Одиссея старшего лейтенанта Шкудского
…Поначалу, о Илье Марковиче Шкудском мне было известно очень немного. Я знал только, что в феврале 1937 года он отправился добровольцем в Испанию, помогать испанскому народу в его героической борьбе с фашизмом. Знал, что Шкудский был стрелком-радистом скоростного бомбардировщика СБ-2, что за храбрость и мужество он был награжден Президиумом Верховного Совета СССР орденом Красного Знамени (Указ от 14 ноября 1938 года), который ему вручили после благополучного возвращения из Испании в январе 1938 года. Но на этом, к сожалению, следы Шкудского терялись.
Лишь однажды мне попалось на глаза упоминание о летчике с такой редкой фамилией. О нём вспоминал в своих мемуарах бывший летчик 69-го истребительного авиационного полка, защищавшего небо Одессы в 1941 году, Герой Советского Союза полковник запаса Алексей Тихонович Череватенко. Правда, упоминался Шкудский буквально одной, но очень важной, трагически звучавшей фразой. Речь шла о том, что старший лейтенант Шкудский не вернулся из налета на вражеский аэродром Зельц 22 сентября 1941 года. Этот налет был одним из самых ярких эпизодов в истории обороны нашего города, поэтому стоит рассказать о нем подробнее.
В общем-то, идея удара по вражеским аэродромам возникла, можно сказать, неожиданно и случайно. Дело в том, что накануне, 21 сентября, летчики 69-го авиаполка младший лейтенант Михаил Шилов и батальонный комиссар Николай Верховец сбили два румынских истребителя ПЗЛ-24.
Один из вражеских летчиков выбросился с парашютом над нашей территорией и был взят в плен. Смуглый румын в звании капитана охотно рассказывал допрашивавшим его всё, что знал. Среди прочего, румын сообщил и о том, что на аэродромах Баден (ныне Очеретовка) и Зельц (ныне Лиманское) сосредоточились крупные силы румынской авиации. Это были сведения исключительной важности.
Разумеется, советскому командованию тогда ещё не была известна вся информация о противнике. Но сейчас из вражеских документов того времени видно, что на этих аэродромах под Одессой базировалась почти половина истребительной авиации королевской Румынии.
Так, например, в Бадене базировались истребители ПЗЛ-11 штаба 3-й флотилии, 43-й, 44-й, 49-й и 50-й эскадрилий, истребители ПЗЛ-24 штаба 6-й группы и 62-й эскадрильи.
Ещё сильней была группировка вражеской авиации на аэродроме Зельц. Там находились новейшие истребители немецкого производства Ме-109 штаба 1-й флотилии, штаба 7-й группы, 56-й, 57-й и 58-й эскадрилий, истребители «Харрикейн» английского производства 53-й эскадрильи, а также румынские истребители ИАР-80 42-й и 52-й эскадрилий. И это - только истребители!
А ведь, кроме них, под Одессой действовали также многочисленные вражеские бомбардировщики, штурмовики, разведчики и другие самолеты. И этим огромным силам противостоял всего один 69-й авиаполк ВВС Приморской армии и приданная ему смешанная авиагруппа капитана Федора Демченко из состава 8-го и 32-го истребительных авиаполков, а также 4 Ил-2 46-й отдельной штурмовой и 3 И-15бис 94-й отдельной истребительной эскадрилий ВВС Черноморского флота!
Несмотря на малочисленность наших самолетов, было решено нанести удар по аэродромам Баден и Зельц, с целью уничтожения вражеской авиации на земле. Командир 69-го полка майор Лев Шестаков (кстати, участник войны в Испании и кавалер орденов Ленина и Красного Знамени) обсудил со своими офицерами план атаки и утвердил его у вышестоящего начальства.
И вот ранним утром 22 сентября в 5 часов 30 минут двадцать истребителей И-16 и два штурмовика Ил-2, разделившись на две группы, нанесли внезапный удар по аэродромам. Пушечным и пулеметным огнем, реактивными снарядами и кассетами с зажигательной смесью наши летчики штурмовали стоящие на земле самолеты, позиции зенитной артиллерии, склады с горючим и боеприпасами, а также большие палатки, в которых размещались вражеские летчики. Румыны явно не ожидали нападения и были захвачены врасплох.
В результате налета противник понес большие потери. Полностью были уничтожены и сгорели пять самолетов: истребители Ме-109 и «Харрикейн», транспортный Капрони-133, курьерский Ме-108 и ещё один самолет неизвестного типа. Около пятнадцати самолетов были повреждены. Был убит один и ранено трое румынских вояк.
Между прочим, пытаясь оправдаться перед своим командованием за разгром аэродромов, румынские лётчики заявили, что ими были сбиты 16 «большевистских самолетов». Но румыны явно переусердствовали в количестве победных рапортов, так как из налета на аэродром Зельц не вернулся всего один истребитель И-16. Его пилот, старший лейтенант Шкудский, пропал без вести, и все попытки выяснить его судьбу оказались безуспешными. В пылу боя никто не заметил, что с ним случилось. Было высказано предположение, что самолет Шкудского был сбит зенитным огнем.
К сожалению, во всех документах тех лет и послевоенных воспоминаниях бывших летчиков упоминалась только его фамилия, без имени и отчества и, зачастую, с искажениями (например, Шкутский и т. д.). Неоднократно предпринимались попытки выяснить в военных архивах его биографические данные, но по одной фамилии, да ещё с искажениями, отыскать сведения не удавалось. Необходимы были дополнительные данные, и они нашлись - случайно.
Несколько лет назад я начал работать над книгой о советских летчиках-добровольцах, участниках гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах. Составив в алфавитном порядке список «испанцев», я начал поиск информации о них. В списке, среди прочих, значилась и фамилия стрелка-радиста младшего командира Шкудского Ильи Марковича. Но мне и в голову не могло прийти, что стрелок-радист бомбардировщика СБ-2 Шкудский и летчик истребителя И-16 Шкудский - одно и то же лицо.
Я был уверен, что это просто однофамильцы. Но вот, просматривая газету «Известия» за 1942 год, я наткнулся на Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1942 года о награждении орденами и медалями отличившихся солдат и офицеров. В длинном списке орденоносцев сплошь знакомые мне имена: Асташкин, Демченко, Куница, Маланов, Топольский, Шестаков, Шилов… Да ведь это летчики, защищавшие Одессу! Просматривая список дальше, я нашел среди награжденных орденом Ленина имя старшего лейтенанта Шкудского Ильи Марковича. Фамилия пропавшего без вести летчика-истребителя совместилась с именем и отчеством стрелка-радиста «испанца», и всё стало на свои места. Никаких сомнений быть не могло: в обоих случаях речь шла об одном и том же человеке! Наконец-то стали известны имя и отчество лётчика, не вернувшегося из налета на аэродром Зельц.
Как же Шкудский стал летчиком-истребителем?
Дело в том, что, в декабре 1938 года Илья Маркович стал слушателем курсов командиров звеньев при Ейском военно-морском авиационном училище. Окончив курсы в июне 1940 года, стал летчиком-истребителем и вскоре был зачислен в состав 1-й эскадрильи 8-го авиаполка черноморской авиации. С началом Великой Отечественной войны он участвовал в отражении налетов немецкой авиации на Севастополь, затем защищал Одессу.
В начале сентября 1941 года представляя Шкудского к награде, командир 69-го авиаполка майор Л. Л. Шестаков писал: «Старший лейтенант Шкудский Илья Маркович, командир звена, за период боевых действий с германским фашизмом на подступах к Севастополю и Одессе, показал себя достойным, бесстрашным бойцом, стойким защитником Родины. За период ведения боевых действий имеет 118 боевых вылетов.
30 июля барражируя в зоне, охранял подступы к главной базе Севастополя. Заметив подходящего разведчика До-215, тов. Шкудский быстрым маневром занял исходное положение для атаки и несколькими очередями зажег его. Экипаж противника погиб.
По охране подступов к городу Одесса имеет 37 боевых вылетов. Смело и бесстрашно штурмует пехоту, кавалерию, артиллерийские позиции и зенитные точки противника. Провел 7 воздушных боев, в которых показал настойчивость и волю к победе. Пренебрегая опасностью для себя, всегда приходит на выручку товарищам.
Однажды, вдвоем с лейтенантом А. И. Жалковским, он вел бой против трех Мессершмиттов-109 и двух ПЗЛ-24. Самолет тов. Шкудского получил повреждения, но, продолжая бой, летчики прогнали стервятников от линии наших войск.
За 25, 26, 27 августа произвел 11 вылетов на штурмовые действия по переднему краю противника. Пренебрегая огнем зениток противника, прорывался к скоплению пехоты и кавалерии и громил их. Вывел из строя две пушки и две батареи зениток.
Тов. Шкудский за доблесть, мужество и геройство, проявленные в борьбе с германским фашизмом, достоин высшей правительственной награды - ордена Ленина».
Кстати, пока наградные документы утверждали в вышестоящих инстанциях, Илья Маркович увеличил свой боевой счет: в бою под Беляевкой 13 сентября он, в составе звена, сбил румынский разведчик ИАР-39…
Но, что ж всё-таки случилось в тот роковой для летчика день 22 сентября?
Запрос о Шкудском, с открывшимися новыми данными, был направлен в Центральный архив Министерства обороны, и вскоре оттуда пришел долгожданный и неожиданный ответ.
«Сообщаем, – писали работники архива, – что капитан Шкудский Илья Маркович, родившийся 15 октября 1914 года в Киеве, бывший командир звена 8-го истребительного авиационного полка Черноморского флота, находившийся в плену с сентября 1941 года по август 1944 года, был уволен в запас приказом Министерства обороны СССР № 02140 от 18 сентября 1957 года. В 1968 году он проживал в городе Норильске».
Вот это новость! Оказывается, Шкудский не погиб!
Через некоторое время из Норильского военкомата мне прислали копии из послужного списка Шкудского. Только теперь стали ясны все подробности биографии отважного лётчика, на долю которого выпали, оказывается, чрезвычайно тяжкие испытания. Да, в тот сентябрьский день 1941 года его сбили румынские зенитки, и он попал в плен.
«…Летчик выполз из-под обломков и поразился тому, что смог это сделать сам, без посторонней помощи.
- Почему я цел? Это кровь… Сознание ясное… Вон те трое, бегут, вероятно, ко мне. Не немцы. Но и не наши. Иначе, почему они стреляют?
Илья достает пистолет. Торопливо стреляет. Меняет обойму.
- Ага, кто-то там упал. Кажется, офицер…
Кончилась и эта обойма. Неподалеку две испуганные лошади. Мелькнула мысль - ускакать на лошади… Летчик бежит. Хватается за гриву. Лошадь испуганно мотает головой и мелко-мелко перебирает ногами…
- Спутаны, дьяволы!
Со всех сторон на него наставлено оружие. Он успевает заметить, что это румыны и падает от удара прикладом…», - так в очерке о Шкудском, напечатанном в декабре 1965 года в газете «Заполярная правда», описываются обстоятельства пленения летчика.
Долгих три года он находился в плену в румынском городе Калафат. В августе 1944 года, после занятия Румынии Советской Армией, он был сначала освобожден из лагеря, но затем в военкомате Галаца задержан и отправлен в Одессу, где судом приговорен к … восьми годам исправительно-трудовых лагерей! Такой была благодарность Родины летчику за его мужество и героизм, за нечеловеческие страдания в плену. А ведь посмертно его наградили орденом Ленина! Да, мертвых героев у нас награждали, зато бывших военнопленных, хоть и оставшихся в живых, власть, мягко говоря, не жаловала…
Отбыв почти весь срок заключения на Норильском горно-металлургическом комбинате, Шкудский был освобожден в 1951 году, но ещё до 1956 года он считался находящимся в ссылке. С 1951 по 1971 год он трудился на обогатительной фабрике, прошел путь от механика ремонтной службы до главного механика.
В июне 1957 года бывший лётчик, защитник неба Испании, Севастополя и нашей Одессы был полностью реабилитирован. Ему вернули звание капитана, которое присвоили посмертно в октябре 1941 года, ордена Ленина и Красного Знамени. В дальнейшем, за трудовые успехи его наградили орденом Октябрьской Революции и медалью «За трудовую доблесть».
Последние пять лет жизни Илья Маркович находился на заслуженном отдыхе, проживал в городе Кривой Рог. Будучи на пенсии, он, тем не менее, постоянно держал связь с коллективом обогатителей, жил его жизнью, вместе с коллективом делил радости и неудачи. Скончался Илья Маркович 19 марта 1976 года на 62-м году жизни…
«Светлая память о Илье Марковиче Шкудском - человеке большого трудолюбия, верном товарище навсегда сохранится у всех, кто знал его и работал с ним», было написано в некрологе друзьями и товарищами героя войны и труда.
Честное имя Ильи Марковича Шкудского навсегда останется и в благодарной памяти жителей Одессы и Севастополя.
Примечание: первый вариант этой работы был опубликован 12 августа 2008 г. в газете "Вечерняя Одесса" № 119 (8856), а также на сайте газеты в Интернете. По счастливому стечению обстоятельств, статью прочитала в Интернете дочь Шкудского Елена Ильинична, которая 18 мая 2011 г. прислала автору благодарственное письмо:
Здравствуйте, уважаемый Олег Александрович! Хочу сказать Вам огромное спасибо за статью! Я - дочь Ильи Марковича Шкудского. Не могу выразить, с каким волнением я читала Ваши строки. Честно говоря, мне даже в голову не могло прийти, что спустя так много лет жизнь моего отца кого-то заинтересует. Конечно, в нашей семье мы бережно храним память о нашем дорогом человеке, человеке с большой буквы. А Вы делаете архиважное, архитрудное дело! Не могу подобрать слова, чтобы выразить Вам мою благодарность! Удачи Вам во ВСЕМ!!!
До свидания.
С уважением, Елена Ильинична Шкудская.
Свидетельство о публикации №213012501687
Александр Алексеенко 2 26.02.2020 16:05 Заявить о нарушении
С уважением,
Олег Каминский 26.02.2020 19:32 Заявить о нарушении