Роман Филиппов. Портос - Просперо

Грани и кадры


24 января 1936 - 19 февраля 1992

Заслуженный артист Белорусской ССР (1967). Народный артист РСФСР (1987).

Родом из Симферополя, выходец из актёрской семьи.

В 1957 году окончил Театральное училище имени М.С. Щепкина, в 1957-1960 — артист Малого театра, в 1960-1961 — артист театра имени А.С. Пушкина, в 1961-1962  — артист Москонцерта, в 1962-1969 — артист академического театра имени Янки Купалы в Минске, с 1969 – ведущий артист Малого театра СССР.


 
Глыба!

Таким шагнул он в мой детский мир прямо из «Трёх толстяков» (1966). Тогда он был просто Просперо. Лишь годы спустя я с изумлением попытался соотнести и совместить этого невозмутимого силача и вожака масс с уморительно смешными громилами и неуклюжими горланами из «Бриллиантовой руки», «Девчат», «12 стульев», «Города мастеров» и более слабых «Чародеев», «Аферистов» или «Акселератки». В последней перво-наперво вспоминается именно его амбал Вовчик: «От меня даже лошади шарахаются».

А "Никола Питерский" («Джентльмены удачи» 1971) – это ведь сродни  официальнму титулу. На века. Хотя сам эпизодик, дай бог, если минутку отнял ("А вам не кажется, деточка, что ваше место у параши?... Помогите, хулиганы зрения лишают!").

Достойно поработал Роман Сергеевич и на ниве экранизации классики: князь Ромодановский (дилогия Сергея Герасимова по роману А.Н. Толстого «Петр Первый»: «Юность Петра» и «В начале славных дел» 1980), патриарх (пушкинский «Борис Годунов» Сергея Бондарчука, 1986). Плюс «Лес» телеспектаклей и фильмов по Д. Фонвизину и А. Грибоедову, А.К. Толстому и А. Островскому, Н. Гоголю и Н. Лескову, А. Куприну и А. Горькому, К. Симонову и Вс. Вишневскому, Ж.-Б. Мольеру и А. Дюма (Портос из легендарного телеспектакля «20 лет спустя» 1972 года).

Особливо хорош в амплуа хамоватых купцов, кулаков, попов, незадачливых рвачей и аферюг. Но – глубже, выше и шире любого амплуа.

ХарАктерный диапазон актера не уступит богатырскому размаху его плеч. Достаточно сравнить, как трогательно беспомощен его великан Павел против стервы-супружницы Верки Косой в «Разводе по-нарымски» (фильм-спектакль по Вилю Липатову 1972). Беспредельно прочен и… слаб, «благодетелен» и… противоречив его Джеймс Тайрон («Долгий день уходит в ночь» Юджина О’Нила, 1989). И до чего коварен простоватый на вид пан Дуботовк, оказывающийся скрытым сценаристом сельского хоррора («Дикая охота короля Стаха» 1979).

Колоритны и противоречивы могучие характеры героев Филиппова из народных, особенно, сибирских эпопей: наследник таёжного магната Демид Меншиков («Тени исчезают в полдень» 1971-73 - сериал Ускова и Краснопольского по эпопее Анатолия Иванова), кузнец Байкалов (экранизация романа Василия Шукшина «Конец Любавиных» 1971), директор завода Батурин («Любовь земная» 1974 и «Судьба» 1977 - дилогия Евгения Матвеева по дилогии Петра Проскурина).

Но везде, даже в самых ничтожных эпизодах (шкуродер-водопроводчик - «По улице комод водили») он делает РОМАН, который длится… Потому что Роман Сергеевич неизменно силен. В меру своей стати: физической и сценической. Такому можно было не играть, даже - не появляться в кадре. Хватало Спины, а то и просто голоса (ночной гопстопник - «Старики-разбойники» 1971). Перепутать, не отличить, забыть такой зык просто невозможно! Не так давно узнал, что он так давно умер. Знать, не «заслужил» почетного эскорта, не сподобился официального траура, как иные пересмешники и теле-водилы.

В памяти остался больше, как комик. Были в кино роли серьезные, да… мелкие. Глыба ведь!

 Просперо и Портос...

Броско и басовито поработал в кино-мульт-озвучке («Краденое солнце», «За спичками», «Боцман и попугай» и др.), сочинял тексты песен для кино.

Заметные роли на экране: борец («Чемпион мира» 1954), Федька Бык («Зелёный фургон» 1959), Роман («Впереди - крутой поворт» 1960), диверсант Пауль («Человек не сдаётся» 1960), Вася Зайцев («Девчата» 1961), Рома Трофимов («День, когда исполняется 30 лет» 1961), секретарь райкома Тисаков («Рогатый бастион» 1964), Пётр («Криницы» 1964), барон Мушарон («Город мастеров» 1965), старшина Бушин («Саша-Сашенька» 1966), Ладыжинский: "слышь, Дурик" («Бриллиантовая рука» 1968), силач-пекарь-бурлак Коновалов («По Руси» 1968), купец Сила Силыч Большов (фильм-спектакль «Свои люди - сочтёмся» 1970), "поэт на тему: Гаврила был..." Ляпис-Трубецкой («12 стульев» 1971), Прохор («Драма из старинной жизни» 1971), Филин («Кортик» 1973), Иванов (ф/с «Так и будет» 1973), Вася («Тёща» 1973), Пропотей (ф/с «Достигаев и другие» 1975), Несчастливцев (ф/с «Лес» 1975), Вася Мосолов (мини-сериал Всеволода Шиловского «В одном микрорайоне» 1976), Сильвестр (ф/с «Плутни Скапена» 1977), «заинька» («Весь мир у ног твоих» 1977), Скалозуб (ф/с «Горе от ума» 1977), Остап и Дмитро («Дипломаты поневоле» 1977), поп (ф/с «Оптимистическая трагедия» 1977), Лара-Ларский (ф/с «Провинциальная история» 1977), Парамонов («Баламут» 1978), "толкач" («Живите в радости» 1978), слесарь-рвач Булыжников («По улицам комод водили» 1978), сибиряк-купец («Поэма о крыльях» 1979), Дыбеев (ф/с «Незнакомец» 1980), Глоба (ф/с «Русские люди» 1981), Юсов (ф/с «Доходное место» 1981), Голубь (ф/с «Царь Федор Иоаннович» 1981), Камнеедов («Чародеи» 1982), есаул Пушкарёв («Срочно... секретно... Губчека» 1982), Степан Кузьмич («Женатый холостяк» 1982), дворник Роман («Дети солнца» 1983), Данило Меншиков (сериал «Пётр Великий» 1986, США), Вовчик («Акселератка» 1987), Тарас Скотинин и брат Простаковой (ф/с «Недоросль» 1987, 1990), "значительное лицо" (ф/с «Портрет» 1987), Скворцов («Мисс миллионерша» 1987), Беловол («Вход в лабиринт» 1989), дьякон («Аферисты» 1990), Альфред Лазерс и Джо Стоукс («Призраки зеленой комнаты» 1991), пьяный в баре («Аляска Кид» 1992, ФРГ, Польша и Россия), губернатор («Господа артисты» 1992, Россия и Украина) и др.



Кадр из кинокомедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (с Юрием Никулиным)



PS

Из-за сбоя на сайте удалилась "просто свеже-дополненная" прежняя статейка (осталась эта - как бы новая), а с ней и рецензии. Воспроизвожу их:


Рецензия на «Роман Филиппов. Портос» (Владимир Плотников-Самарский)

Прсперо из "Трех толстяков" конечно, совершенно не похож на другие роли... о Славном Актере - Славно написано! Пол

Пол Унольв   24.01.2012 17:51   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Да, там он монументален! Спасибо, пол.

Владимир Плотников-Самарский   24.01.2012 18:51   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания


Рецензия на «Роман Филиппов. Портос» (Владимир Плотников-Самарский)

Спасибо огромное, уважаемый Владимир! Хорошее дело делаете... Как же мы в детстве ненавидели Глузского и его хорькоподобных мерзавцев, Демида, Лукича из "П целины", "Купи-продай" - и лишь с годами поняли, что эта "ненависть" дорого стОит. Буквально вчера услышал по телевизору Голос Романа - действительно, попробуй не узнай! Светлая ему Память (черт побери, как же мы часто стали сегодня употреблять эту фразу...)
Всегда щемит серддце - ведь вместе с ними и наша жизнь, наше детство уходят... А.Т.

Александр Терентьев   24.01.2012 09:25   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания

..."Купи-продай" - Новиков. Лукич - Чекмарев. Великие, которым досталась мелочевка, а они ее вытянули - Подняли Целину Искусства повыше "командиров"...
 


Рецензии
Спасибо, Владимир!
Достойный актер!
Чтобы помнили!..

Игорь Лебедевъ   25.01.2014 11:46     Заявить о нарушении
Как всегда точно, Игорь.
Мой решпект!

Владимир Плотников-Самарский   25.01.2014 14:40   Заявить о нарушении
И мой решпект, Владимир!

Игорь Лебедевъ   25.01.2014 15:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.