Робот, воробей и девочка
Место для кладбища было выбрано в те далекие времена, когда утилизация роботов являлась очень дорогим удовольствием. Это была сырая каменная долина, что способствовало ускорению процесса разрушения разумных машин. Здесь располагалось старое русло реки, где от когда-то полноводного потока остался лишь маленький ручеек, разделявшийся на несколько тоненьких рукавов. Приходя сюда, роботы падали, где попало, и их механизмы быстро выходили из строя.
Кроме звуков ржавого металла над кладбищем иногда высоко в небе пролетали птицы, издавая еле различимые крики. Они никогда не спускались к ужасной груде металла. Их здесь совершенно ничего не привлекало.
И вот однажды остатки беспомощного внимания, недавно пришедших сюда роботов, привлекли далекие тревожные вскрики, доносившиеся откуда-то из-под низких облаков. Оказывается, это орел догнал ворона и пытался в полете отобрать у него добычу.
Робот, который умирающим краем своего сознания фиксировал происходящее, успел заметить, что ворон был повергнут могучим орлом, но добыча стремительно падала вниз, ускользнув из острых когтей хищной птицы. Орел спикировал за ней, однако темный округлый предмет, не похожий ни на кого, стремительно приближался к земле ровно на то место, откуда слабеющий робот наблюдал за ним. В самый последний момент, пока он еще имел такую возможность, орел все-таки не успел схватить добычу. Робот, напрягая все свои силы, вытянул руку и поймал необычный летящий предмет, из-за которого только что разыгралась в небесах целая трагедия. Поймав несостоявшуюся жертву, умная машина бережно спрятала ее у себя под боком так, что орел, молча покружив над безжизненным кладбищем металла, поднялся ввысь и улетел.
Этот Робот 15 лет прослужил нянькой, поэтому всю жизнь реагировал на любые движения, грозящие опасностью детям. Вот и теперь он не ошибся. То, что было им поймано, оказалось гнездом, в котором тихо сидел испуганный Воробей. Он был еще мал, чтобы летать, но достаточно взрослый, чтобы понимать происходящее. Поэтому, когда орел улетел, и опасность миновала, он понял, что у него теперь есть металлический друг. Однако, выбравшись из укрытия, не мог взять в толк, почему его спаситель почти не шевелится. А когда осознал, что обречен на голодную смерть, горько заплакал, умоляя Робота сказать ему хоть что-нибудь. Ведь ему так страшно в сгущающихся сумерках среди груды бесформенных железяк.
Робот слышал Воробья и боялся, что, если не покормить его, птенец действительно умрет голодной смертью. И глубоко, в угасающей имитации сознания, по привычке родился импульс: «Жизнь малыша – прежде всего!». И тогда умирающий спаситель с трудом поднял железную руку и что-то начал медленно нажимать. Сначала в районе головы, а потом – на груди. И вдруг, к отчаянной радости птенца, он заговорил:
– Слушай, Воробей, - слабо произнес Робот, - Для того, чтобы я смог помочь тебе, необходимы нехитрые чипы, отвечающие за двигательные функции. Поэтому мне понадобится твоя помощь.
– Ура! Ты можешь говорить! Ты жив! – радостно защебетал птенец, - Конечно, я тебе помогу! Что я должен делать?
– Это незаконное предприятие. Отсюда не возвращался еще ни один робот. Здесь мы находим свое последнее пристанище. Поэтому, как только мы обеспечим тебя всем необходимым, я снова должен вернуться в прежнее состояние. Хотя, это и так неизбежно. Ведь мне может удастся возвратить только способность двигаться, а интеллектуальные возможности я активизировал из аварийных запасов. Их хватит не надолго. Как рассветет, тебе необходимо найти среди соседних останков два чипа – один зеленый, другой розовый.
Воробей, еле дождавшись утра, отправился на поиски запасных частей для своего металлического ангела хранителя. И уже к полудню вернулся, держа подмышкой один, а в клюве другой, чипы.
Робот медленно вставил зеленый чип в верхнюю часть своего корпуса, а розовый – в область живота. И вдруг его руки и ноги заработали так, как если бы никогда не отключались.
И потекли дни интересной-преинтересной жизни. Робот и Воробей целыми днями бродили по окрестностям в поисках пищи, чтобы птенец мог скорее окрепнуть и научиться летать. Пока же он постоянно сидел на плече у Робота и слушал его удивительные рассказы о мире людей, а вернее, детей. Оказывается, у его нового друга тогда было имя, и звали его Рио. Это имя дал ему самый первый его воспитанник, живший в городе с созвучным названием. Затем у Рио было еще двое подопечных, за которыми он осуществлял уход. Особенно Робот скучал по последней малышке Розе. Он вынужден был ее покинуть, так как ему на смену доставили новую усовершенствованную модель.
– Зачем же был нужен новый робот, если она любила тебя, и ты правильно выполнял всю необходимую работу? Почему тебя заменили?! - с сожалением прочирикал Воробей.
– Во-первых, мы – роботы-няньки участвуем в воспитании детей только до пяти лет. А потом ими занимаются роботы-гувернеры. Во-вторых, больше 15 лет мы не служим, так как подлежим разрушению здесь – на кладбище роботов, - объяснял Рио. И, помолчав, грустно добавил,- Только все равно очень хочется посмотреть на Розочку. Как там она? Она удивительная. Я никогда не встречал таких смышленых и добрых детей. Мы с ней провели много счастливых дней. Она научила меня различать цветы, и даже запахи. Рассказала, что такое тепло и холод… И знаешь, мне иногда кажется, что я могу их чувствовать, - мечтательно глядя под ноги в поисках червячка для птенца, вспоминал Рио, - а, кстати, Воробей, упавший с неба, почему мы до сих пор не дали тебе имя?
– Имя? – снова удивился птенец.
– Как тебя звала мама, когда ты жил в гнезде?
– Она звала меня Хохолок из-за вот этого пера, непослушно торчащего из моей макушки.
– Здорово! Так и будем тебя величать.
Проходили дни. Хохолок понемногу учился летать. Он быстро окреп и мечтал только об одном: чтобы с Рио ничего не случилось. Однако в один из дней Робот сказал:
– Хохолок, мои резервы памяти, которые я включил, чтобы поддержать тебя, иссякают. Скоро я снова должен парализовать остатки своих возможностей, потому что так надо. Ты теперь не нуждаешься во мне и можешь жить самостоятельно.
– Нет! Не говори так, Рио! Ты всегда будешь мне нужен. Я тебя не оставлю. Скажи, что надо сделать, чтобы тебя снова перепрограммировать? У меня теперь в целом мире никого нет, кроме тебя! Обещаю, с тобой все будет хорошо. И мы на этом самом месте построим город, уничтожив кладбище роботов. Мы сделаем город для роботов-пенсионеров! Хочешь? Ведь тогда никому из вас никогда не придется ржаветь в этом месте.
В голове Рио от слов Хохолка что-то щелкнуло.
– А что, это мысль! Только, для того, чтобы снова запустить программу жизни, необходим человек. Но никто из людей не станет это делать. Пожалуй… кроме Розы!
– Розы? Но она же ребенок! – воскликнул Хохолок.
– Теперь ей уже девять лет. И если она меня не забыла, то должна помнить, что я научил ее, как надо поступать, если со мной случится какое-то повреждение. Сам я не достаю до замка на спине. Да и ключа нет. Я его оставил Розе.
– Так чего же мы ждем? Скажи, как ее найти.
– Вот план города, - показал Рио, включив дисплей, расположенный на его левом запястье, - вот ее улица, а вот и дом. Просто скажи ей, что я ее жду. Я буду находиться на соседней улице – вот здесь, в кустарнике шиповника. Пойдем.
– А у тебя хватит сил? – поинтересовался Хохолок, тревожно наблюдая за неуверенными движениями друга.
– За меня не волнуйся. Я пока в порядке. Кстати, не забудь сказать ей, чтобы захватила ключ. Проблема может быть в роботе-гувернере. Ведь он не выпускает ее из поля зрения.
В общем, друзья не знали наверняка, чем может закончиться их затея. Но они с надеждой на лучшее будущее отправились на встречу с Розой.
На дорогу у них ушло два дня. Как и договорились, Рио остался ждать в кустах шиповника, а Хохолок полетел к указанному дому. Там, усевшись на ветку, стал ждать. Ждал недолго. Вскоре дверь дома отворилась, и на пороге появился блестящий на солнце робот, державший за руку девочку лет восьми – девяти. Она была не довольна и пыталась освободиться из крепкого плена.
И тут Хохолок стал кружить над головой девочки и весело щебетать: «Рио-чик-чирик; Рио-чик-чирик!», в надежде, что Роза расслышит знакомое имя и что-нибудь предпримет.
– Ой! – остановившись, как вкопанная, воскликнула она, - робот-гувернер! Стоять на месте и ждать меня 10минут! Я забыла школьный завтрак. Мне надо вернуться!
– Ваша просьба отменяется, - спокойно ответил робот, - Ваш завтрак в портфеле.
– Я забыла не весь завтрак, а яблоко и банан. Они остались в вазе на кухонном столе. Мне надо их взять.
– Просьба принимается. Жду две минуты.
– Я сказала 10 минут! – настаивала Роза, косясь на беспокойно кружащего Воробья.
– Две минуты достаточно, чтобы взять фрукты.
– Хорошо, - безнадежно махнув рукой, сказала Роза и вбежала в дом.
Стремглав она поднялась на второй этаж в свою комнату и распахнула окно, впуская Воробья.
– Что случилось с Рио?! – тревожно спросила девочка.
– Месяц назад на кладбище роботов он спас мне жизнь.
– Но как же он смог? Ведь его запрограммировали на смерть?!
– Наверное, это ты научила его отступать от программ, - предположил Хохолок, вспомнив, как ловко ей удалось обмануть робота-гувернера, и быстро приступил к изложению сути дела, - Роза, ему, а вернее, нам необходима твоя помощь. Рио сказал, что у тебя хранится ключ, отвечающий за доступ к кодам программ.
– Да, вот. Он всегда со мной, - доставая из-за пазухи ключ на шнурке, ответила Роза, - но как же он решился?! Я еще три года назад предлагала это сделать, но он не осмелился нарушить закон.
– Теперь у нас есть цель. Но об этом позже. Сейчас надо, как можно быстрее, его перепрограммировать. Он сказал, что ты это можешь. Беги на соседнюю улицу к повороту с шиповником. У нас совсем мало времени.
За дверью послышались шаги робота-гувернера. Роза быстро вылезла из окна на козырек первого этажа и, привычно спрыгнув вниз, стремительно побежала к указанному месту. Увидев Рио в шиповнике, она так обрадовалась, как будто не видела близкого человека целую вечность. Не обращая внимания на прохожих, кинулась ему на шею и заплакала.
– Дорогой Рио, - причитала она, - как ужасно было без тебя все это время. Три года я живу, как в тюрьме. Этот робот-гувернер – самая настоящая жестянка! Он ни на что не способен! Только контролирует!
– Ну успокойся, успокойся, Розочка, - растроганным голосом, оглядываясь по сторонам, уговаривал ее Рио, - скажи, почему ты не называешь его по имени? Ведь оно у него есть?
– Есть, но для меня он лишь робот-гувернер и все! Мне не нужен другой робот, кроме тебя. Уже и родители не рады, что не настояли на том, чтобы оставить тебя.
– Хорошо, ребята, потом поболтаете, - защебетал Хохолок, - приступаем к делу, не то нас заподозрят в незаконных действиях.
– Да, конечно! Но как же ты решился? – доставая ключ, спросила Роза, утирая слезы радости.
– Мы с Хохолком решили создать город для роботов-пенсионеров. Построим на месте кладбища небольшой жилой комплекс для вышедших на пенсию роботов-нянек. В качестве строительного материала используем останки невосстанавливаемых роботов, остальных или восстановим, или переделаем. Все равно, кроме роботов-нянек старых моделей, теперь уже никого не отправляют на кладбище. Их реконструируют и пускают на дальнейшее усовершенствование. Так что город будет небольшим и больше походить на музей «Ретро-Робот». А ведь это Хохолок подал такую блестящую идею!
– Эх, здорово! – с горящими от радости глазами воскликнула Роза, - Быстро поворачивайся. Будем тебя перепрограммировать!
С этими словами девочка повернула ключ в замке, расположенном на спине у Рио, и быстро набрала несколько нужных комбинаций. После этого Рио и Роза договорились, что будут поддерживать связь через Хохолка. А она в их отсутствие, используя возможности отца, который работал в газете, должна найти способ оповестить людей, что теперь вместо заброшенного кладбища роботов строится город роботов-пенсионеров, и что каждый может принять участие в его возведении.
Вскоре все жители окрестных городов и даже отдаленных мест узнали чудесную историю дружбы Девочки, Робота и Воробья. Общими усилиями причудливый город-музей «Ретро-Робот» был построен. Туда хлынули тысячи туристов, принося огромные доходы развитию пенсионного обеспечения роботов. Но для всех оставалось загадкой то, как в искусственном разуме родилась Дружба? И какую роль в этом загадочном явлении сыграли Девочка и Воробей?
Свидетельство о публикации №213012400571