретет способность рассуждать и анализировать ситуацию, искать пути решения проблемы[Психология Учебное пособие. X класс / А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина и др.М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК»,с. 97-100].
Стыд есть реакция на отсутствие одобряющего взаимодействия.`
Кэрол Э.Изард в своей книге "Психология эмоций" пишет, что "В целом можно сказать, что у детей и подростков появления стыдливого румянца ниже, чем у взрослых(К.Э.Изард с.344). Взрослый человек просто напросто научаются избегать ситуаций, которые могут вызвать у них чувство стыда. Если человек «никогда не краснеет», то, возможно, он и не способен к переживанию стыда.

Томкинс (Tomkins,1963) отмечает, что взрослые стремятся модифицировать проявления переживаемого стыда. Это связано с тем, что слишком откровенные, слишком интенсивные и слишком частые проявления стыда свидетельствуют о социальном неблагополучии индивида. Иногда человек прячет взгляд, чтобы скрыть переживание стыда [там же с.344].

Хелен Льюис считает, что: `Стыд может спровоцировать печаль или гнев, вызвать слезы или румянец, которые в свою очередь усугубляют переживание стыда. Взрослый человек чувствует себя ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение.... Комплекс стыда объединяет в себе такие чувства как смущение, робость, сдержанность, стеснение, досаду, унижение` (с.345).

Стыд порождает особого рода отчужденность.
Человек ощущает себя брошенным, сконфуженным.

Е.П.Ильин в своей книге "Психофизиология состояний человека" пишет: "Мне представляется, что стыд также играет роль «внутреннего» наказания и именно поэтому столь велико его значение в мотивационном процессе. Избегание стыда может быть мощным мотиватором поведения. Угроза стыда, позора заставляла в прежние времена идти на дуэль, а в настоящее время дает людям силы во время войны пренебрегать болью и идти на смерть. Во избежание стыда от своей никчемности человек начинает развивать собственные физические и нравственные качества, приобретать знания, овладевать умениями и профессией. Наконец, во избежание стыда человек культурно развивается, соблюдает правила приличия и гигиены и т. д.

В то же время не следует злоупотреблять стыдом в процессе воспитания ребенка. Если ребенка часто стыдят или наказывают за проявление стыда, у него развивается недоверие и боязнь людей. Чрезмерные усилия ребенка, направленные на избегание стыда, могут привести к отгораживанию его от всех эмоций, что сделает его жестким и ограниченным. Последующие переживания стыда будут у него исключительно интенсивными и психотравмирующими".

Стыд и сомнение мешают развитию личностной автономии. Аристотель, рассуждая о стыде, говорил, что есть вещи, постыдные «по общей договоренности», и вещи, постыдные «по существу».
Излишняя открытость, чрезмерная искренность ведет к уязвимости человека.
Одним из характерных способов избежать стыда является отрицание.
Отрицание выступает в роли оборонительного сооружения на пути стыда, потому, что стыд - крайне болезненная эмоция, переживание стыда мучительно, его трудно срыть или выдать за что-то другое.
Вторым способом защиты от стыда является подавление.
Пользуясь механизмами подавления, люди пытаются не думать о самых смущающих ситуациях, о ситуациях, связанных с переживанием стыда или даже с возможностью переживания стыда. Подавление, по сравнению с отрицанием, может иметь более серьезные последствия для психологической адаптации и благополучия индивида. Механизм отрицания предполагает, что человек в момент переживания стыда отрекается от него, но отрицание не исключает того, что в последствии он попытается осмыслить ситуацию, вызвавшую стыд , и постарается избежать её в будущем. И наоборот, используя механизм подавления, человек сжигает все мосты, связывающие его с возможностью переосмысления ситуации и с самоусовершенствованием, он «удовлетворяется своим «Я», самоутверждаясь как Нарцисс (Lewis, 1971).
Третьим способом защиты от стыда является самоутверждение. Самоутверждение это - поведение человека, который хочет показать собственную ценность, значимость и таким образом добиться соответствующего положения в обществе. При самоутверждении возможны жизненные тактики действий как: конструктивная, доминирующая, компенсаторная, защитная. При самоутверждении человек попытается развивать некие интеллектуальные или специальные навыки, которые могли бы отвлечь внимание окружающих от его недостатков.
По утверждению Хелен Льюис, такое аффективное расстройство, как депрессия, можно рассматривать в качестве крайнего, наиболее радикального способа защиты «Я» от стыда. Согласно её теории, депрессия – прямое следствие «непроработанного стыда». Если человека преследуют переживания стыда, если они остры и влекут за собой унижение, если он не способен извлекать из этих переживаний пользу и не владеет ни одним из множества адаптивных механизмов защиты «Я» (отрицание, самоутверждение), - такой человек склонен к переживаниям печали, враждебности, направленной на себя, к переживаниям страха и вины, то есть во всех отношениях предрасположен к депрессии (Izard,1972). Депрессия, так же как и стыд, мешает человеку найти объяснение или оправдание своим недостаткам [там же с.356-358].
Литература:
1. Изард К.Э. Психология Эмоций. Спб.: Питер, 2002.

Стыд
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
• Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно.
Определения
Спиноза в III-й части своей «Этики» (опред. 31) говорит:
  "Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают. Объяснение... должно обратить внимание на различие, существующее между стыдом и стыдливостью.
Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное.
Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу". 
Согласно Оксфордскому словарю английского языка, стыд — это «болезненная эмоция, возникающая как следствие осознания чего-то бесчестного, нелепого или неприличного в собственном поведении или обстоятельствах жизни (или того же в поведении или жизни других, чьи честь или позор человек рассматривает как свои собственные) или же в результате попадания в ситуацию, оскорбляющую собственную скромность или приличие индивида.»[1]
С точки зрения биологии и психологии
К. Изард, приведя ряд характеристик чувства стыда, данных разными исследователями, обобщает их в таком описании[2]:
Стыд сопровождается острым и болезненным переживанием осознания собственного «Я» и отдельных черт собственного «Я». Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения. Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания. Позже он обязательно найдет нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи. Как правило, переживание стыда сопровождается острым чувством неудачи, провала, полного фиаско. Это чувство вызывает уже сама неспособность мыслить и самовыражаться в свойственном нам стиле. Стыд порождает особого рода отчужденность. Человек очень одинок, когда сгорает в пламени стыда, не в силах спрятаться от пронзительного взора собственной совести. Он действительно отчужден от окружающего, хотя бы в том смысле, что не в состоянии так же, как прежде, запросто обратиться к другому человеку, перекинуться с ним ничего не значащими фразами.
Интерес в исследовании стыда представляет эволюционная биология, получившая значительный толчок в исследованиях Ч. Дарвина, который стал рассматривать вопрос о том, как выражается стыд в организме человека ( Ч. Дарвин, «О выражении ощущений», СПб., 1872, гл. XIII, стр. 261—294). Далее, Дарвин ясно поставил вопросы:
• о происхождении чувства стыда и
• о его постепенном развитии (Дарвин, «Происхождение человека»).
Интерес представляет не столько самое решение вопроса, сколько его постановка. Следует ли чувство стыда считать прирождённым, или же оно образовалось путём воспитания и унаследованных приобретенных привычек?
Ещё, может быть, важнее исследования в области истории развития стыда у человека, нормального и ненормального, в различные возрасты (ср. работы Прейера и Перре о душе ребёнка) и в зависимости от пола. В психологической литературе можно найти дельные замечания по этому предмету, но наиболее богатый материал по этому вопросу доставляет психиатрия, трактующая о нравственном помешательстве (moral insanity); в особенности важна та область психиатрической литературы, которая касается эротомании и извращений полового чувства (ср. Тарновский, «Извращение полового чувства»; Moreau, «Des aberrations du sens g;nesiane»; Kraft-Ebing, «Psychopathia sexualis», Штутгарт, 1890), ввиду близкой связи, в которой находится чувство стыда с половой сферой.
Ежели история индивидуального развития стыда в человеке может служить любопытной темой исследования, то в ещё большей степени интересны те изменения, которым подвергались представления о стыде в различные времена у различных народов. В общем, по-видимому, можно считать доказанным факт постепенного совершенствования идеи стыда и постепенного углубления самой стыдливости. Факты поразительного бесстыдства диких народов и народов, стоящих на низкой ступени развития, передаются как антропологами, так и многими путешественниками, хотя и здесь встречаются исключения, подобно тому, как и у народов, стоящих на высокой степени развития, бывают эпохи глубокого нравственного упадка (ср. Friedl;nder, «Sittengeschichte Roms»; Wiedemeister, «Der Caesarenwahnsinn»; Светоний; Lecky, «History of European morals»; Jacoby, «Etudes sur la s;lection»). По отношению к чувству стыдливости историкам литературы следовало бы сделать то же, что Лапрад и Бизе сделали по отношению к чувству природы: материал чрезвычайно богатый, и нет недостатка в подготовительных работах в так наз. народной психологии, V;lkerpsychologie (ср. L. Schmid, «Die Ethik der Alten Griechen»; Lazarus, "Die Ethik des Judenthums; Fouill;e, «La psychologie du peuple fran;ais» и т. д.). Как поразительны, например, рассуждения Аристотеля о стыде в его «Этике» (к Никомаху), и как они отличны от воззрений христианства, несомненно способствовавшего углублению понятия стыда (ср. Josef M;ller, «Die Keuschheitsideen in ihrer geschichtlichen Entwicklung und practischen Bedeutung», Майнц, 1897 — неудовлетворительная книга; Сутерланд, «Происхождение и развитие нравственного инстинкта», СПб., 1900).
К числу наиболее известных, получивших широкое распространение и общественную признательность относятся работы такой области научного знания как психоанализ, включая различные его направления. Речь, прежде всего, идет о работах, авторами которых явились З.Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм и многих других.
 В рамках психоанализа стыд рассматривается как результат действия «…высшей инстанции в структуре душевной жизни… выполняет роль внутреннего цензора», действующего бессознательно и регулирующего поведение индивида в целом (З. Фрейд. «Психология бессознательного». М., «Просвещение», 1990. — 448 с.) и представляющего собой моральные нормы и установки, формирующиеся в раннем детстве и сопровождающие человека в течение всей жизни.
С точки зрения социологии
Большое значение имеет чувство стыда и в исследованиях социологического характера. С точки зрения общественной привлекают внимание главным образом два явления — брак с его различными формами (моногамии, полигамии, полиандрии и др.) и результатами и преступление. Подобно тому, как в области психической уклонения от нормы доставляют наиболее богатый материал исследования, так и в области общественной исследование преступлений и преступников, в которых притуплено чувство стыда, может быть для социолога интересно не только в теоретическом отношении. За школой Ломброзо нужно в этой области признать несомненную заслугу, несмотря на её скороспелые теории и увлечения (ср. Лино Ферриани, «Письма преступников»; Corre, «Les criminels», П., 1889; Havelock Ellis, «The criminal», Л., 1890). К этой же области социологических исследований следует отнести и те указания по отношению к чувству стыда, которые могут дать педагоги, имея в виду, с одной стороны, влияние школы (в большинстве случаев дурное), с другой — практическое указание средств к сохранению и развитию стыдливости во время школьного возраста. Наконец, серьёзного внимания заслуживает отношение государства к проституции и к домам терпимости как учреждению, в котором христианское государство официально признаёт искоренённым чувство стыда у одних существ ради поддержания бесстыдства в других. Затруднительность положения современного государства по отношению к проявлениям бесстыдства заметна и в других вопросах (припомним, например, бурю, поднятую в Германии по поводу закона Гейнце).
С точки зрения этики
Чувство стыда может быть предметом исследования и в области этики; в этом отношении Владимир Соловьёв впервые указал («Оправдание добра», гл. I) на то, что чувство стыда не есть только отличительный признак, выделяющий человека из прочего животного мира, но что здесь сам человек выделяет себя из всей материальной природы. Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он — не только природное существо, а нечто высшее. Чувством стыда определяется этическое отношение к материальной природе. Человек стыдится её в себе или, точнее, стыдится своего подчинения ей и тем самым признаёт относительно её свою внутреннюю самостоятельность и высшее достоинство, в силу чего он должен обладать, а не быть обладаемым ею .
С точки зрения эстетики
Наконец, чувство стыда может быть предметом исследования с точки зрения эстетической. Литература по отношению к рассматриваемому вопросу может служить показателем не только историческим, но и эстетическим, то есть можно исследовать вопрос о том, как и в каких типических фигурах воплотили великие мастера слова чувство стыда. И не только литература, но и другие искусства (например живопись и скульптура) могут быть введены в круг исследования (ср. например I. В. Delestre, «;tudes des passions appliqu;es aux beaux arts…», Пар., 1853).
Стыд
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/styd
Стыд, стыдное, то, что стыдно - качество или поведение человека, осуждаемое окружающими с моральной точки зрения. Потеря чести, бесчестие, позор. То, на что убедительно кидается моральное обвинение: "Фи, какой стыд!" "Стыд, срам, позор!" "Безобразие какое, стыд-то какой!"
Что стыдно?
В разных группах и культурах стыдными могут признаваться разные вещи. У детей бывает стыдно быть рыжим или толстым, в школе может быть стыдно как не выучить уроки, так и быть отличником...
Кто может стыдить?
Стыдить, осуждать с моральной точки зрения может, имеющий моральную силу. Это может быть как авторитетный человек, представитель референтной группы, так и случайный, недалекий человек, сильно кидающий моральные обвинения.
Смысл стыда
Чувства - чувствами, а дело делом. Воруем, несмотря на глубокую внутреннюю стыдливость!
Обозначать нечто как стыдное, стыдить - способу правления поведением человека через негативное подкрепление. Используется как в воспитании, так и в разнообразных манипуляциях.
Стыд и чувство стыда
В настоящее время стыд чаще понимается как переживание человека при совершении недостойного поступка, как чувство стыда: боль и страх, потеря активности, ощущение стесненности и понижение самооценки.
Близкие понятия
Вина - то, что налагается на человека вследствие нанесения им ущерба, нарушения законов или договоренностей.
Совесть - готовность вести себя по-человечески, порядочно, ответственно, в соответствии с нравственными нормами. Поправлять свое поведение в нравственном направлении.
Культура стыда
Культура стыда - (автор термина - Рут Бенедикт, "Хризантема и меч. Модели японской культуры") - модель культуры, при которой центральное значение придается переживанию стыда и позора.
Многие восточные культуры построены на культуре стыда.
Основным мотивом японцев является забота о собственной репутации, производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы.
Характеристика «культуры стыда»
• Существуют предписанные строгие ритуалы, соблюдение которых необходимо для всех. Нарушенный ритуал - это позор. Искупить это позор можно только соблюдением ритуала.
• Поведение оценивает общество, а не сам человек, сильная оценочная зависимость.
• Интересы группы, к которой принадлежит человек, всегда выше интересов конкретного человека.
• Нравственность не в том, чтобы искупить грех, а в том, чтобы его не совершить.
• Отсутствия возможности замаливания грехов, исповеди.
• Нравственное наказание за ошибку - Презрение родных и близких, презрение товарищей, презрение группы, к которой принадлежишь.
• Необходимость действовать исходя из правил, принятых в группе.


 
Культура стыда и культура вины
В основе европейской культуры лежит понятие долга - перед государем, родиной, народом, наконец, перед Богом, которому сознаются в совершенных поступках.
Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации, производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы. Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей "культурой стыда" в отличии от европейской "культуры вины".
В отличии от европейца, которого тяготит вина, японцу ни исповедь, ни раскаяние облегчение не принесут. В своем поведении он ориентируется на мнение и оценку других и боится позора.

Стыдливость
Стыдливость - страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство.


"Что такое испанский стыд" и почему мы его испытываем.

В русском языке выражение «испанский стыд» означает чувство сильного смущения за действия других людей. В словарях синонимами к нему приводят «эмпатическое» или «заместительное» смущение.
Особенность в том, что испанский стыд может быть направлен только на других людей. Он никогда не испытывается по отношению к самому себе: это позор за других.


Рецензии