Белая грусть Влада Терентьева

(Рецензия)
 
В 2012 году в издательстве «Донской писатель» вышла книга стихотворений литератора из Таганрога Влада Терентьева «Кружит белая грусть» с предисловием и под редакцией таганрогского поэта, члена СП России Владимира Моисеева. Это уже третья книга автора. В общих чертах сборник не лишён привлекательности, особенно внешне: обложка, художественное оформление, печать, – всё выполнено на высоком полиграфическим уровне. Чувствуется профессионализм издательского коллектива, ничуть не уступающий столичным образцам.
Произведения в книге разбиты на четыре раздела: гражданская лирика, просто лирика, философские стихи и небольшой раздел с посвящениями. Есть несомненные удачи, особенно в лирическом разделе. Хочется отметить такие стихотворения, как «А я родился в пору сенокоса…», «Детство», «Детское прозрение», в которых очень хорошо, точным образным языком переданы чувства автора, со светлой ностальгией вспоминающего прошедшие годы:

«Родился я в ту пору сенокоса,
Когда и воздух травами пропах,
И падали серебряные росы
И загорались звёздами в стогах».

Автор очень тепло, с лёгкой грустью пишет о родном крае, где родился и вырос, где всё до боли знакомо и зримо стоит в памяти, отпечатавшись навсегда. Это его малая родина, – привольные кубанские степи вокруг Белой Глины, частица великой России. Большой любовью продиктованы строки автора, обращённые к родной земле:

«В полдневный зной, воробышки в пыли.
Усы вьюнков, ползущие упрямо.
Таким запомнился мне мир  родной земли,
Где в первый раз сказал я слово «мама»!

Чувства автора переливаются через край, заставляя сопереживать читателя, зримо видеть то, что видит он сам. В этом и заключается мастерство стихотворца, средствами поэтического слова, умело вызывающего у читателей ответные чувства и эмоции.
Настраивают на размышления о жизни философские зарисовки автора. Аллегорическое стихотворение «Осеннее…» погружает вдумчивого читателя в мир человеческой судьбы, по сути сходной с жизнью всего на земле; того же клёна, «отрешённо» роняющего листья на «жёлтый песок». Ностальгические нотки грусти звучат в этом произведении, повествующем о бренности земного существования. Однако, высокий накал поэтического осмысления действительности не даёт автору скатиться до элементарного пессимизма. Настраивает его на возвышенный лад.
Бодро, не смотря на всё ту же тематику осеннего отмирания природы, звучит стихотворение «Зябнет небо». Остроумна и поучительна перекличка с библейской притчей о талантах в стихотворении «Философское», где лирический герой слышит некий голос, упрекающий его в «закопанном в землю таланте». Герой, в буквальном смысле, берёт лопату и начинает искать во дворе зарытый талант. И вот итог его поисков, назидательно прозвучавший в заключительных строках:

«Но вытирая пот
И глядя в небо,
Я искренне и с радостью сказал:
– Бог с ним, с талантом,
Был он или не был,
А огород я, всё-таки,
Вскопал!!!»

Несколько стихотворений обращено к внучке, и это не просто банальные посвящения, а очень образная добротно сделанная лирика.
Но, к сожалению, помимо замечательных стихов, точных и ёмких образов, удачных, запоминающихся строф и строк, в сборнике есть и некоторые недоработки. Особенно в первом разделе гражданской лирики, который, по-моему, можно было бы значительно сократить, оставив самые лучшие произведения. К ним, я думаю, можно отнести «Имя твоё неизвестно…», запомнившееся строками: «Они такие выстрадали муки, что с них иконы стоило б писать!» – речь идёт о ветеранах Великой Отечественной. Из этого же ряда стихотворение «Уходят ветераны». Потрясает неприкрытой правдой жизни и человеческой жестокостью яркая сюжетная зарисовка «В борьбе за жизнь, не за награду…», о брошенном зимой на улице маленьком ребёнке, ползущем к светящимся окнам, как бы повторяя подвиг Маресьева.
Из неудачных стихов этого раздела можно отметить «О добре и зле», в котором некто «гвозди били в Христа на кресте». Заметьте, в самого Спасителя, а не в руки и ноги. Также – «Жизнь бросает с размаха в дрожь!» со строкой «А трамвай – БТР везёт», из которой не понятно, кто что везёт и самое главное – зачем? Грешат словесными штампами и недоработками стихотворения «Странное слово», «Встреча у разъезда Меклета», «Рожденье миров», «Металлургический щенок», «Скорый поезд. Купе…» и другие.
Стихотворение «Рассказ разведчика» с эпиграфом из песни Булата Окуджавы насторожило ритмическим сходством с песней Владимира Высоцкого «Дорожная история». Помните:

«Я вышел ростом и лицом
Спасибо матери с отцом…»

У Влада Терентьева по сути – то же самое:

«А дело шло к концу войне!..
В то время жалость не в цене.
Мне командир суровый дал приказ…»

Здесь, помимо всего, в первой же строке неправильная падежная форма: «войне», когда нужно «войны». Но это явно сделано для рифмы, долго не думая, хотя следовало бы поработать.
Что касается рифм в целом, то автор иной раз использует первые попавшиеся под руку, не брезгуя такими неточными или избитыми «рифмами», как: «малым – устало», «прабабку – бабку», «звёзды – повозку», «горы – говорим», подрасти – найти», «осень – просинь», «стройными – знойного», «корчатся – кончилась» и так далее. Всё это рифмами можно назвать чисто условно.
Перегружен небольшой сборник, особенно первый раздел, словесными штампами, которые уже тысячу раз мелькали в чужих стихах и намозолили всем глаза. Но автор не брезгует использовать их в своих произведениях, перегружая текст такими банальностями, как «гибельная черта», «дальние места», «закат пылающий», «белый свет», «кровавый век», «строгая тишина», «поседевший ковыль», «крылатая пехота», «земля… родная». Автор не утруждает себя поисками чего-то своего, нового и неповторимого, что отражало бы его оригинальный поэтический взгляд и запомнилось читателям.
В отдельных стихотворениях имеют место нарушение размера и сбой ритма. Порой автор употребляет такие неблагозвучные слова, как: «капленул», вместо «капнул», «покорливо», вместо «покорно», вероятно, считая это своими собственными неологизмами. Спотыкаешься при чтении на неудачных словосочетаниях: «А аргументы – вилы и топор», «И из добрых своих побуждений…»
Иногда попадаются даже такие ляпы, как в стихотворении «Комбат», где «в пропасть гвардия идёт, во мрак судьбы, вперёд ногами!» Это говорится о воздушных десантниках. Но, насколько мне известно, «вперёд ногами» выносят из дома покойника на похоронах. Правда, потом, оказывается, что комбат пожалел своих солдат (дело было в Афганистане) и вместо десанта сбросил на вражеские позиции мешки с песком, чтобы засечь огневые точки противника. Случай, конечно, неординарный, с положительной стороны характеризующий комбата, но неряшливое поэтическое решение портит всю картину. По сути, это не стихотворение, а зарифмованная проза, чем, кстати, грешат и многие другие произведения гражданского раздела. И лучше бы подобные героические сюжеты действительно отражать не в плохом, неудачном стихотворении, а в хорошем рассказе.

27 декабря 2012 г.


Рецензии