Находки... О Марфе Борецкой
Из Тверских губернских ведомостей
КОПЕЙКА МАРФЫ ПОСАДНИЦЫ
Всякая легенда о лице историческом, хранящаяся в памяти народа, может быть замечательна в каком-нибудь отношении: надо быть благодарным собирателям старинных сказаний, хранящихся в устных преданиях; пример их может побудить и других любознательных людей передать печати то, что знают о местных памятниках или древних сказаниях. И таким образом многое из старины нашей может быть спасено от забвения.
Последние годы драматической жизни Марфы Посадницы не известны. В 1478 году она была привезена в Москву и отправлена в один из отдаленных монастырей в заточение. Могила ее оказалась в Вышневолоцком уезде, в селе Млеве, саженях в ста от берега Мсты, на другом берегу которой расположено село Троицкое, где в старину был мужской монастырь. Во Млеве сохранялось предание, что Борецкая плыла по Мсте, заболела близ этого места, умерла и здесь была погребена. По щедрости ее к церквам, монастырям и духовенству, вообще по благочестию ее и преданности к ней новгородцев, память ее во мнении народном окружена более чем ореолом благочестия; это видно и из прилагаемой здесь следующей легенды.
Н.
Легенда.
В одном селе строил Московский боярин церковь и, окончив постройку, освятил ее. Всякий, кто был на освящении, делал вклад в эту церковь; боярин, строивший ее, сделал большой вклад, а Марфа Посадница — Новгородская, которая случилась тут — в это время, положила только одну копейку вкладу. Освящение кончилось. Священник новостроенной церкви в первую же ночь после освящения видел сон: Приходит к нему Ангел и говорит:
— Ты освятил церковь и думаешь, что ее построил боярин, но она построена Марфою Посадницею — Новгородскою, и ее копейка угоднее Богу всех денег, которые боярин Московский пожертвовал на постройку храма; утром скажи ему об этом».
Священник исполнил приказание, данное ему Ангелом во сне. Утром на другой день он отправился к боярину и передал ему свой сон. Боярин рассердился и спрашивает священника:
— Как — это? Я растратил столько денег на постройку церкви, а ты говоришь, что не мною она построена, а Марфою Посадницею, которая пожертвовала только одну копейку вклада.
— Разгадывай сам слова Ангела, — сказал ему священник и ушел.
— Боярин думал-думал, а все-таки не придумал разгадки сна.
Эта легенда служит явным доказательством того, как народ Новгородский смотрел на Марфу Борецкую и на отношения Москвы к Новгороду.
(Писано со слов 80-ти летней старухи, живущей в сельце Цивилеве, Песчаницкой волости, Вышневолоцкого уезда, Сельцо Цивилево находится верстах в 40 от Млева).
Источник: газ. «Тверские губернские ведомости». Тверь. 1865. № 11, за 13 марта. Ч. неофиц. С. 64—65
Текст публикации подготовил А. Одиноков.
Свидетельство о публикации №213012301681