Преподобный Сергий Радонежский - урок МХК

Тема: «Преподобный Сергий Радонежский».
Сегодня мы познакомимся с самым древним жанром русской литературы. Кто скажет его название?

Житие, житийный жанр, жития святых.

А по научному он называется агиографией (агиос – святой, графо – писать, пишу), буквально – писания о святых.

Можно сказать, что это истоки нашей литературы, из которых потом появились её многочисленные жанры.

Из уроков истории вы, конечно, знаете, что письменность на Русь пришла из Византии, и что алфавит для нас составляли греки. Знаете их имена? (Кирилл и Мефодий)

И первой литературой для славян были Евангелие, Апостол и жития святых, переведённые с греческого языка, который был государственным языком Византии.

Со временем на Руси стали появляться свои святые и появлялись их жизнеописания.

Теперь давайте представим, чем же для жителей Руси были тогда жития святых? Что можно сопоставить им в сегодняшнем времени?

Смотрите- Библия, Евангелие, Апостол – это были учебники, по ним постигали азы грамоты. Тогда и школы были только при церковных приходах. Их так и звали – ЦПШ.

А жития? (пирамида). А жития читали для развлечения. Это была литература для отдыха. Вот вам и аналог – сейчас мы для отдыха читаем детективы, любовные романы, в крайнем случае, стихи или классическую прозу. Тогда же всё это многообразие заменял житийный жанр. (В занимательной форме здесь давался наглядный

Мы с вами познакомимся с этим жанром на примере жития величайшего из русских святых, преп. Сергия Радонежского.

Сначала мы выделим основные черты этого жанра, попробуем понять, как эти чёрточки преобразились в современных литературных жанрах и для сравнения проведём очень интересный анализ –
Возьмём отрывки из произведений разных жанров, описывающих одни и те же события, происходившие с преп. Сергием, и посмотрим, какими средствами пользовались их авторы, какие ставили перед собой задачи, на какую аудиторию они рассчитывали,  о общем, проследим связь между историей развития народа и развитием литературных жанров. Всё, конечно, не успеем, но…

Начнём с агиографии.
Посмотрите на икону преп. Сергия с житийными клеймами – так называются иллюстрации из жизни святого, обрамляющие икону.

Отсюда мы можем узнать первую, самую главную особенность житийного жанра.

Есть супердогадливые? Ну это вы вряд ли догадаетесь.

Что такое икона? Это не портрет святого. Это образ святого. Не случайно иконы на Руси называли образами. А образ – это не внешний облик, а внутренний, это духовный портрет человека. В этом и состоит причина мировой славы древнерусских икон – они передавали духовный облик человека. Поэтому иконы так красивы, хотя в жизни эти люди не всем казались красивыми.
 Так вот, житие святого – это тоже икона! Это описание духовного становления человека.
Отличия жития от других литературных жанров очень похожи на отличия иконы от других жанров живописи.

Я тут так долго рассказываю вам про икону, в надежде, что кто-нибудь всё же догадается, в чём главная особенность жития?

Итак, объясняю: житие, как и икона, создаётся по канону, то есть по жёстким, раз и навсегда установленным правилам.
Что же это за художественное произведение, если творчество художника ограничено такими жёсткими рамками? Где же тут свобода творчества?
Но ведь ни у кого не возникает сомнения, что икона написана внутренне свободными людьми, столько в них света, силы и правды. Так и в житии. Ведь канон, оказывается, для того и нужен, чтобы художник, писатель не тратили сил на форму произведения, и все свои силы сосредоточили на содержании.
 (В занимательной форме здесь давался наглядный урок практического применения христианских заповедей, она была попутно и средством нравственного воспитания.)
 (Канон (структура) жития вырабатывался в Византии (VIII- XI))

Теперь вспомните жития, которые вам доводилось читать, и скажите, что в них было канонично, неизменно?
С чего начинается житие?
-С прославления Бога, предисловие, в котором автор называет себя окаянным, недостойным человеком, дерзнувшим написать о святом подвижнике.
Следующая часть- о жизни святого- обычно начинается с указания на его происхождение, как правило, от «благочестивых родителей». В детстве он отличается от своих сверстников… потом он уходит в монастырь или в пустыню, вокруг него собирается братия, он основывает новый монастырь, творит чудеса, предсказывает день своей кончины. После кончины его тело остаётся нетленным. На могиле совершаются чудеса исцелений.
Завершается житие краткой похвалой и молитвой к этому святому.

А теперь подумайте, какое влияние канон имел на  литературные жанры?
Да самое прямое. Вся литература создаётся по строгим канонам. У поэзии свои каноны, самый первый из них какой? Рифма.
 Вообще для лит-ры характерен всеобщий канон, без которого не создаётся ни одно произведение, будь это стих, роман или сказка.
Этот канон -  – сюжетная композиция: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Это, так сказать, буквальное преломление житийного канона в литературных жанрах.
Я читаю, а вы следите, чтобы я не ошибся.

Вот мы прочитали отрывок из жития. (Попутно запишите в тетрадях: «Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия, чудотворца» было создано двумя известными писателями Древней Руси XVв.: Епифанием Премудрым  (ок 1418г.),а  затем переработано (в  30е г.) Пахомием Логофетом).
 Что вы отметите как особенность?
Простота текста- простота слов, простота мыслей.
Согласитесь, что современному, интернетно-комьпьютерно-телевизионному человеку оно не очень интересно.

Почему оно именно такое? Потому что писалось оно для  людей простых, неискушенных и имело одну цель – дать пример для подражания. Для человека, который только что научился складывать буквы в слова, уже это простое чтение было захватывающе интересным.
Но люди менялись, с запада проникали модные течения, стала появляться светская литература, и житийный жанр перестал удовлетворять интересам читающей публики. Появилась публицистика, появился художественный роман. Житие стало возрождаться на новой основе. Один из примеров – художественно-публицистический роман Б.Н. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»
Найдите характ черты публицистического жанра.
Элементы рассуждения, риторические вопросы, нравоучительный вывод. Сх-во с житием- худ описание, простое изложение.
  Таким образом, в приведённом отрывке Б.Н. Зайцева очень хорошо видна граница между художественной частью и публицистической. Сначала идёт описание события, очень сходное с житием, а затем совершенно отдельно нравственный анализ этого события. Значит был и такой период в жизни народа, когда он с радостью воспринимал нравственное поучение, мораль.
 Но и этот период прошёл. Теперь «мораль читающие предки как в горле кость у нас торчат». Меняется и литература, становится более сложной, многозначной, глубокой, требующей раздумий. А вы не раздумывали, почему это произошло?

Смотрите, примером нас не удивишь, мораль читать- где-нибудь в другом месте(морали слушать не любим), нас устраивает только наш собственный опыт, то ,до чего мы сами дошли. Вот и приходится писателю зашифровывать те истины, которые он хочет донести до читателя, чтобы читатель потрудился над расшифровкой. А то что своим трудом добыто – особенно дорого. Это моя истина.   
Смотрите, как мастерки воспроизводит этот процесс добывания истины Д.М.Балашов в романе «Ветер времени»….
Тоже самое событие, что и в житии, та же мораль ,что и у Зайцева, но в художественной форме воспринимается это совсем по-другому.
Назовите особенность этого повествования? – это стилизация. С какой целью автор обратился к стилизации?
-автор старается сохранить в самом рассказе колорит эпохи. Стремится с внешней стороны дать своему произведению такую форму, которая могла бы заинтересовать читателей. Автор хочет ввести их в тот особый мир, где протекала вся подвижническая жизнь и деятельность этого великого праведника.
На этих примерах мы видим этапы развития литературы, видим нарождающиеся признаки настоящей современной лит-ры: эта лит-ра зовёт к сотрудничеству, сотворчеству.


Рецензии