Фёдор

     Эх, меча нету! Мож, и к лучшему – не вороги ведь, не ляхи какие, так, воры просто. Ишь, обступили. Посерёдке рыжий – здоровенный бугай, глаза наглые – на тиуна княжьего похож…

     Как батюшка учил: глаза вперёд смотрят – видят вокруг. Правый кулак без замаха – снизу тому, что слева, по сопатке тырцк! Кисть расслабить, рука, не останавливаясь, пошла направо тому, что справа, по глазам – тырцк. Рука пошла вниз, назад, вверх, кулак сжать, рыжему по темечку – тырцк…  Крайние помогли рыжему подняться – потекли домой. Будут знать, какая рыба в нашей Земляничке водится. Эх! Жаль, батюшка не видел.

……………………………………………………………………………………………
     Вот здесь, на завалинке, на солнышке и посижу. Зябнуть стал по утрам последнее время. Надо бы пчёлок на поясницу посадить, да кто с ними сладит-то? Разве что Ручеёк. Одна надежда – продолжит дело – подхватит ремесло родовое. Хотя и не бабье это дело…   Ольхе вон, ничего не делается. Спозаранку уже и поросятам задала, и кур на волю выпустила, корову доит, торопится – пока Подсолнух стадо на пастьбу не погнал. Да и то, она ведь зим на пять помоложе будет. Чего ей-то мерзнуть? А мне хоть валенки надевай.

     Вчера, уж чуть ли не потемну тиун приходил, виру княжью требовал. Ну, мёду туес да пару белок я, конечно, отдал. Да сдаётся мне, прибавил тиун виру-то от себя. Будто не знает, кому отец Ведмежонка служит. Даже если до князя не дойдёт про воровство тиуновское, так княжич всё равно такой разгон устроит – горьким ему мой мёд покажется. Да там делов-то! Даже и не провинность.

     Ну, подумаешь, ребятня подралась. Трое отроков на малого напали (он-то, конечно, жаловаться не станет, знает – доносчику первый кнут), да не сладили с ним, сами по сусалам получили. Дык, дело-то всё в том, что один из этих отроков тиуну сыновцом* приходится. Вот тиун и старается ради брата свово, а не ради князя. А уж о правде давно и думать забыл. Да и понятно, когда человек деньги считает – совесть  забывает. Но с Федюней побеседовать всё равно надо. Ведь не чует силушки-то по малолетству, ещё покалечит кого ненароком. Тогда уж вирой-то не отделаешься – заберут в робичичи на пару лет и отец – кметь княжий – не выручит. Вот сёдни утром и поговорю, он, кажись, на рыбалку собирался – Рябинка ухи просила – наверняка ведь через окно полезет, чтоб не будить никого, тут я его и встречу. Вот и окошко открывается, чегой-то припозднился – солнышко уж показалось.

     - Федька! Ну-ка поди сюда. Присядь. Куды побёг-то в такую рань?

     - Чего, деда? Я на Земляничку бегу, на рыбалку. Мамка на обед ухи хочет.

     - На рыбалку? А сестрёнке помочь? Яйца бы собрал – чего девчонке-то по крыше да закуткам всяким лазать?

     - Сама соберёт. Не переломится. Чего я должен девчачью работу-то делать? Мне сЕмью кормить надо. Уху-то Ручеёк вон как трескает – вся в мамку – без рыбы как без хлебушка. Вон, дед Нечай говорит: «Баба - в доме, мужик - во дворе».


     - Хе. Кормилец тоже. Семью он кормит. А то, что Ручеёк про твою рубашку рваную мамке не сказала, выручила тебя, не помнишь? Не хочешь отблагодарить?

     -  Дык, я поблагодарил её. А ты откуль про рубашку-то знаешь? Ручеёк всё-таки проболталась? Баба, она и есть, баба.

     - Ничего мне Ручеёк не говорила. Маманька ваша сама заметила да мне и пожаловалась. Я уж её уговорил не ругать вас. А Ручеёк вот, молодец – не стала мамке ябеду на тебя сказывать. А ты:  «Поблагодари-ил», «Не перело-омится», «Мужи-ик во дворе». Яйца-то куры, поди, не в доме несут, вот и собери. Ручеёк ведь за твоими ягнятками ходила, пока ты болел.

     - А я за неё гусей с речки пригнал!

     - Ты считаться ещё будешь?! Гусей он пригнал! Пращур-то твой, дед Бурило, как учил? Ну-ка?

     - Сделал добро – забудь, получил – помни.


     -Давай, собирай яйца. С речки придёшь, баба Ольха блинами покормит. Ступай. Успеешь на рыбалку свою…  Погодь. Скажи, ты пошто ребятишек-то из соседней веси отбуцкал?

     - А чего они на Земляничку за нашей рыбой пришли? Есть у них своя Листвянка, вот пусть там и рыбалят. И не буцкал я их. Так, по разу тырцкнул, они и побегли. Их всего-то трое и было.

     - Трое не трое, а поколотили бы тебя, опять вся твоя работа на Ручейка ложится. Да и потом, тебе что рыбы жалко? Рыба всехняя.

     - Всехняя не всехняя, а баба Ольха сказывала, как вы с дедом Нечаем  да дедом Могутой по отрочеству  чужих от нашей речки отваживали. А дед Нечай сказывает, что ране-то рыбы поболе было.

     - Смотри, подкараулят где-нибудь с кольями, будет тебе «баба Ольха». Ну, ладно, ступай уже, порубежник**. Куды?! Поставь удочки-то! Яйца сперва собери.

 *Сыновец – племянник.
**Порубежник – пограничник.


Рецензии