Сущность национализма

Национализм и интернационализм - две стороны одной медали

Национализм – это ощущение превосходства, исключительности, избранности своей нации перед остальными нациями. В русском языке это слово имеет отрицательную окраску.  Положительный смысл этого слова переместился в слово «самобытность».
«Самобытность» - это ощущение своей принадлежности к обособленной к нации - группе людей, отличающихся от других людей языком, культурой, особенностями внешности.

Трудность решения национального вопроса заключается в одной простой русской пословице: «своя рубашка ближе к телу».

Если говорить более определенно, то трудность заключается в том, что человек не может принадлежать сразу к двум или трем нациям, поэтому чужая нация для него все равно, что чужая мать. Поэтому любой человек болезненно воспринимает критику своей нации, как бы справедлива ни была эта критика. Часто даже более болезненно, чем критику в свой адрес. С этим «почти» ничего нельзя поделать и каждый интеллигентный человек всегда сдерживает свои внешние проявления национализма. Но думать он себе не может запретить и поэтому все равно в душе остается националистом в отрицательном смысле этого слова.
 
Именно поэтому это явление неистребимо и является двигателем и виновником всех общественных катаклизмов не только двадцатого, но и всех предшествующих веков. Борьба с национализмом – это прежде всего борьба с самим собой, со своим эгоизмом, который часто перерастает в национальный эгоизм, это борьба со своей гордостью, которая часто становится национальной гордостью. Эта внутренняя борьба часто приводит к противоположному, но тоже отрицательному результату – к интернационализму.

Интернационализм – это борьба за уничтожение национализма путем отказа каждого от своей нации. То есть национализм и интенационализм – две стороны одной медали. Вся новая история – это порождение национализма или интернационализма.
Например: Революция в России – интернационализм, фашизм в Германии – национализм, Объединенная Европа – интернационализм, международный терроризм – национализм.

Если до 20-го  века все войны были религиозными, то любая война нашего времени – это война национализма с интернационализмом или война одного национализма с другим национализмом. Даже современный террор исламского фундаментализма – это не религиозная война, а война исламского национализма с американским интернационализмом.

Национализм сегодня – это заколдованный круг, в который попало человечество и не может выбраться на правильный путь. Чтобы выбраться из этого порочного круга, нужны твердые и ясные ориентиры, позволяющие не впадать ни в одну из крайностей, оставаясь всегда в золотой середине, в полном соответствии с пословицей: «во всем нужна мера».

Современное общество не может дать таких ориентиров, потому что это общество потребления. Непрерывное и возрастающее потребление воспроизводит эгоизм, конкуренция, дающая изобилие, воспроизводит гордость, а это и есть основы для национализма.
С другой стороны, конкуренция делит людей на тех, кто потребляет и тех, кто голодает, а это и есть основа для интернационализма.

Единственную попытку решить проблему национализма и интернационализма за всю историю человечества предприняло христианство.
Христианство противоположно национализму, потому что оно вненационально: именно за это его так ненавидел иудейский национализм. Но христианство противоположно и интернационализму, потому что оно учит любви к людям независимо от национальности и вероисповедания и поэтому не может учить ненависти к нациям. А любовь к любому человеку – это любовь и к его культуре, к его национальному своеобразию. Христианство никогда не ведет речи о слиянии наций, как интернационализм. Христианство не может поставить никакую нацию на пьедестал, как национализм – на этом месте уже стоит любовь к ближнему. Значит, христианство и является золотой серединой! И самое главное:  в основе христианства – внутренняя борьба человека со всяким злом внутри себя. В этой борьбе любые другие вопросы отходят на второй план – прогресс, потребление, национализм, интернационализм. Для христианства смысл не в процессе жизни, а в ее результате. Для современной цивилизации – наоборот!
Именно поэтому современное общество потребления, не имея сил оспаривать нравственную силу христианства,  делает ставку на самые слабые места человеческой натуры – желание вкусно поесть, сладко поспать, хорошо развлечься. Национализм для этого не помеха и интернационализм тоже не помеха. Зато все это прекрасные средства держать человека в напряжении, в страхе, а значит в повиновении.


Рецензии