Нодир Бурады Айы

     От автора: программа сего сайта "съедает" отдельные слова - вполне нейтральные. Вношу - они опять исчезают. Так по всем моим произведениям. Поэтому прошу их подразумевать, а не обвинять меня в неграмотности. Если перечитываю и нахожу "пропавшие" слова, то делю их дефисами. Это спасает их от дальнейшего исчезновения.   
    
*****

        Так, дом купил, бригады на ввод воды, газа, устройство канализации и на внутреннюю отделку поставил… Осталось найти и приобрести, не поворачивается язык сказать – купить, Главного по охране дома…

        «Начну-ка я, - подумал я, - со своей теоретической подготовки в этом сложном деле. У тебя ранее собак не было ни одной, поэтому без теории никак»…

        Заехал в книжный и пополнил свою библиотеку на пяток книг по служебному собаководству…

        Через неделю я пришел к однозначному и осознанно определённому выводу – кавказец и только он. Во-первых, умён, послушен. Во-вторых, очень сложен в воспитании и управлении, требуется строгость и честность по отношению к нему. В-третьих, это не искусственно выведенная порода с ослабленным интеллектом и иммунитетом, а древняя, проверенная тысячелетиями порода. В-четвёртых, ему не нужны тепличные условия, он спокойно сможет жить круглый год на крыльце под навесом. В-пятых, совершенно неприхотлив в еде – свежее мясо с костями, каша да овощи.

        Теперь надо взорвать прессу и поискать в радиусе 300 км соответствующих заводчиков чтоб щенок был с хорошей родословной…

       Это просто чудо, иначе не назовёшь, что в моём маленьком тверском городишке нашлись такие заводчики – хозяева пса серебряного призёра России - Чегема (у золотого призёра хозяйка была главным арбитром той выставки - прим. Автора), и у них были 1,5 месячные щенки.

        Я подъехал к ним домой и увидел во дворе дома отца щенков – это была огромнейшая шерстяная глыба в возрасте 6 лет и весом около 90кг. Его лапу с трудом можно было обхватить пальцами двух рук от указательного до большого! Что ж, удивил мощью, теперь посмотрим твоих детишек!

        Зашёл домой и увидел на кухне за низкой перегородкой 5-х шерстяных комочков, которые громко и звонко тявкали, устроив «боролки-кувыркалки и кусалки» между собой. Я, с разрешения хозяйки Татьяны, тихо перешагнул перегородку и сел на корточки, наблюдая за их шуточной возней… Мой вход на их территорию они пропустили, но как только я присел, тут же насторожились и начали меня облаивать. Только один бросился ко мне, не добегая метра, лихо перевернулся на спину и подъехал на ней, подставив мне свое пузо. Этот высший акт собачьего доверия я оценил и выбрал только его, даже не стал глядеть на остальных.

       Ввиду того, что работы на доме я планировал закончить через месяц, и, соответственно, переезд в него тоже, - в  квартиру щенка брать даже и в мыслях не было, - я попросил хозяйку оставить его у себя на этот месяц. Она согласилась и даже рада была этому, чтоб смогла закончить курс щенячьих прививок. Я рассчитался, и, как не скребли кошки на душе, сел в машину и уехал…

        Раз – два в неделю я заезжал к хозяйке и тискался-игрался со своим щенком, заодно расспрашивая  Татьяну о нюансах его кормления, содержания, воспитания и дрессировки.

        Месяц пролетел незаметно, я принял работы, перевёз и расставил в доме мебель, и поехал за щенком…

*****

        Сев за руль я положил щенка, - по паспорту – Нодир Бурады Айы, - себе на колени. Он встал на задние лапы и начал благодарно, поскуливая от радости, вылизывать мне подбородок. Когда мы приехали домой, минут через 15-20, он уже вытянувшись на коленях, крепко спал, дёргаясь всеми лапами, значит переживал во сне свою первую поездку на машине…

        Конуру я решил не делать, да и Татьяна не рекомендовала – сказала, кавказец любит свободу и там он бывать не будет!

*****

        Накормить – это мало! Главное воспитать и потом уж выдрессировать! Благо ритм работы позволял, я много уделял время своему псу, - утром, днём, вечером я успевал с ним и поиграть, и поговорить, и даже начать маломальскую дрессировку…

        Команды «Место», «Фу» и «Ко мне» он освоил довольно быстро, а вот с командами «Сидеть», «Лежать», «Рядом» пришлось повозиться. Я прекрасно осознавал, что такую серьёзную псину без помощи профессионального дрессировщика мне не поднять, поэтому прошёлся по своим связям и такого мастера нашёл…

        Полгода, и даже больше, мы проходили индивидуальные курсы служебного собаководства. По порядку. По росту сложности. Мне приятно было осознавать, что не возникает особых проблем в дрессировке, пёс как чувствует моё отношение к нему и схватывает всё на лету. Каков результат? Да вот он!!!

*****

        Кроме Нодира в моём хозяйстве было и три кота погодка, по старшинству: Мотя, старший – серый, а ля-тигра, дворовой породы, худющий как велосипед, но жилистый наглый кот; Финя, средний – дымчатый, пушистый, привезённый мне братом из Краснодара полукровок, помесь русской голубой кошки и экзота, добрый и очень ласковый; Федя – белый, с парой маленьких чёрных пятен, полупушистый и средней упитанности дворовой котейка, хитрюга, каких свет не видывал.

        Жили мои коты дружнейшим образом, вели себя крайне дисциплинированно и чистоплотно, и, если можно так сказать, дружили, - держались вместе и успешно вместе же отражали атаки соседских котов, но бывало и так, что есть свои дела, и они расходились…

*****

        Мою-чищу своё авто около дома, на улице, поставив перпендикулярно улице и дому. На дворе лето, тихая и размеренная обстановка. Нодир спит около меня на пузе, вытянувшись и положив свою голову на правую переднюю лапу.

        Метров за 60 от нас, перед соседским домом, в траве мирно и лениво бродит Мотя. И тут с крыши гаража на него прыгает соседский кот, раза в полтора больше его! Мотя от неожиданности сначала взвивается вертикально вверх, а потом бросается наутёк, прямиком к нам. За ним по пятам мчится кот, и кроме, простите, зада Моти и вертикально стоящего хвоста не может видеть ничего. Мотя делает рывок, добегает до Нодира и, перепрыгивая его, думаю специально, задевает задними лапами по голове, и спокойно садится на задние лапы за его головой… Нодир мгновенно просыпается и поворачивает сонную голову в сторону раздражителя… Представьте ситуацию настигающего кота: вот только был перед носом зад и хвост соперника-кота и тут вместо него огромная мохнатая голова пса размером больше его самого! Кот от ужаса сел на задницу, поехал на ней юзом и громко заорал от обречённости неминуемой смерти! Столкновение с мордой Нодира было неизбежно! Этот удар и был тормозом для кота! Теперь он уже взвился вьюном и отпрыгнул метра на два в сторону! Вой его был громок! Он мигом домчался до своего забора, с ходу перемахнул его, не задевая, и скрылся на своей территории.

        Мотя боднул головой Нодира и, задрав хвост, не спеша пошёл к себе домой. Нодир повернул голову ко мне, как бы спрашивая: «Что это было? Я был на высоте?»  Я похвалил его за спокойствие и выдержку, потрепал за ухом. Он глубоко и шумно вздохнул, положил голову на передние лапы и опять задремал…   

*****

        Я привык спать с открытом окном и под простынёю. Но этой ночью я что-то озяб, проснулся около часа, глянул на термометр за окном... Ого! Минус 38! Что-то я пропустил последние новости о резком похолодании, прощёлкал, не прикрыл окно… Подошёл на автопилоте, плотно закрыл окно и рухнул спать дальше…

        Утром я проснулся мгновенно от мысли: «Мои коты!!! Где они?!!» Помимо функции проветривания дома, открытое окно служило ещё и входом-выходом для моих активно гуляющих котов. С самого рождения они были приучены все свои дела делать на улице, и я никогда в комнате не держал никаких корытец для их нужд.

        Кричу:

 – Мотя! Финя! Федя! – в ответ тишина, значит до часа они домой не вернулись.

      Я подумал: «Всё, конец котейкам, околели за ночь!» На душе скребануло… Я метнулся к входной двери и босиком выскочил на крыльцо!.. Что вижу? На снегу около крыльца, на левом боку, вытянувшись, спиной к дому, спит мой Нодир, от него валит пар, слышится тяжёлый и громкий его сап… А спиной к нему, плотно прижавшись своими спинами друг к дружке, лежат на правой лапе накрывшись его левой все трое! Мой выход на крыльцо они проспали! Да, крепок сон на свежем воздухе! Я их окликнул – они мгновенно вскочили и рванули с задранными вертикально вверх хвостами и громким «Мяу-у-у-у-у» в открытую дверь мимо меня, чуть не перевернув Нодира на правый бок!  Нодир повернул ко мне голову, вильнул пару раз хвостом, мол:  "Привет, хозяин!"...

     Тяжело и глубоко вздохнул, и продолжил свой прерванный сон…

*****

        Ко мне в гости ввалилась компания друзей. Мы быстро организовали стол в саду под яблонями: свежие овощи и зелень с моих грядок, солёности и нарезка из холодильника. Костёр в мангале запылал и мясо нырнуло в маринад…

        Нодир ходил между нами, не мешая никому, но всюду интеллигентно суя нос… Просто так, для порядка, мол – "Хозяин, контролирую ситуацию. Всё под контролем!"
 
      Гости, без моего разрешения втихаря пытались его подкормить сырым мясом. Нодир отворачивал нос, как бы не замечая их попыток, и продолжал кружить от одного к другому… Его равнодушный вид, но неравнодушное отношение к нему, выдал безусловный рефлекс «собаки Павлова» - слюни!

        Друзья получили от меня предупреждение: в собаку мясом не тыкать! Даже не делать попыток, он есть не будет! Не мучайте его слюноотделительную систему!

        Я решил им это доказать. Даже из моих рук он без команды есть не будет!
       
        - Нодир, ко мне! – приказал я и хлопнул рукой - именно - по левому бедру. Он подошёл и сел рядом, слева. Я взял кусок мяса и молча поднёс к его пасти. Он отвернул резко голову в сторону. Я поднёс снова, - он опять отвернул голову…

        Я снял со своей головы кепку и надел ему. Снял с носа светозащитные очки и надел на нос ему. Взял кусок сырого мяса, которому никогда было не суждено стать шашлыком, и положил его Нодиру на нос… встал с шезлонга и пошёл заниматься приготовлением стола. Прошло минут 5-7, Нодир сидел не шевелясь, кусок мяса лежал у него на носу, слюни обильно капали на газон. Прошло ещё минут 5 и гости стали возмущаться: "Дим, мы смотреть не можем! Дай команду, чтоб съел!"

        Я подошёл, сел в шезлонг. Снял с него свою кепку и надел на себя, снял с него очки, и тихо, сказал:
      
          – Можно!

        В ту же секунду он подбросил носом кусок и, не отрывая зад от земли, задрал голову, открыл пасть и щёлкнул зубами. Кусок, вероятно, пролетел на дно желудка, не коснувшись языка и зубов. Но он как сидел, так и продолжал сидеть… В награду я достал ещё кусочище мяса на кости и протянул ему со словами:
       
        - Можно, Нодир, можно!.. Умница! Хороший пёс!

        Он аккуратно, кончиками передних зубов, взял мясо и стал не спеша и смачно его жевать. Я почёсывал его за ухом. Он, прожевав, лизнул, как бы невзначай, мне руку…

        - Гулять!!! – и Нодир счастливый галопом помчался к дому, потом обратно, потом опять к дому… Вот такое оно собачье счастье – честно заработал два куска мяса да и хозяин похвалил!    

*****

        Часовая ежевечерняя прогулка подходила к концу, до дома оставалось метров 500. Мы вдвоём с Нодиром шли по тёмной зимней улочке одноэтажных домовладений по обе стороны. Я сзади, а Нодир чуть впереди, носился от одной стороны улицы к другой…
   
         И тут без звука, из-под калитки, выныривает коротконогий короткошёрстый тупоносый бульдог какой-то там искусственной породы, прыгает и цепляется Нодиру в холку. Тут надо сказать, что у Нодира была натуральная львиная грива, длиной больше моей ладони! И прокусить её было невозможно… Псина как пиявка висела на его гриве, чуть касаясь задними лапами земли, а Нодир стал косился то на меня, то на него. Взгляд его выражал только удивление! Я не стал ему давать никаких команд, решил посмотреть: «Что же он  сделает с моськой-наглецом?»

        Нодир думал быстро, через 5 секунд он просто лёг на него, и тельце бестолковой псинки исчезло под его тушей. Раздалось кашляние и вой! Это налётчику стало страшно, и он стал задыхаться под густой шерстью и под тяжестью 75 килограммового тела. Секунд через 20-30 Нодир встал, а псина кашляя и отплёвывая его шерсть снова прыгнула и вцепилась в него… История повторилась еще раз… Только с четвёртого раза полубульдог понял, что это было последнее предупреждение и с него могли не встать до полной остановки его дыхания. Псинка с воем нырнула обратно под калитку. Нодир посмотрел на меня, вильнул хвостом, мол: «Извини, хозяин… Я был максимально тактичен и убедителен?..» И опять лёгкой рысью направился к противоположной стороне улицы…

*****   

        Был поздний, тёмный осенний вечер, я шел по неосвещённой улице, Нодир по команде «Гулять» сорвался с места и умчался на старое, XIX века кладбище, на котором давно уже никто не обретал последнего пристанища…

        Прошёл я в одиночестве метров триста, с тех пор как Нодир исчез в темноте, его было не слышно и не видно. Метров в 30-ти от меня показались еле различимые фигуры 4-х мужчин, которые, негромко разговаривали между собой и, размахивая руками шли мне навстречу…

        Как тень, без малейшего звука, около левой ноги вдруг появился Нодир и, как и положено служебной собаке, в 30 сантиметрах стал следовать рядом со мной. Когда до мужчин осталось метра 2, я узнал всех – это были соседи с моей улицы. Мужики спросили:
       
        - Дим, можно хоть руку протянуть и поздороваться?
       
        - Да, нет никаких проблем, - и я первый протянул руку.

        Мы общались уже пару минут, Нодир совершенно неподвижно стоял рядом со мной… Прошло ещё пара минут и он демонстративно лёг между нами, ко мне спиной, к ним головой.

        Поговорив, мы пожали друг руки и разошлись. Нодир встал, преграждая мне дорогу, повернул голову в сторону уходящих, потом поднял голову, посмотрел на меня, сделал несколько шагов мне за спину, в их сторону. Я пошёл молча дальше по дороге от дома, а он опять рванул в кладбищенскую глушь… Зачем ждать команду «Гулять», если он её и так получил ранее, а команды «Ко мне» я ему не давал? Он свободный парень и волен распоряжаться своим временем как ему захочется!..

*****

        Главное, он не вырос злобной, бестолковой животиной. Именно таким он и запомнится мне - душевным, добродушным и умнейшим псом! Вечной тебе собачьей жизни, мой любимейший пёс, кавказец – Нодир Бурады Айы. Ты трагически погиб в 2001, но прожил короткую и насыщенную многочисленными событиями жизнь! Я помню тебя! и могу рассказывать о тебе часами, мой любимейший пёс!.. Помню и Люблю!..

22.01.2013


Рецензии