Без права на ошибку

У войны не женское лицо

             
              - СОКОЛ! СОКОЛ! Я - Ромашка! Ю-88, 270, 5000. Как понял? Прием.
              - Ромашка! Я - Сокол! Вас понял!
                Ведомый, маневрируя самолетом, лег на 270 градус и прямо над собой, по курсу на высоте 5000 метров, увидел темные силуэты фашистских "стервятников".
                Другие машины, плотно прикрывая командира, следовали за ним.
                Анатолий Мурашко, весельчак и любимец эскадрильи, предвкушая жаркую схватку, запел: "...Люблю я очи карие!.." Хотя и небольшого роста, даже стоя, Толя едва был виден из кабины истребителя, но его отваги хватило бы на десятерых.
                В следующее мгновенье, разогнав самолет, он врезался в стройные ряды бомбардировщиков неприятеля...
              - Ура! - закричала от радости радистка, стоя на свежевырытой землянке. Это она, хрупкая Тамара, наводила краснозвездную авиацию на воздушные объекты противника. Причиной ликования девушки в грубой солдатской шинели стал падающий, как зажженная свеча, "Юнкерс-88".
                Наша эскадрилья понесла тяжелую утрату: из боя не вернулся молодой летчик Петухов. Еще утром, встретив Тамару в столовой, он шутил: "Ну и бой будет сегодня, сестренка! Устроим немцам праздник..."
                О празднике Петухов упомянул не случайно. Разговор состоялся как раз накануне седьмого ноября...
                И вот его хоронили. Отдавая воинские почести, эскадрилья прощалась с боевым товарищем. А было ему только 22...
                Вопреки логике, бои велись 7-го, а также и 8-го ноября. Мстя за погибшего товарища, "Сталинские соколы" на другой день сбили "Хейнкель-111", а затем еще один "Юнкерс-88". За эти бои смельчак Мурашко удостоился ордена Боевого Красного Знамени, а радистку Тамару Денисову представили к медали "За боевые заслуги". Командир эскадрильи, увидев ее с боевой наградой на груди, мимоходом бросил:
              - Вот видите, и радисты воюют.
                Сдав вахту на наблюдательном посту, Денисова зашла в землянку. От печурки отдавало теплом и домашним уютом. Хотя и чувствовалась усталость, спать не хотелось. Мысли уводили на далекий Урал. "Как там живется и работается родителям в эвакуации?" Думала о брате Юрии. В письме он сообщал, что "... было туго, но все равно мы вышли победителями, и вот за тот бой командование представило меня к правительственной награде", что "...счастлив тот человек, у которого сердце бьется за Родину, что нам досталась благородная миссия: защищать то, что отвоевали наши деды". Верил: "...скоро придет время, когда разобьем проклятую немчуру и вернемся с Победой домой... Я представляю, какой будет праздник..." Огорчался: "Вам, наверное, кажется, что медленно наши войска продвигаются. Но если бы вы знали, сколько нужно положить жизней за какой - нибудь маленький поселок... "

                От автора: оставаясь верным присяге, в 1944 году красноармеец Юрий Денисов сложил голову за целостность любимой Советской Родины при штурме именно маленького поселка...

                Нынешнее положение девушку вполне устраивало. Но подошло время отъезда из авиаполка, куда ее прикомандировали сроком на 40 дней. Скоро она уедет в свой родной 98-й отдельный батальон. Как говорится: "До свидания, озеро Селигер! Может, еще увидимся в другой, мирной обстановке ". Что ни говори, а служба у нее интересная, хотя и очень ответственная. Она радиотелеграфист - начальник радиостанции В-100. В-100 - это американская войсковая аппаратура связи. В штате радиостанции, кроме Тамары, есть ещё одна боевая единица - помощник радиотелеграфиста Машенька Григорьева из Калининской области, ее обязанность крутить педали во время работы радиста в эфире. Да, да... педали от динамо, вырабатывающего электрический ток. Кроме радистов, на наблюдательном посту (НП) есть четыре наблюдателя, несущие круглосуточную службу и начальник НП в чине сержанта. Вот и весь НП-шный воинский коллектив.
                А отбирали в НП только самых способных, смышленых. Им доверено самое дорогое - жизни людей, не говоря уже о воинских стратегических объектах, которые из-за оплошности могут подвергнуться бомбардировке. Поэтому радиотелеграфисты не имеют права на ошибку.
                Еще на самых дальних подступах к НП они на слух должны установить принадлежность самолетов: "чужие" или "свои", а уже при визуальном наблюдении полета и точное количество и доложить в штаб. При ясной погоде, как правило, выручает полевой бинокль, а ночью или в пасмурную погоду он только обуза.
            «...Эх, когда же кончится эта проклятая война, - часто думала Тамара - и можно будет снять кирзачи, гимнастерки, шинель».
                Прошло три года, как она, 18-летняя девушка, надела красноармейскую форму. До этого судьба забросила ее на Урал. Туда их семья была эвакуирована из г.Ступино вместе с металлургическим комбинатом. Мать - Варвара Георгиевна Кузнецова и отец - Владимир Федорович Денисов трудились на этом предприятии.
                Тамара - архивариус небольшого учреждения, идя по утрам на работу, на улицах города Каменск - Уральска видела агитационные плакаты: "Родина - мать зовет!", "Ты записался добровольцем?". И в один из последних дней апреля четверо подруг переступили порог местного военкомата. Они пришли туда не из праздного любопытства: каждая из них несла в руках заявление со словами: "Прошу зачислить добровольцем в ряды Красной Армии...".
               
                От автора: из четверых подруг в живых осталась только Тамара.
               
                ***

                И вот конец войны.
               - Здравствуй, Ступино, город моего детства! - она бегом поднялась на четвертый этаж.
               - Здравствуйте, мама и папа! Ваша дочь вернулась с войны!
                После возвращения из эвакуации Тамара без колебаний устроилась на работу в ЖКО СМПО счетоводом, а затем, набрав достаточный опыт, стала бухгалтером. И своего будущего спутника жизни, офицера авиационной части из Крутышек, встретила в Ступине. Через год, в 1955 году, они поженились и в любви и согласии прожили почти полвека. В прошлом году активного участника Великой Отечественной войны. кавалера двух орденов Славы, участника Сталинградской битвы и парада Победы Николая Даниловича Стасюкова не стало.
               - Добрейшей души был человек, - вспоминает Тамара Владимировна мужа.
                Как самую дорогую реликвию хранит она именные часы супруга - подарок Губернатора Московской области Бориса Громова.
                Пусть Господь пошлет ей здоровье, уют и покой в семье, склоним головы перед этой прекрасной русской женщиной.


Рецензии