Интервью с Ульяной Яворской

Ульяна Яворская: “Да не коснется меня краем зависти ржа...”
2 декабря 2012 - Марина Попова

 
Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня у нас в гостях современная красноярская поэтесса,
член Международного Союза писателей «Новый Современник» и председатель его Регионального Отделения Сибири и Дальнего Востока, член краевого ЛитО "Диалог», финалист краевого конкурса «Король поэтов- 2006», Ульяна Яворская.

Ульяна в 2008 году стала одним из победителей Всероссийского конкурса "Семья - ковчег спасения". По итогам конкурса стихи Ульяны Яворcкой опубликованы в книге "Анютины глазки".
В 2009 – вновь победа в том же конкурсе, а её стихи попали в I том - "Семейный атлас".

Ульяна печаталась в журналах "Сибирячка", "Город детства", "Бэби-бум", "Откровение-лайф", "Часовенка", "Новый дом", "Истоки", в авторских поэтических сборниках "Остановка в Сибири", "Сибирский транзит", "Что Бог послал", "Русло" и во множестве газет краевого и российского масштаба, авторских сборниках по итогам различных интернет-конкурсов.
В данное время готовится к изданию авторская книга “Я внутрь себя заглядывать боюсь”.

Ульяне посчастливилось стать участницей краевого проекта "100 творческих женских лиц Красноярья" и
участницей проекта "Подлинник" - международного творческого ресурса соотечественников.

Наша героиня родилась в апреле, обожает весну, как время пробуждения всего живого. Всю жизнь пытается полюбить зиму, не всегда получается из-за морозов. По образованию - геофизик, закончила Красноярский гос университет.


Интервью с Ульяной Яворской ведет художник, писатель Попова Марина.

Здравствуйте, уважаемая Ульяна! Очень приятно с Вами встретиться на страницах Парнаса!
Спасибо Вам, что согласились дать интервью. Это первое интервью в моей жизни, поэтому немного волнуюсь.
Мне всегда было интересно, когда автор впервые написал свою первую ритмическую строку, как это случилось, поэтому и начну с этого вопроса:

- Уважаемая Ульяна, в каком возрасте Вы  написали свое первое стихотворение?
Возможно, под влиянием каких-то событий?
Или же Вы родились поэтессой, как пишут о себе некоторые поэты? (М.П.)

- Здравствуйте, Марина! Благодарю Вас за приглашение.
Пишу с детства, но никогда не придавала этому значения, пока не стала финалистом краевого конкурса "Король - поэтов 2006" с изданием своей авторской книги "Конопушки" в качестве награды от Управления культуры Администрации Красноярского края.
Первое стихотворение об осени я написала в 8 лет и подарила его маме. Она тогда лежала в больнице. Потом были стихи о мальчике-партизане, басни. Но мне казалось, что так умеют все.  (Ул. Яв.)


- Ульяна, как Ваша мама отреагировала на поэтический подарок восьмилетней дочери? И ее отношение к дочери- поэтессе? У Вас сохранилось это стихотворение? Интересно было бы его прочесть.(М.П.)

- Мама очень спокойно относится к моему увлечению и не считает это даром. Стихотворение пылится где-то на антресолях, в стареньком зеленом блокноте. Точно знаю, что оно живое, но не открывала заветные странички очень давно. Кстати, там же хранится и мой зарифмованный диплом о повышении добротности катушки индуктивности... (Ул. Яв.)

- Ульяна,  Вы поняли, что являетесь обладательницей редкого поэтического дара после победы на конкурсе? (М.П.)

- Я и сейчас сомневаюсь в этом, если честно. Но если мне нужно что-то эмоционально высказать, мне легче стихами. Хочу, чтобы мои детские стихи вызывали улыбку, а взрослые резонанс чувств. Стихи - это мои переживания, это отклики на то, что я слышу, вижу. Как рождаются строки, я не знаю, они пишутся и все. Иногда от имени мужчины, часто от имени ребенка, я не знаю, как это объяснить. Вот, например, от имени мужчины(Ул. Яв.)

Икринки чуда
Слова с ладони Вы собрали тихо
И, улыбнувшись, будто старой тайне,
Ее простили за смешную прихоть
Вас приручить рисунком губ печальных.
Слова играли, бились серебристо
И вырывались из душевной сети,
Слагались в строчек легкие мониста
О звездных снах влюбленного поэта.
Она ушла, оставив запах снега
И дуновенья еле слышный трепет,
Господь бросал икринки чуда с неба,
В бурлящие несущиеся реки.
(Ул. Яв.)

- Читая Ваши стихи, мне видится, что Вы ведете поэтический монолог с окружающим миром. Вы, подобно ребенку, которому Судьба сделала больно, отвечаете ей своими стихами, выражая свой протест! И требуете восстановить справедливость!

Я чувствую
***
Под утро, просыпаясь в теплой неге,
Я чувствую, вонзается копье
Холодной сталью, будто из-под снега,
В пришедшее сознание мое.
Летят снежинки - солнца фейерверки,
И в каждой, может, зиждется душа
Кристальная. Но на людские мерки
Ничтожна, чтоб не глядя сделать шаг...
Под каблуком узор судьбы круша.

Интересно, а как реагирует на это ваша Судьба?! (М.П.)



- Интересный вопрос. Я никогда не задумывалась, как она реагирует, но с недавнего времени обнаружила, что поэзия - это магия. Как будто пишешь и программируешь события. Слова в определенном ритме, фонетика... Все это напоминает мантру. Не все стихи, но некоторые обладают именно такой силой. Вспомните Сытина, который лечил словом.

Вот, например, что-то вроде наговора, колдовское:

Ты проснулся в тишине - и в прихожую.
Так все явственно во сне. Все похожее.
Шлейф тепла от легких рук вдоль по темени
Ветерком уйдет к утру зимней теменью.
Сквозь ресницы резко сдул наваждение,
И горячую гряду сожалений всех.
Горстью льда плеснул в лицо, вызвав разум свой.
Что за бред в конце концов? Но глядит совой
Сон, накрывший с головой мягко лапами.
Чтоб прийти в рассудок твой нежно, ласково
Окрутить копной волос, в губы теплые
Целовать, чтоб не спалось ночью темною.
Закружить, заколдовать, травы буйные
Застелить в твою кровать на безумие.
Зачернить глаза-зрачки песней нежною.
Чтоб смотрел в мои - ни чьи-то, конечно же!(Ул. Яв.)


- У Вас на счету много побед на различных конкурсах. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от первой победы. (М.П.)

- Я бы не сказала, что много, да и не люблю я участвовать, если только попросят поддержать конкурс. Первой была победа на конкурсе Король поэтов с изданием собственной книжки. Туда вошли стихи для детей. Впечатления от победы на Короле поэтов - изумление. Вроде как кто другой должен стоять на пьедестале вместо меня. Честное слово.
(Ул. Яв.)

- Важно ли для поэта признание? (М.П.)

- Признание? Смотря чье. Мне важно признание тех, кого я уважаю, как авторов. И их не так много. Это признание дает мне уверенность в силах. Потому что постоянно находится тот, кто как топчется по душе громадными сапожищами. То образ не понятен, то слог не тот, то не цепляет, то неактуально. (Ул. Яв.)

- Не секрет, что слава часто запаздывает. И приходит, когда человек уже ушел в мир иной. (М.П.)

- Это очень грустно. Очень. Но когда человек страдает, душа его как будто очищается, а стихи становятся глубокими. Не хотела об этом, но по себе знаю. Не было бы боли, не было бы таких стихов. Будем считать, что человек ушел и смотрит сверху, улыбаясь, понимая, что страдал не зря, что оставил столь яркий след.


От затяжного пике останется след на небе –

Как падает свысока метеорит в ночи.

И кто-то там, вдалеке, читая не на потребу

Сюжет твоего стиха, оцепенев, молчит... (Ул. Яв.)

- Ульяна, после участия в краевом проекте "100 творческих женских лиц Красноярья" в вашей жизни что-то изменилось? (М.П.)


- Я узнала много чудесных женщин, живущих в нашем городе! И со многими из них подружилась.(Ул.Яв.)


- Марина Цветаева в своей книге "Мне казалось, я иду по звездам…" написала:
"Никто не хочет - никто не может понять одного: что я совсем одна.
Знакомых и друзей - вся Москва, но ни одного кто за меня - нет, без меня! - умрет.
Я никому не необходима, всем приятна."

Вот мы и подошли к извечной  теме " Одиночество"...
Как Вы, Ульяна, понимаете слова Марины Цветаевой, что можно
быть одинокой среди множества друзей? (М.П. )

- Мне повезло с друзьями. Я знаю, что есть люди, которые всегда со мной, в горе и в радости. Но не скажу, что их любовь пришла сама собой, ежедневные отношения - это труд, порой очень тяжелый. То, что мы отпускаем в мир, возвращается к нам. Не берусь никого судить, но считаю, что причина одиночества в нас самих. Можно назвать меня наивной открытой дурочкой, пусть лучше так, чем иначе. Пусть больно, но не хочу и не буду меняться и в сотый раз буду набивать шишки, но останусь такой же открытой и доверчивой. (Ул. Яв.)

- Что в вашем понимании - настоящий друг? (М.П.)

- Это сложный вопрос. Почему порой люди, одно время идущие нога в ногу, потом отстают. Ничего не происходит, нет и ссор, ни других причин, но они будто бы идут поодаль и желания остановиться и подождать их, чтобы пойти вместе дальше – нет. Это не значит, что в случае чего я не приду на помощь, это не значит, что я плохо к ним отношусь, но они становятся просто приятелями. Слава Богу, мы уже много лет с моими родненькими девчонками мальчиками (ставшими уже солидными мужчинами) идем, держась за руки, и от этого какое-то ощущение счастья и спокойствия. (Ул. Яв.)

- Как Вы считаете, Ульяна, что есть талант? (М.П.)

- Да разве можно однозначно ответить на этот вопрос! Единственное, что Вы, Марина, правильно заметили, главное в стихотворении не количество слогов, а импульс, который несет стихотворение. А будут помнить, не будут - это как повезет. И не от силы таланта это зависит. Сколько у нас в Сибири самородков, о которых знают немногие! Они не менее достойны памяти потомков, чем классики.
Трогать души, вот одна из самых важных составляющих таланта!
Но опять же, одну душу тронет что-то совсем простое и приземленное, а другую витиеватое и высокодуховное, отвлеченное от мирского. Кто-то любит Твардовского, а кто-то Бродского. Хотя мне симпатичны и тот, и другой. (Ул. Яв.)

- Простите Ульяна,  но  простое не обязательно приземленное. Как в Писании сказано:
"Где просто, там Ангелов Состо, а где мудрёно – там ни одного" (М.П.)

- Наверное. Отражать мир можно на разных языках. Кто-то любит картины примитивистов, а кто-то сюр предпочитает. (Ул. Яв.)

- Ульяна были ли в Вашей жизни знаменательные встречи с людьми, что оставили яркий след в Вашей судьбе? (М.П.)


- О, да. Один из таких людей - Виктор Евграфов. Чудный поэт и человек, он заставил поверить в себя в трудный момент, когда критики загрызли меня напрочь. Он как будто взвалил меня себе на плечи и вынес из стаи лающих псов. Это человек, умеющий радоваться чужим успехам и всяческий поддерживающий искорки талантов по всей стране.
Виктор Евграфов раньше жил в Красноярске, я была совсем маленькой и видела его на экране телевизора каждый вечер в передаче для детей, он известнейшая личность в Красноярске. Многим помогал, человек тонкого вкуса и огромной души.
Журналист, заслуженный работник культуры России. Сейчас живет в Орле. И свел нас совершенно случайно интернет. Я так смеялась, поняв, что это тот самый дядя Витя из передачи "Волшебный луч".
(Ул. Яв.)

- Спасибо, что познакомили с интересным человеком. И традиционный вопрос:
- Что для Вас поэзия: профессия, отдохновение или что-то иное? (М.П.)

- Поэзия для меня? Как-то руководитель нашего лито Диалог Эльдар Ахадов, сыгравший так же немалую роль в моем становлении, как автора, сказал: "Можешь не писать - не пиши". Так вот, не писать я не могу.

Мне кричали вслед "ненормальная"!
Оглянись, нынче мир - материален.
Эта тяга к стихам - аномальная.
Что ты пялишься в дальние дали?
Заперла я рифмы свободные,
Чтоб не мучили, не мешали.
Стала к жизни обычной годная
И почти разбила скрижали.
...........................
Распахнуло каленую клетку -
Двери вынесло на свободу.
За окошком падало лето
Тихо в осень, как листья на фото.
Замелькали цветастые крылья,
Покатились слезинки невольно.
Удивленное небо: ты ли?
- Я, мой Ангел...
- Ну что ты, полно...
(Ул. Яв.)

- Когда я прикасаюсь к Вашим стихам, у меня создается ощущение, что они написаны вашим Сердцем.
Но в них и форма достойная. Вы где-то учились технике стихосложения, или это прирожденный дар? (М.П.)

- Нет, сначала я писала корявенько. Не могла выразить мысли так, как хотелось. Например, это стихотворение я переделывала раз 10, от первоначального текста осталась лишь строка о цветах. Остальное все, в том числе и сюжет, переделывалось

Облака проплывают
Обручила с тобой вешним солнцем хмельная весна.
Золотое колечко надела почти незнакомцу.
Я лелеяла в мыслях планету: мы муж и жена,
Только будто скатилось светило за горы червонцем.
Представляешь, как прежде, я улицы наши мету
И цветы, как ты любишь, водой ледяной умываю.
Создаю беспокойство и жизни дневной суету
Под звенящие звуки бегущих по рельсам трамваев.
Зашиваю делами тяжелый карман пустоты,
Жду, когда возвратишься, как будто из долгой поездки.
Облака проплывают - могучие рыбы-киты -
Над твоей приручённой веснушчатой чудо-принцесской.

- Форму не сразу умела создавать, здесь лито Диалог помог. И критика. Конструктивная. (Ул. Яв.)

- Ваше отношение к критике. (М.П.)

- О критиках. Безусловно, критика нужна. Но критика конструктивная и в доброжелательном тоне. Я все время вспоминаю цитату Бориса Акунина о том, что в нашей стране к сожалению, беда не только дураки и дороги, но и хамство. Порой тон дискуссии более важен, чем ее тема. И еще. Критик должен быть на одной волне с критикуемым автором. А то один любит свиной хрящик и критикует арбуз, что его недосолили. Куда это годится! (Ул. Яв.)

- У вас есть любимый поэт среди современников? (М.П.)

- Нет любимых. Постоянно открываю для себя кого-то нового и радуюсь, что на нашей Земле столько талантов! (Ул. Яв.)

- Ульяна, как Вы полагаете, почему одних поэтов настигает забвение, а другие становятся классиками? (М.П.)

- Почему? Потому, что ТАК написал, что трогает и актуально и по сей день!
Если ответить просто, классик - это тот, кто на века. (Ул. Яв.)

- Как Вы считаете, зачем авторы пишут?
Должна у них  быть ответственность за то, что выходит из-под их пера? (М.П.)

- Зачем пишут? У каждого на этот вопрос свой ответ. И если мы выскажем свое «ай-яй-яй!», ничего не изменится, интернет – не контролируем, поэтому грязь так и будет литься из-под пера некоторых. Но там, где свет, присутствует тьма. Это нормально. (Ул. Яв.)

- Есть ли у вас потребность, Ульяна, читать свои стихи близким людям? (М.П.)

- Ой, нееет! Не люблю я читать свои стихи, да и не помню я их. Разве что детские коротенькие. (Ул. Яв.)

- Ваше хобби. (М.П.)

- Увлечения? Поэзия, конечно. Очень много читаю современных поэтов, о классиках тоже не забываю.
Люблю спорт. Двигаться под музыку. (Ул. Яв.)

- У творческих людей, как правило, возникает потребность в новых впечатлениях. Кто-то решает эту проблему за счет путешествий. А Вы, Ульяна, любите путешествовать?

- Путешествовать обожаю! Хоть куда. Но больше люблю возвращаться домой, тогда у меня рот до ушей сам растягивается.
А в свободное время стараюсь выбраться на природу. На Столбы. Это волшебное заповедное место! Хотелось бы куда-то в Европу, в Африку, но пока это в будущем. Надеюсь, в скором. Тут недавно увидела миграционную карту перелетных птиц, очень удивилась, что наши скворушки бывают во Франции. Тут же отозвалось.

Из Парижа вернулись скворцы
Из Парижа вернулись скворцы,
От шикарных шантанов Монмартра,
А сегодня с рассветом, и завтра,
Запоют их дома-близнецы
Из фанеры, в окрестном саду,
Ожидающем дружные семьи
После грустной разлуки осенней
И коричневых листьев на льду.
Из Парижа вернулись скворцы,
Посмотрев на холеных французов,
Романтический город Тулузу
И волшебных соборов венцы.
Из Парижа вернулись скворцы,
Стосковавшись по нищей России,
Столь больной и щемяще красивой,
Из Парижа вернулись скворцы. (Ул. Яв.)


- В одной из своих юморесок Михаил Жванецкий сказал:
"Что еще мне осталось?.. Ерунда. Почти все на своем опыте испытал.
Это все теория: красный свет, зеленый свет, а пока тебя не переедет, пока грузовик на себе не почувствуешь - никому не поверишь."
Почему так человек устроен, что не может учиться на чужих ошибках?
А Вы, Ульяна, используете чужой опыт? Или по Жванецкому? (М.П.)

- Я работаю в полиграфии. Это сложный многозвеньевой процесс. Работу свою стараюсь делать хорошо, хотя и все время пытаюсь сменить профиль. Самое тяжелое в ней - общение с людьми совершенно разного уровня воспитания, часто те, у кого много денег, неадекватны, кроме того, координирование действий и урегулирование конфликтов. Школа дипломатии колоссальная! Помимо работы люблю заниматься компьютерной графикой, люблю делать кому-то что-то приятное, готовить сюрпризы. Очень люблю, когда люди радуются. Для кого-то я ненормальная, юродивая, а и пусть. У меня есть рассказ Сиротка, в котором я пишу об обманщиках-попрошайках, но каждый раз я жалею всех, кто плохо накормлен и не одет. Я неосторожный импульсивный человек, поэтому учусь только на своих ошибках. Вечно несусь во весь опор. (Ул. Яв.)
 

- Дорогая Ульяна, насколько я знаю, Вы много работаете с детьми, посещаете детские дома. В данное время занимаетесь созданием сборника для детей на благотворительной основе. Расскажите, пожалуйста, об этом читателям, возможно, у кого-то появится желание присоединиться в вашему проекту, либо организовать на Парнасе свой проект под названием “Милосердие”. (М.П.)

- Очень и очень люблю детей. Люблю с ними общаться, смотреть, как они слушают, открыв рты, как тянут руки, как на уроке, чтобы чем-то поделиться. Недавно мы выступали на Книжной ярмарке, крупном мероприятии, организованном Фондом Прохорова, я летала, как на крыльях, общаясь с маленькими человеками. Прошлый год был богат встречами с детками. С волонтерским движением "Святость материнства" мы ездили по детдомам. Мне это безумно нравится. У нас очень много отзывчивых добрых людей. Они присылали посылки для ребятишек. Адреса отправителей и Германия, и Вьетнам. Это так радостно - видеть, сколько доброты вокруг! (Ул. Яв.)

- Уважаемая Ульяна, о сокровенном не говорят, но есть ли у вас такие мечты, о которых Вы можете поведать нам? (М.П.)

- Мечты?

Дай же мне, Боже, чтоб дочери счастье сбылось,
Папе - здоровья и ночи спокойной, без стона -
Он заслужил это, Господи, и, безусловно,
Можешь бутылочку взять у него под залог.
Дай же мне, Боже, чтоб мама была молодой
И не стучалась в больницы закрытые двери,
Ей отпустил ты достаточно в жизни потерь, и
Каждое утро пусть будет, как радостный вдох.
Дай же мне, Боже, чтоб жизнь моих верных друзей
Светом наполнилась теплого личного счастья,
Лучик надежды на это пускай не угаснет
На предназначенной горькой порою стезе.
Дай же мне, Боже, обнять этот мир и прижать
И помолиться, тебе благодарно внимая.
Дай же ИМ, Боже!
С насущным управлюсь сама я.

Да не коснется меня краем зависти ржа... (Ул. Яв.)

- У меня ощущение необычности нашего времени возникает по целому ряду причин:
во-первых, нарастающие катаклизмы;
во-вторых, буквально в последние годы у многих людей проявился талант писателя, поэта;
в-третьих, открыто несколько подводных городов погибшей цивилизации Атлантиды;
в-четвертых, Валерием Алексеевичем Чудиновым, академиком, доктором(не станем перечислять его многочисленные научные звания) доказано о том, что языческой Руси не менее двухсот тысяч лет, на основании находок археологов и так далее. Но это отдельная, слишком емкая тема.
Речь-то не о ней, а о том, что, как видится мне, всё это знаки свыше, что стоим мы на пороге глобальных перемен.
Множество людей слушают "пророков", хоть в Писании и есть предостережения против лжепророков.

Тысячи, если не сотни тысяч людей готовятся к квантовому переходу с указанием точной даты.
Создается впечатление, что Земля кипит и бурлит в преддверии.
А вы как относитесь к происходящему.


Должны ли авторы каким-то образом влиять на массы, гармонизируя их и успокаивая? Или просто вибрировать в такт.
(М.П.)

- Я считаю, что обычного времени нет. Каждый миг важен в цепочке веков.
Влиять на массы дано немногим, поэтому вибрируем в такт светлому.

Слышишь, а слово ведь тоже умеет лечить.
Мягко по ранам пройдется и впадинкам трещин.
Слово для света душевного будто подсвечник.
Для понимания в связке событий ключи.

Верю, за синею дымкой далеких дворцов,
В райских садах, где купается вечное лето,
Солнце с луной, как орел или решка монеты,
Как бы ни выпало - выигрыша колесо. (Ул. Яв.)


- И в заключение вновь вопрос о книге, над которой Вы трудитесь, собираете стихи, сказки, загадки о детях, чтобы ее издать. Читала о вашем замысле сделать эту книгу именной для каждого ребенка в Детском доме. Будьте так добры, Ульяна, поделитесь своей идеей. Кто знает, возможно, и на нашем сайте возникнет интерес подключиться к вашему проекту, либо будет организован свой. (М.П.)


- О книге. Хотелось бы собрать материал для книги для детдомовских детей. Что-то светлое. Мне мечтается, что эту идею подхватят и здесь, на Парнасе. Отбор произведений жесткий, поэтому без обид. А средства найдутся, я уверена. Главное, материал набрать и подготовить его к печати. (Ул. Яв.)


- Дорогая Ульяна, о чем бы Вам  хотелось сказать своим читателям на прощание? (М.П.)


- Мне хотелось бы процитировать недавнее свое стихотворение «Избранному автору»

Душа раздета, нагишом.
Ни капли фальши.
Прочту и вздрогну: хорошо!
И дальше, дальше
Несусь по перелескам строк,
Пусть хлещут ветки.
Пусть, как навыворот нутро -
Твои секреты
Возьму тихонько. Разделив,
Несу в ладонях.
Как белый яблочный налив
Рассыплю в доме...

Спасибо всем!
Искренне ваша, Уля

(Ул. Яв.)
- Благодарю Ульяну Яворскую за увлекательную беседу.  Творческих Вам успехов, Ульяна, и новых побед!  Успехов в издании книги для Детского дома и всех благ!
 
Благодарю администрацию в лице Светланы Невской за моральную поддержку и оказание технической помощи.

Всех  благ и вам,  дорогие читатели!
С любовью и благодарностью,
Попова Марина.

от 2 декабря 2012


Рецензии
Мариночка, спасибо, милая!

Ульяна Яворская   25.01.2013 17:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Ульяночка!

С любовью и благодарностью.

Попова Марина   27.01.2013 08:28   Заявить о нарушении