Русский рассказ до советской эпохи

О возникновении жанрового разнообразия русского рассказа.

К вопросу о «жанровой разновидности». Окончательного определения жанру пока не дано, нет в этом вопросе и единодушия. Кто-то считает отдельными жанрами сонет, элегию, басню, эпиграмму, стихотворную пародию, повесть и роман, художественную критику. Во многих случаях это справедливо, но не во всех.
Строго говоря, рассказ, повесть, роман являются не литературными жанрами, а, скорее, литературными формами. Жанровую окраску им придает содержание: жанром можно считать, например, детективный роман, или приключенческую повесть или лирический рассказ. 

Рассказ в современном понимании этого термина молод. Пушкин в жанрах рассказа не работал - цикл новелл «Повести Белкина» принято относить скорее к повестям. Может быть, поэтому форма рассказа оказалась как бы «недоразвитой». Ещё в середине 19 века этим термином обозначали манеру повествования в романах и повестях.

К концу 19 века рассказом обозначалось менее литературное повествование, чем повесть, характеризующееся меньшей обработанностью, или стилизацией под таковую, как правило, с наличием рассказчика, который устно излагает некоторое происшествие.

Концентратором рассказа как литературной формы выступил Чехов. Конечно, рассказы были и до него (достаточно вспомнить «Севастопольские рассказы» Л.Толстого), но именно в чеховском творчестве сформировалось то, что можно считать классическим русским рассказом: короткое однофабульное (одноконфликтное) произведение. Это минимальная художественно полноценная литературная форма: в ней есть все те же части, что и в романе. Заметка, зарисовка, даже эссе такими качествами ещё не обладает! 

Таким образом, если Пушкин сконцентрировал своим творчеством «золотой век» русской поэзии, Л. Толстой – «золотой век» русского романа, то в Чехове выкристаллизовался «золотой век» русского рассказа. Но, если Пушкин – это начало «золотого века» литературы, то Чехов – это скорее окончание «золотого века» русского рассказа, потому что основной период его расцвета пришелся как раз на Серебряный век. Именно в этот период  начало формироваться жанровое разнообразие рассказов. Посмотрите на рассказы Чехова – содержательно они весьма разнообразны: можно найти и чисто юмористические произведения, и детективные оттенки («Шведская спичка»), много лирических рассказов, написанных в иронической манере. Но отнести их к различным жанровым разновидностям весьма сложно: в них нет тех особенных художественных элементов, которые отличают жанр от других. Определить эти элементы достаточно сложно, тема эта в теории литературы (не только русской, но и мировой) пока не разработана, однако прочитав, скажем, детективный роман, детективную повесть и детективный рассказ, вы безошибочно отнесете их к одному жанру.

Таким образом, Чехов создал рассказ как единый жанр – классический жанр русского рассказа.

Серебряный век – начало специализации писателей: в Бунине выделяется философское направление («Господин из Сан-Франциско»), в Куприне – лирическое («Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок»), у Андреева – натуралистическое («Рассказ о семи повешенных», «Красный смех»). Эта специализация однако, была ещё в значительной мере тематическая, т.к. в них ещё отсутствовали характерные жанровые признаки. По мысли М.Л. Гаспарова, понятие жанра подразумевает преемственность восприятия: читатель, обнаруживая в произведении те или иные особенности сюжета, места действия, поведения героев, относит его к какому-либо известному ему жанру, вспоминая прочитанное и узнавая в новом знакомое».
 
Т.е, хотя каждый из упомянутых авторов писал на совершенно различные темы, но особенно ему стали удаваться рассказы конкретных направлений, ставшие шедеврами Серебряного века. В этом и проявилось начало жанровой специализации рассказа, вылившееся затем в период бурного расцвета жанров советского рассказа.


Рецензии
И все-таки до сих пор не могу разобраться, в чем отличие рассказа от новеллы. Скажем, странно звучало бы:
новеллы Чехова или:
рассказы Мопассана.

Владимир Байков   20.09.2013 08:10     Заявить о нарушении
Я на эту тему даже исследование написал: "Определение жанра рассказа". Там и про новеллу есть. Если неохота читать, то вот цитата:

Новелла - это один яркий эпизод, вокруг которого выстраиваются все остальные эпизоды, образуя (как правило одну) сюжетную линию.
Цель написания новеллы: познакомить читателя с этим ярким эпизодом.

Рассказ – это один или несколько взаимосвязанных эпизодов (или сюжетных линий), из которых один является смысловым центром, а остальные – вспомогательными, поддерживающими, подчеркивающими, разъясняющими основную мысль произведения.
Цель написания рассказа: передать некоторую мысль, а не рассказать о каком либо событии или герое.

Повесть – это несколько взаимосвязанных эпизодов (сюжетных линий), из которых ни одна не является преобладающей.
Цель написания повести: описание определенного отрезка из жизни героя.

Можно отметить и одно важное сходство новеллы и повести: обе формы являются произведениями действия. В самом деле, трудно представить себе бесфабульную повесть, равно как и новеллу. Пожалуй, можно даже рассматривать повесть как совокупность новелл. Обоснованием этого утверждения может служить мысль С. Ташлыкова о трансформации романтической новеллы в повесть...

Алексей Миловер   10.10.2013 15:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.