Ильинская часовня

     ИЛЬИНСКАЯ ЧАСОВНЯ
    (Продолжение сказа «Платоновская святыня)

   Проснулась Леночка самостоятельно, и сразу оценила:
безнадёжно проспала раннее утро, и бабушка даже не
пробовала её разбудить. Надев легкое платьице, девочка
выбежала на улицу, став свидетелем странного обряда.
Агафья Ивановна , поставив перед курятником старое
тележное колесо, протаскивала между его спицами жёл-
торотых цыплят. Курица – наседка, распустив крылья ,
носилась с квохтанием вокруг хозяйки, делая устраша-
ющие выпады в её адрес. Но вот удивительная процеду-
ра была завершена, курица – наседка с выводком цып-
лят направляется к ближайшей кучке мусора.
   - Бабушка, а что ты такое делала? – воскликнула удив-
лённо девочка.- Зачем тревожила наседку?
  - Это очень древний обычай: если цыплят пронесли через
спицы тележного колеса, то в последствии у них
будет хорошая яйценоскость и ястреб не унесёт…
   - Ну, и удумала, бабушка, - выразила определённый
скепсис и иронию внучка,- суеверие какое – то!
   - После завтрака,- времени уже много, - с трудом раз-
гибая поясницу, отреагировала хозяйка усадьбы.- Я тебе
расскажу одну историю. А там сама делай вывод: суеве-
рие это или нет.

   Через час с небольшим, в огороде, примостившись на
меже, баба Ганя начала очередное повествование для
своей внучки: « Давно это было, так давно, что и мои
родители не могли этих событий видеть, и лишь по рас-
сказам древних стариков они смогли сохранить эту ис-
торию для нас. В те далёкие времена только начали
возникать в наших краях русские поселения, и одними
из первых в нашем районе появились деревни Марть-
яново, Курья, Родина, Староуткинск, Шайтанка, Сылва
и другие. Вот и совершили на эти поселения набег ногайцы,
по – теперешнему: башкиры. Деревню Курью
пожгли полностью, затем прошли ходом до Мартьяно-
во. Очень сильно пограбили деревушку, но  поджигать
не стали, ибо многие добровольно отдали своих лоша-
дей. Награбленной добычи ногайским войнам было не-
достаточно: они решили «потрясти» Шайтанку, в кото-
рой находился железоделательный завод, - теперь это
село живёт под именем Чусового. На заводе производи-
ли кричное железо. Из железной руды делали плавку, а
затем этот состав очищали от примесей шлака, в специ-
альных горнах, и лишь потом молотом делали чушки
по 1-2 пуда весом, которые по реке Чусовой сплавляли
на заводы города Перми или Нижнего Новгорода. Хо-
рошего качества производили железо на Шайтанском
заводе. Железную руду брали в окресностях деревни
Шайтанки, в основном по речкам Ленёвка, Нотиха, Пес-
териха, а также в районе бывших деревень Руда, Роди-
на. Трудолюбивый и мастеровой народ здесь жил. Вот
и влетел ногайский бай Шатлык с войнами в Шайтанку,
буквально второго августа, в самый Ильин день.Силою
они брали у жителей села лошадей и овец. Очень понра-
вилась Шатлык – баю Настёна Крюкова, и взял он её в
полон, приторочив к седлу на лошади. Рыдают её роди-
тели Кондрат с Устиньей, умоляют не уводить дочь в
полон, но жестоко сердце ногайского вождя. Только её
наречённый жених Ванюшка Сарафанов решился тай-
ком преследовать ворогов, чтобы выручить Настёну.
Когда караван ногайских войнов с табуном лошадей и
овец направился на юг, вдоль речки Шайтанки, Ванюш-
ка из-за кустов прыгнул на круп лошади, к которой бы-
ла приторочена девушка, и разрезал ножом её путы на
руках и ногах.
    - Бежим! – шепнул он на ухо Настёне.
    Они бросились бежать через густой лес в направле-
нии горки, которую ныне чусовляне называют Вшивой.
Ногайские войны не сразу бросились за беглецами, да и
лес был так густ, что им пришлось настигать Ванюшку
с Настенной обычным бегом. – лошадей пришлось оста-
вить возле речки. Шатлык – бай бежал впереди всех ,
угрожая, что поймав беглецов, убьёт их. Перед самой
горкой ногайские войны почти настигли девушку с юно-
шей.- Беги, Настёна, а я их задержу,- крикнул девушке
Ваня, разворачиваясь лицом к врагам. Изрубили в ярос-
ти вороги парнишку. С тех пор его тело покоится в ос-
новании этой горки…

   На горе росла сосна с «воротцами» , то есть у неё в
стволе было отверстие, в которое мог свободно пропол-
зти человек. С помощью этого дерева жители всех дере-
веньв округе избавлялись от различных недугов. Поси-
неет бывало ребёнок, почти уже при смерти, - принесут
его к дереву, протащат через отверстие,- а он и оживёт.
Молитвы творили по большим праздникам на этой горке.
Почти настиг девушку Шатлык – бай, но успела она в
«воротца» сосны проскочить, и будь – то
стена образовалась между ногайскими войнами и девушкой: не
могли они к ней проникнуть. Осерчал бай, схватил лук,
пустил стрелу в девушку, да только стрела отскочила от
невидимой стены и поразила ногайского война. Испу-
гался бай, подумав, что за девушку вступился сам Шай-
тан, и бросился бежать обратно к речке, где оставил ка-
раван с награбленной добычей.

   Встала девушка возле сосны и стала молить Бога, что-
бы он избавил жителей деревни от ворогов навсегда.

   Ногайские войны дошли уже до речки, в районе стан-
ции Сарга, как неожиданно разразилась сильная гроза.
Очень сильная была буря. Спрятались вороги под де-
ревья, да видать не очень удачно,- ударом молнии по-
Разило большую ель под которой скрывался только
один Шатлык – бай. Он стал чёрен как головёшка –
обуглился полностью. Завыло всё ногайское воинство;
далеко был слышен их печальный стон. С тех пор эту
речку вблизи станции Сарга называют Шатлыком.

   - Бабушка, а как же Настенька? –что с ней стало? –
волнуется за судьбу героини сказа девочка.
   - Да ничегоособенного,- отвечает Агафья Ивановна.
После погребенья Вани Сарафанова , она долго не вы-
ходила замуж, но потом её посватал его младший брат:
она дала согласие и нарожала ему много сыновей и до-
черей. Очень любили её в деревне, ибо с тех пор ногай-
цы в наши края больше не приходили. В благодарность
счастливого избавления жителисела установили на гор-
ке часовню, назвав её Ильинской, в честь Ильи – проро-
ка. Только при советской власти про эту историю сов-
сем забыли, и стали эту горку, на которой стояла часов-
ня называть Вшивой. С тех пор жизнь у чусовлян не за-
ладилась. Ещё в шестидесятые годы, председатель кол-
хоза Загородний для удачи в делах пролезал сквозь «во-
ротца» в сосне. И правды ради надо сказать ему везло:
помогали ему и в райкоме партии, и в райисполкоме, и
даже областное начальство жаловало. После того, как
исчезла полностью часовня и сосна возле неё засохла,
дела в колхозе пошли крайне плохо: то неожиданно во-
да в скважинах исчезнет, то по неразумности ферму в
котловане выстроят, то в жилой дом воду подведут из
грязного пруда, или ещё какую глупость удумают…
Как – то разом исчезли в колхозе целые отрасли хозяй-
ства: свиноводство, пчёловодство, коневодство, теплич-
ное хозяйство. Все деревушки вокруг Шайтанки повы-
мирали, а народ стал беспробудно пьянствовать…

    - И что им делать? – чуть не плача спрашивает девочка.
    - Надо Бога им вспомнить: вновь восстановить Иль-
инскую часовню, вернуть прежнее название горке,
вспомнить мудрые наставления своих далёких предков
и тогда к ним вновь придёт удача в жизни, и даже, - это
может быть,- там вырастет сосна с «воротцами»… А
теперь давай быстренько поработаем до обеда,- сделала
 предложение Агафья Ивановна .- Теперь ты поняла: за-
чем цыплят «протаскивают» сквозь тележные колёса?   
   


Рецензии
Очень интересный рассказ! Спасибо Вам, Павел!

Эльвира Гусева   24.01.2013 12:33     Заявить о нарушении
Спасибо Эльвира за добрый отклик Вашей Прекрасной Души!
С уважением Павел Патлусов

Павел Патлусов   25.01.2013 08:26   Заявить о нарушении