Как учили ходить в атаку

         ...Перед минометным расчетом сержанта Коростылева была поставлена задача: отражать нападение душманов на мирное население.
            Автомашина двинулась в путь. Лица ребят сосредоточены, каждый думает о своём. Рядовой Сабир Турабеков мечтает о своей любимой, которая осталась в Фергане. Олегу вспоминается его школьный военрук Вячеслав Николаевич Илларионов. Он, участник войны, рассказывал своим воспитанникам о боевом прошлом, учил их военному делу.
            Боевой расчет сержанта - интернациональный, в его составе русский, туркмен и узбек. А все вместе - одна семья.
            И вдруг - команда: «К бою!» Отцепив миномет, расчет слаженно развернул его на выбранной командиром позиции. Успех атаки и жизнь товарищей полностью теперь зависели и от их сноровки, опыта минометчиков. Оценив обстановку, Олег определил координаты цели. Скомандовал: «Огонь!». И первой же миной накрыли ее. Вот где пришлось полностью выложиться и держать экзамен на зрелость. От расчета требовалась снайперская точность, ведь при малейшем отклонении можно поразить своих.
            Конечно, тогда было не до воспоминаний. Но потом не раз с большой благодарностью и теплотой думал он о заместителе командира взвода сержанте Ашире Атаниязове. Получилось так, что ему, молодому сержанту Коростылеву, только что прибывшему из учебного подразделения, пришлось некоторое время прослужить наводчиком в расчете сержанта.
            Минометный расчет, который Олег должен был принять под свое начало, незадолго до его приезда подорвался на душманской мине. Ребята погибли. И служба связала его с Аширом, у которого он многому научился.
            Бой закончился скоротечно. Расчет с поставленной задачей справился. А командир его, сержант Коростылев Олег Николаевич, был представлен к правительственной награде - медали «За боевые заслуги».
            Вернулся Олег домой не только с этим знаком солдатской доблести. Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ вручили Олегу на земле Афганистана «за мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга, активное участие в работе по коммунистическому воспитанию армейской молодежи».
            Родители с малых лет Олега не баловали. Рос он трудолюбивым, любознательным, учился всегда хорошо. После 10-го класса отец привел его на Ступинский металлургический комбинат, где трудилась и мать. Старательный, исполнительный - сразу пришелся он, как говорится, ко двору.
            Стал электриком. Уходя служить, обещал вернуться на комбинат, который считал уже своим.
            И вот сбылось. Вернулся.
            Никогда он не забудет тот день, когда его принимали в партию. Попросили рассказать биографию. Те самые анкетные данные, которые уместились у него на тетрадном листке. Но за скупыми строчками стояли люди. Много людей. Те, с кем довелось встретиться, кто помог, поддержал, научил.
           Там, за границей, во время коротких встреч с афганцами приходилось удовлетворять их желание, рассказывать о советских людях, о нашей стране.
           Здесь он понял, что значит на деле такое, вроде, отвлеченное понятие, как интернациональный долг. Это помощь тем, кто разделяет твои взгляды и убеждения, кому ты сродни не по крови, а по духу.
           Когда-то читал взахлеб, об интербригадах в революционной Испании, слушал по радио пьесу К. Симонова «Парень из нашего города» и восхищался отважными людьми, покинувшими родной дом, чтоб «землю в Гренаде крестьянам отдать».
           Не из тех ли он парней, только в другую эпоху?
           У Олега, студента 3-го курса вечернего отделения МАТИ, простая рабочая профессия  в цехе, он слесарь. Но он понимает свою задачу намного шире, дали задание - перевыполни его, повлияй на улучшение дела, скажем, на организацию труда в цехе, обновление оборудования. Самое главное, не стой в стороне. Только вперед. Только вперед! Как учили ходить в атаку.

16.07. 1987


Рецензии