2Музей войны 1812 года. Картины Верещагина

2 От дома до музея. Музей войны 1812 года

     Один из залов музея Отечественной войны 1812 года отдан картинам художника Василия Васильевича Верещагина. Картины занимают две стены. Но в этом музее трудно сказать, что это стены, это просто часть огромного пространства. Если взглянуть на картины мельком, то можно сказать, что они такие современные, в которых нет четких и точных деталей художников прошлого, когда еще не было передачи в картинах настроения не формой, а просто цветов и линиями.

- Посмотрите картины Верещагина, - сказали мне в одном из залов.
- А это разве Верещагин?
- Да, здесь все картины, нет еще двух.

- Но они такие современные.
- Оттого их и не хотело покупать у художника правительство, но потом купило.
- Василий Васильевич Верещагин погиб в 1904 году. Невероятная судьба. Художник, что писал картины о войне, погиб на войне с Японией.
 
     Василий Верещагин учился в Морском кадетском корпусе, тогда молодой человек был обязан стать военным, и он им стал, как и его братья. Учеба в кадетских корпусах начиналась с самых малых лет. Василий Верещагин начал учебу с десяти лет. И эти кадетские корпуса были закрытыми учебными заведениями, ребенок еще и отрывался от семьи. Но продолжать Василий Верещагин после кадетского корпуса военную службу не стал, а начал учиться живописи в России, а потом и во Франции.

     Конечно, больше всего известны картины художника о восточных странах, которые он писал и Ташкенте, и в Бухаре, и в Самарканде. Побывал художник в разных местах и странах: в Туркестане, в Китае, в Индии, в Сирии, в Палестине, в США, на Кубе, в Японии. Не забыты художником Верещагиным и просторы Российского Севера. Был Верещагин и на Соловецких островах, в своем путешествии по Белому морю и северным рекам.
 
     Кроме того, он участвовал в нескольких войнах, и в русско-турецкой войне 1877 года. Художник был отнесен к адъютантам главнокомандующего Дунайской армией, а им был в то время  генерал-адъютант Николай Николаевич.  В этой войне Василий Васильевич Верещагин получает тяжелое ранение.
 
     С началом русско-японской войны художник В.В. Верещагин отправился на фронт. Он находился на броненосце «Петропавловск», что подорвался на мине на рейде Порт–Артура.  На броненосце находился и адмирал С.О. Макаров, который тоже погиб. Большой рассказ о броненосце «Петропавловск» слушала в другом музее - «Доме иконы» на Пречистенке.

- Кажется, что на одной стене картины только красных тонов.
- Нет, это так задумано, - говорит мне дежурная по залу.

     Хорошо помнились только «Апофеоз войны» и «Двери Тамерлана». А здесь в красных тонах и в языках пламени горящей Москвы история и самой войны и того, кто начал эту войну – Наполеона. А в белых тонах картины, на которых и сосны усыпанные снегом, и люди в глубине чащи, как часть этой земли, а оттого и сливаются с нею, с ее природой.

- Сначала картины были в Русском музее. Потом в Историческом. А теперь здесь все их могут видеть.
- Точно подошли и к музею, и к истории войны.
- Картин больше о Москве, а о партизанах много меньше, - объясняет дежурная в зале.

     «Наполеон на Бородинском поле». Наполеон сидит. Мундир походный. За спиной генералы французской армии, злотом шитые мундиры, солнце ярко, небо в небольших кучевых облаках, только маленькая темная струйка дыма от взрыва на солнечном небе.
 
     «Зарево Замоскворечья». Это сплошной красный цвет. Кажется, что это просто небо в праздничном салюте, так необычна эта картина. Сквозь красно-серое марево виден и Кремль, и Храм Василия Блаженного.
 
     «В Успенском соборе». Лошадь среди ликов святых. Конюшня вместо храма. Золотые образа, сено на полу, лоснящиеся крупы лошадей.

     «Наполеон у Москвы. В ожидании депутации бояр». Туман утренний, а может и уже снежный, Что скоро наступит.  Наполеон виден только со спины, руки за спиной сжаты. Он ждет бояр, он выиграл войну, Кремль и Москва уже взяты. Но ожидание напрасно, напрасно.

     «Ночной привал Великой армии». Снежная вьюга. Колеса повозки. Груда тел, сплошной снежный покров сверху. Чужая земля, чужая природа. Путь обратный к своей родине из холодной чужой страны.
 
     Эта часть музея очень понравилось. Не нужно помнить имен, дат, битв, схем сражений. Просто чувствовать что то, что было самое важное для страны.


Рецензии
Да, Верещагин это сила! Одно тревожит - мы, к сожалению, вынуждены были влезать в эти разные войны и на Кавказе, и в Средней Азии, и даже в Афганистане. Правда это мало кто понимает. Увы! Проклятые англичане нас вынуждали, а потом американцы!!! Все им мало.

Александр Ом   27.05.2013 11:28     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.