Семья основа подвига Ю. А. Гагарина

   С чего начинается наша Родина? Я стала задумываться над этим вопросом давно. С «малой родины»? С друзей? Школы? Семьи? Каждый может ответить на вопрос по-разному.
Для меня любовь к Родине начинается с любви к семье и родным.  Не будь их, не было бы и меня.
Папа. Мама. Братья. Сестры. Они – часть меня. Часть моего жизненного пути. Без них не было бы желания к чему-то стремиться и куда-то идти. Потому что все, что я имею, получила в семье. Без семьи нет человека, без человека не быть обществу. Из (таких ячеек )(из всего этого)общества собирается правильное представление  о жизни, стране  (в целом.)
И если человек совершает подвиг, значит, для этого были основания в семье. Ничто не происходит безотчетно. Достижение человека – достижение  его родителей.
(Поэтому Моя работа посвящена такому актуальному вопросу, как «Значимые….»Тема этого конкурса оказалась непростой. Я долго думала, на чем же мне остановиться. В голову приходили мысли о годах Великой Отечественной Войны, более ранние события , например, о  семье Николая второго. Но все как -то не ложилось на душу, не было близким. Я поняла, что невозможно «охватить необъятное»
За окном весна разгулялась. Апрель.  И тут  я вспомнила немаловажное событие -12 апреля день космонавтики!  Так еще оказалось, что эта дата имеет отношение и к моей семье 2011 год космонавтики выпал на год рождения моей сестренки. Но об этом позже…
Я и раньше кое-что знала о космонавтике, но многое для меня было не известным. С большим интересом я слушала рассказы космонавтов об их работе, о космических кораблях, о строении Вселенной, о звездах, планетах. Все больше углубляясь в изучение жизни Гагарина, я узнала немало фактов его жизни. При моем исследовании я брала интервью у очевидцев, Шикиных Зои Ивановны и Александра Гавриловича, побывала в экскурсии на местах, посвященных жизни  Юрия Гагарина.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
Познакомиться   с жизненный путь Юрия Гагарина, попытаться понять , что было основой его подвига, провести параллель между семьей Гагарина и моей семьей.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, работа с литературными источниками, экскурсия, общение с очевидцами, изучение Интернет-ресурсов.

Я сознательно выбрала такую форму повествования: изображаю жизнь семьи Г. И  историю своей 


                «Мы- дети Земли.
                Мы обязаны ей 
                жизнью, теплом,
 радостью существования»
                Ю.А. Гагарин


Что является основой успеха жизненного пути человека, его достижений? Семья. Родители. Где бы он ни был и в какой бы ситуации не оказался, всегда есть поддержка…
Не может ведь человек сразу стать великим, просто с «нуля»? Необходим длинный жизненный путь, чтобы чего-то достичь.
Сейчас многие родители отдают все свои силы и энергию, чтобы  воспитать любимого сыночка или дочку. Все то, что вкладывают они в него, в будущем вернется с излишком…
А есть родители, которые воспитывают ни одного ребенка, а четверых-шестерых. Может кому-то это покажется не реальным и смешным… Но так жили люди и 60 лет назад, встречаются и сегодня…
Такой была семья Гагариных Алексея Ивановича и Анны Тимофеевны.
Отчасти такой является и наша семья…
Говорить о большой семье, не зная ее сущности, очень сложно. К тому же это происходило так давно!
Попытаться рассказать о человеке большой семьи, можно только пропустив это через себя…
               
                *
В лесном краю когда-то давно текла в безлюдных болотистых берегах река Гжать. Пристань превратилась в город Гжатск.
Рядом с этим скромным городком в деревне Клушино жила обычная русская семья. Алексей Иванович Гагарин и его жена Анна Тимофеевна. Рос у них сынишка Валентин, дочка Зоя.
Вот, наступила весна. Побежали полноводные ручьи, зачирикали птички. И родился у Гагариных еще сын – Юрка.
-Нравится тебе новый братик? – спросила мать дочку.
-Очень нравится. - ответила семилетняя Зоя. - У него пальчики, как горошинки. Ма-а-лень-кие….
Зоя и стала любимой сестрой Юрия Гагарина, он вырос на ее руках. Так же, как и самый младший  в семье – Бориска.
Никому девочка не доверяла маленького Юрку, пеленала его, кормила, пока мать занималась привычной работой…
Быстро росли ребята, не отставали от родителей по хозяйству. Помогали отцу на сенокосе, кормили скот, пасли гусей, поливали огород. Терпением и трудолюбием отличались Гагаринские дети. Радость труда была им открыта. Да и труд особый: сколько наблюдательности, терпения, доброты требует!
Вечерами садилась эта семья за деревенским столом и говорили о том, какие у Зои замечательные караваи вышли, как Валентин привел скот на ферму, как Юра отличился на сенокосе…

                *
В средней полосе течет Великая река Волга. А на ее берегу растет маленький городок Балаково.
В этом городишке живет простая русская семья. Папа, мама и семь обычных ребят.
Когда мне было семь лет, у меня появился первый братик. Маленький, пальчики, как горошинки… Вслед за ним сестренка, братишка, братишка, опять сестренка… Всех их я вынянчила на своих руках, как когда-то Зоя Гагарина. Я училась пеленать, кормить их из бутылочки.
Быстро росли малыши, сейчас я для них любимая старшая сестра.
У нас ни такое хозяйство, как в деревне Клушино, не нужно рано утром вести на пастбище скот, но во всех домашних делах мы помогаем своим родителям
Вот  и весна пришла. Почти снег сошел. 2011 год в  честь 50-летия полета Юрия Гагарина объявлен годом российской космонавтики. День Космонавтики… Для многих эта дата ничего не значит, как ничего не значит лично для меня какой ни будь день Железнодорожника… Год космонавтики — для нас почти семейный праздник А в апреле 2011 года, родилась моя третья сестренка Феврония, седьмой ребенок в семье.  Подумать только,  в год космонавтики! Получается, что моя сестра родилась в очень значимый год, значимую дату истории. Кто знает, может наша Феврония свяжет свою жизнь со звездами, станет «звездой» на земле. У нее необычное имя, а значит и необычная Судьба, жизненный путь.



Нынче приходится задумываться, как детей воспитывать, а тогда просто жили и работали. И многие матери сейчас жалуются на ребят, что они избалованными растут. Хоть и поручают им различные дела: за хлебом сходить, сестренку из садика привести, белье в прачку сдать. А какие же это незначительные поручения для взрослых пареньков… Кто же тогда окна моет да стирает? Этого детям не поручают.

                *
Началась война. Фашисты ворвались в Клушино рано утром на мотоциклах. Гагаринскую избу немцы сразу заняли. Лил дождь, обдавая потоком хозяев. Приютом стала для них землянка.
Наперекор войне дети хотели учиться, и занятия продолжались… Юра накапливал знания. Детей учили отличать зло от добра, и следовать только добру!

               

                *
Сейчас нет войны. Мирные времена в России. Все вместе мы в уютном домашнем очаге. За окном – холодный проливной дождь. Мы сидим и читаем книжки. Наша семья тоже стремится к знаниям. Нас тоже учат отличать зло от добра, хотя старшие давно научились этому…
Мне кажется, случись сейчас война, как тогда раньше, мы были бы все вместе, семь братьев и сестер. Пусть льет дождь, воет вечер, мы-то рядом, вместе…

                *
Ведь у каждого человека есть мечта? Была у Юры Гагарина тоже… Мечта о том, чтобы подняться к Солнцу.
Он сам рисовал свое будущее, пробивал этот путь. Он и не хотел какой-то славы. Чтобы из него сделали кумира. Он выполнял свой долг. Семейный, отечественный…
Улетая в космос, Юрий Гагарин оставил завещание своей жене: «Не расти дочерей белоручками, чем сможешь помоги родителям…» Может, в этой записке выражен сам Юрий. Его отношение к труду. Умственному, физическому, труду над собой. Он знал, что без труда цель не может быть достигнута, а мечта не осуществима. И, что этот труд подарили ему родители. Всем обязан он им, своей большой семье…
Анна Тимофеевна и  не предполагала, что это ее сын – первый космонавт. Просто все то, что она вложила в него, вернулось славой… Он просто был сыном своей матери.
А воля, настойчивость, целеустремленность, энергия, свойственные ему с детства, дали свои плоды.
               
                *
Когда-нибудь и я вылечу за пределы «гнездышка», пойду самостоятельно по непростой дороге жизни. Буду помнить теплый уголок, где меня любят и оберегают. Где учили жизни, труду, добру. Я буду идти прямо по дороге, чтобы отблагодарить своих родителей. Подарить им утешение…
Обычные  матери растят обычных сыновей. Никто не предполагает, что кто-то из них станет героем… Ну а вдруг?.. Как когда-то Юрий Гагарин?.. А зачем эта слава?
Сейчас никто не хочет рисковать, быть космонавтом, человеческая жизнь дороже…
Гагарину жизнь тоже была дороже, чем риск. Просто в его семье учили быть верным Родине, выполнять долг… И он не мог пойти вопреки этому. Отец Юрия требовал, чтобы сын соблюдал порядок не только при начальниках, но всегда и всюду, при всех условиях… И везде Гагарин был одинаков. Таково правило жизни этой простой русской семьи.
Большая семья воспитала великого Человека.
И любили они его не за то, что он первый космонавт.  Не  за то, что такая слава вокруг него…
Просто за то, что он их сын…



 Космонавтика начинается с мечты о полетах. Когда-то мальчишки и девчонки мечтали быть похожими на Юрия Гагарина и Валентину Терешкову, выйти в открытый космос, как Алексей Леонов, и отправиться на Луну, познать далёкие миры. Но сегодняшняя молодежь, увы, не слышит и не знает этих имен. Интерес к важным и значительным событиям в жизни нашей страны рождают знания. Знания не только взятые из книг и интернета, а рассказанные родителями, бабушками и дедушками. К сожалению, у меня нет бабушек и дедушек, которые знали Юрия Гагарина. Но судьба  столкнула меня с людьми из поколения Гагарина, нашими земляками!
Никогда бы не подумала бы, что в нашем городе живут такие люди, которые лично знали  Гагарина.. Это семья Шикиных. Зоя Ивановна и Александр Гаврилович учились с Гагариным в Саратовском индустриальном техникуме. Побывав у них в гостях, я много узнала про первого космонавта.
Александр Гаврилович с гордостью показывает семейный архив. Черно-белые фотографии бережно хранятся. Вот одна из них: Зоя Ивановна, рядом Анна Тимофеевна Гагарина, сестра космонавта Зоя, брат Валентин и выпускники техникума. Как одна семья.
Почетное место в семейном архиве занимают  книги, одна из них с дарственной надписью : «Индустрикам» однокашникам Зое Ивановне и Александру Гавриловичу от автора». Автор – Тимофей Чугунов подарил семье Шикиных книгу воспоминаний с символическим названием «С юности на всю жизнь».
Дружба, теплота отношений, внимание друг к другу объединяют выпускников техникума и сейчас.  Это сердечные поздравления, телефонные звонки, встречи…
С юности на всю жизнь «индустрики»  остаются людьми из поколения первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина.

А ведь еще я побывала в экскурсии, посвещенной году космонавтики. В саратовском индустриальном техникуме, народном музее, «Музее дальней авиации».

 «Музее дальней авиации»  под открытым небом расположен на аэродроме города Энгельса.  И такое расположение не случайно. С 1932 года все здесь непрерывно связано с авиацией. Пройден путь от авиационной школы до крупнейшей в России авиабазы стратегической авиации.

 В открытой экспозиции музея представлены образцы авиатехники от мощных стратегических бомбардировщиков до самолетов вспомогательного назначения, состоявших на вооружении дальней авиации со второй половины 50-х годов по настоящее время.

 Отдельная глава в истории авиабазы связана с первым космическим полетом. Весной 1960 года здесь тренировался первый отряд космонавтов в составе Гагарина, Титова, Николаева и Комарова.

 Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Кроме самолетов, здесь можно ознакомиться с образцами авиационного вооружения: ракетами, бомбами, средствами наземного обеспечения полетов.

 Для авиамузея выделено помещение, где представлены модели, приборные доски различных самолетов, средства спасения летчиков, стенды с историей самолетов дальней авиации, к сожалению не сохранившиеся в живом виде. При желании можно посетить кабину авиатренажера Ту-22. Я, конечно, не отказалась зайти в нее, почувствовать себя в космосе.

 Цель музейной экспозиции показать путь развития дальней авиации — от хрупкого сооружения из нагромождения тросов, полотна и фанеры до мощных межконтинентальных ракетоносцев с изменяемой геометрией крыла.

 Музей наглядно демонстрирует возможности дальней авиации и убедительно показывает, что дальняя авиация была и остается мобильным и дальнодействующим средством ядерного сдерживания в современном многополярном мире.
 

Мы побывали на Набережной Космонавтов, где установлен памятник первому космонавту, в городском саду Липки, любимом месте отдыха  юного Гагарина. Проехали мимо здания аэроклуба, где первый космонавт получил начальные навыки лётной практики, узнают интересные факты из истории индустриального техникума, где в 1951-1955 годах  учился Гагарин на мастера производственного обучения по литейному делу. После полета Ю.А.Гагарина учащихся   техникума стали  называть «гагаринцами» , а в  1969 году его имя было официально присвоено учебному заведению. Незадолго до этого в 1965 году в техникуме был открыт народный музей Ю.А.Гагарина.

 Важной составляющей экскурсии стало посещение Саратовского областного музея краеведения, гордостью которого является мемориальная коллекция, связанная с именем первого космонавта планеты, представленная в зале «Освоение космоса». Это фотографии, иллюстрирующие связь Гагарина с  саратовской землей, приветствия и поздравительные телеграммы техникуму и аэроклубу от ликующих земляков, печатная агитпродукция, посвященная первому полёту: открытки, листовки, брошюры, плакаты. В 1961 году в областном музее появился раритетный экспонат: самолет Як-18. Он был передан в музей с надписями: «На этом самолете в 1955 году учился летать Ю.А.Гагарин» и «Краеведческому музею от Саратовского аэроклуба: передан музею на вечное хранение».  К юбилейной дате фонды зала пополнятся новыми экспонатами.
Мой исследовательский путь закончился здесь.


Все это стало очень близким для меня. Я жизненный путь Юрия Гагарина, узнала, что было основой его подвига и его достижений.  Это семья.   Самая важная составляющая каждого человека.
Я также провела параллель между семьей Гагарина и моей семьей. И нашла много общего. Душой сроднилась с семьей Гагарина,  как будто вживую увидела маленькую Зою и Валентина.  Я пропустила через себя всю жизнь первого космонавта.
 Узнав много нового, сделала выводы для себя, а главное, что все свои знания я передам своей младшей сестренке. И она узнает о той дате, в год которой она родилась!


Рецензии