Забвению не подлежит
Характерно, что все допросы проведены немецкими офицерами, хотя наши попадали в плен исключительно к румынам. Почему так происходило, пока неясно, впрочем, это не столь уж важно. Главное, что в протоколах упоминаются имена защитников нашего города, о судьбе которых до сих пор, после того как они не вернулись с задания, не было ничего известно.
Горько читать эти пожелтевшие от времени листы бумаги, запечатлевшие боль и отчаяние людей, попавших в безвыходное положение. Вот несколько листков, датированных 30 августа 1941 года. Форма допроса стандартная: вопрос - ответ.
Допрашиваемый - наш летчик лейтенант Леонид Иванович Родионов. Ему 23 года, он русский, родился в Ленинграде. Пилот пикирующего бомбардировщика Пе-2 пятой эскадрильи 40-го бомбардировочного полка 63-й бомбардировочной бригады Военно-Воздушных сил Черноморского флота. Лейтенант Родионов - опытный лётчик и успел отличиться в предыдущих боях. Уже 23 июня он участвовал в первом налете черноморской авиации на румынский порт Констанца. Но особенно Родионов отличился 13 июля. В тот день он, в составе шестерки самолетов своей эскадрильи участвовал в нанесении удара по центру нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности королевской Румынии - Плоешти. Удар этот явился одним из самых смелых, дерзких и удачных, предпринятых нашими лётчиками в первые недели войны. В результате удара по нефтескладу заводов «Астра Романия» и «Орион» было уничтожено двенадцать железнодорожных цистерн, пять больших и шесть малых резервуаров с нефтью, а нефтеперегонные сооружения повреждены на 30-40 процентов.
Кто знает, как бы сложился дальнейший, боевой путь отважного лётчика? Может быть, он стал бы прославленным асом, Героем Советского Союза? Но война - есть война, и в одном из жестоких боев его сбили. Об обстоятельствах своего пленения он сообщил, что был сбит при выполнении боевого задания южнее железнодорожной станции Выгода утром 30 августа.
Действительно, по нашим данным, в тот день девять экипажей 40-го полка двумя группами совершили налет на вражеские автоколонны в районе Выгоды. Сбросив 72 стокилограммовые фугасные бомбы, наши летчики уничтожили около 40 автомашин противника, а в воздушном бою с двенадцатью румынскими истребителями ИАР-80 сбили один из них.
В свою очередь, по документам противника, румынские летчики лейтенант Флорин Алексиу и адъютант Думитру Илие заявили о двух сбитых ими «большевистских самолетах». Фактически же был сбит только один наш самолет. Охваченный пламенем, он упал. Один из членов экипажа успел выпрыгнуть с парашютом. Но, к несчастью, на парашют попал горящий бензин, и летчик трагически погиб. Кто им был - установить не удалось, так как самолет упал на территорию, захваченную врагом. В экипаж бомбардировщика, кроме лейтенанта Родионова, входили штурман лейтенант Семен Семенович Брызгалин и стрелок-радист младший сержант Виктор Иванович Молодцов.
Теперь, читая вражеские протоколы, становится ясно, что тогда в живых удалось остаться только пилоту. После допроса его отправили в лагерь для военнопленных, в котором он, очевидно, и погиб позже. Когда, где и как - этого мы уже не узнаем никогда…
Еще один протокол, исписанный выцветшими чернилами. Пленный - штурман дальнего бомбардировщика ДБ-3ф лейтенант Леонид Филиппович Котурга, украинец, родился 6 июня 1920 года в Казахстане. Отец - украинец, мать - русская. Окончил Николаевское военно-морское авиационное училище. Член ВКПб. Воинская часть - пятая эскадрилья 2-го минно-торпедного полка той же 63-й бригады Черноморской авиации. Попал в плен 17 сентября, после того как его самолет был сбит зенитным огнем у Ленинталя.
В боевом донесении 4-й румынской армии за 17 сентября сообщается, что 15 советских бомбардировщиков и 30 истребителей бомбили и обстреливали пулеметным огнем румынские войска в районе Фрейденталь - Петерсталь - Ленинталь - хутор Дальницкий, а также Березени - Вакаржаны - Выгоды. Румынским зенитчикам удалось сбить один бомбардировщик.
А вот что говорится в наших документах того времени. Днем 17 сентября шесть экипажей 2-го полка нанесли удар по позициям полевой артиллерии противника в районах Ленинталь и Выгода. В числе шестерки находился и экипаж командира звена лейтенанта Петра Сергеевича Скатова. Штурманом у него был лейтенант Кротурга. На борту воздушного корабля находились также стрелок-радист младший сержант Александр Петрович Розанов и стрелок краснофлотец Иван Андреевич Торба. Экипаж совершал уже двадцатый боевой вылет.
Наши самолеты сумели прорваться к цели и прицельно сбросить фугаски. Но зенитный снаряд врага попал в левый мотор бомбардировщика Скатова, и он загорелся. Пламя охватило левую плоскость и неумолимо подбиралось к фюзеляжу. Вот-вот самолет мог взорваться, но спасаться с парашютами над вражеской территорией никто из экипажа не захотел. Выполняя последнюю волю летчиков, радист самолета успел передать ведущему группы прощальную радиограмму: «Самолет подбит. Спастись невозможно, Свой долг выполним до конца. Прощайте».
После этого лейтенант Скатов направил горящий бомбардировщик прямо на позиции вражеских войск и врезался в них. Столб огня и дыма взметнулся в небо. Этот огненный таран был первым в боевой летописи черноморской авиации. Считалось, что весь экипаж тогда погиб.
Невероятно, однако один из героев не погиб при взрыве. Правда, он попал в плен. Мы уже знаем, что им был лейтенант Котурга. Вероятней всего, при падении самолета его выбросило взрывом, и в бессознательном состоянии он был взят в плен. К сожалению, неизвестна дальнейшая судьба отважного штурмана. Может быть, он был тяжело ранен при взрыве самолета и умер спустя некоторое время после допроса. А может быть, он бесследно исчез, как и миллионы других наших пленных, в одном из концентрационных лагерей. Кто знает?..
Протоколы, протоколы… То написанные от руки, то с помощью пишущей машинки. Один за другим из мрака небытия выступают тени безвестных мучеников, имевших несчастье угодить в плен и сгинувших в нем, полностью испив горькую чашу позора и страданий…
…Стрелок-радист краснофлотец Петр Петрович Лозовой, 19 лет. Воевал в составе четвертой эскадрильи 40-го бомбардировочного полка 63-й бригады. Самолет, на котором он находился, был сбит в воздушном бою 19 сентября…
…Младший лейтенант Апет Мекартисевич Гивурчян (вполне вероятно, что фамилия, имя и отчество этого летчика записаны немецким переводчиком неправильно), армянин, 28 лет. Сбит в воздушном бою…
Но, пожалуй, наибольшая драма и присутствие смерти ощущаются при чтении протокола допроса краснофлотца Леонида Иосифовича Крапивникова, родившегося 19 декабря 1921 года в Киеве. Он служил в техническом составе 32-го истребительного полка 62-й истребительной бригады ВВС Черноморского флота. На допросе он показал, что попал в плен у Дофиновки в ночь на 22 сентября после прыжка с парашютом в составе десанта.
Да, действительно, летом 1941 года в черноморской авиации была сформирована парашютно-десантная группа. В нее вошли добровольцы из младших командиров и краснофлотцев 32-го полка, 12-й и 45-й авиабаз, а также других частей. Группа приняла боевое крещение в так называемом Григорьевском десанте - первом десанте на Черном море во время Великой Отечественной войны. 23 парашютиста были выброшены в тыл румынских войск с целью нарушения связи и создания паники среди солдат противника. Произведя немалый переполох в стане врага и, оказав тем самым существенную помощь основным силам морского десанта, парашютисты утром 22 сентября пробились к нашим войскам.
Григорьевский воздушно-морской десант удался полностью - противник был отброшен от Одессы на 5 - 8 километров. Были разгромлены две румынские дивизии, а среди многочисленных трофеев в наши руки попала дальнобойная артиллерийская батарея, обстреливавшая наш город и порт.
За образцовое выполнение боевой задачи и проявленные при этом доблесть и мужество парашютисты-десантники были награждены: каждый второй из них получил орден Красного Знамени, а один удостоился ордена Ленина. Но повезло, конечно, не всем. Несколько парашютистов погибли, а кое-кто попал в плен.
Разумеется, всем военнопленным пришлось хлебнуть много горя. Но безнадежность положения Крапивникова заключалась в том, что по национальности он был евреем. К сожалению, он не смог скрыть своего происхождения. И нет никакого сомнения в том, что вскоре после допроса самоотверженный молодой десантник был расстрелян…
Несмотря на тяжелейшие условия вражеского плена, наши воины вели себя достойно, показывая примеры мужества, стойкости и преданности Родине. Они до сих пор считаются пропавшими без вести. Нет, они не пропали без вести! Раненые, обгоревшие, контуженные, они попали в плен, защищая Одессу, и геройски погибли в плену, исполнив свой воинский долг до конца.
Свидетельство о публикации №213012401662
Валерий Кудашев 28.02.2014 17:00 Заявить о нарушении
Олег Каминский 28.02.2014 21:45 Заявить о нарушении
I am a WWII Aviation Historian living in Switzerland near Freiburg in Breisgau
Germany where the Lufwaffe personnel archives are located. My area of research is Romania air campaigns of VVS / VMF and 15th Air Force in WWII. The information above is not exactly like that. I was in Freiburg i/Breisgau too and studied the Tzamo and Romanian archives. Skatov did not dive on the German troops but was injured and died in flight , then the airplane dived uncontrolled at Vigoda.Skatov,Bykovsky and Filtchikov of 2 MTAP departed Sarabuz on a recon mission to Bulgaria though were intercepted near Constanza , Rumania and shot down ...Skatov managed to escape though wrongly navgated an arrived near Odessa.
Katurga was interogated by the famous Luftwaffe Major Gerhard Bassenge. Katurga gave complete pricise information on what he knew about and the Germans arrived to conclussion that he was convinced communist and need to be regularly survailed. Bakovsky was in Norway and not Katurga , Katurga was at Stalag Luft II
Litzmannstadt and after WWII is not known if he survived . If interested please contact me by email at researchers111@yahoo.com
Алекс Канфер 22.05.2015 13:19 Заявить о нарушении