Акварельный мастер-класс

- Ну что, какую из них будем рисовать? - спрашивает Александр, ставя на стол три свои акварели, и смеётся, глядя на наши восторженно растерянные лица. Его зимние пейзажи, которые от творит в акварельной технике "а-ля прима" - совершенны. Повторить их невозможно, понимаем мы. Но он уже рассаживает нас на подготовленные заранее места в своей мастерской, в окна которой виден заснеженный казанский Кремль, показывает с чего начать и говорит, не умолкая. Много вспоминает, немного философствует, легко иронизирует.

- Я ведь рисованием случайно занялся. У меня были друзья во дворе - два брата. Отец решил отдать их в художественную школу. Они такие худенькие были, а я - крепкий, сбитый такой. Ну их отец и говорит мне - давай-ка и ты ходи с ними. Если чего - защитишь, а может, ещё и рисовать научишься. Ну один брат как-то сразу это дело бросил, не заладилось у него. А другой школу окончил, но дальше учиться не стал. А я вот решил после школы на архитектурный факультет попробовать поступить - интересно мне стало, что это такое.

- Мы, когда институт закончили, несколько человек что-то вроде архитектурной мастерской организовали. Всегда все делали вместе: эскизы и воплощение. Заканчивалась основная работа – все съезжались в мастерскую. Она одной из первых была в Казани. Сняли квартиру. Обязанности между собой распределили. Один я ничего не делал. У меня было привилегированное положение - моя жена нам пищу готовила. Остальные были ещё не женаты. Ну, конечно, иногда меня всё же посылали в магазин за продуктами. Но, в основном, я законно отдыхал.

- Я вот тут на выставке одной был в Москве. Ну и разговорился с одним из организаторов, стоя у картины какого-то художника - что, да как. Кто таков, как творческий путь складывался. Да, говорит, образования у него нет. Он заборы красил, вообще-то, и выпить любил. А увидел его один из наших нечаянно. Стоял рядом - смотрит, человек рисует на заборе малярной кистью. Нарисует голову лошади и закрасит, потом - всадника - опять закрасит. Так забор и выкрасил весь. Ну и предложили ему "контракт" - поселиться на чьей-то даче, а бумага, кисти, краски, выпивка --  в обмен на его картины... Та картина, у которой я стоял, сейчас порядка 25 т. долларов стоит. Ну он-то сам уже умер, конечно.

Пока наши акварели сохнут, пьём чай и смотрим последние работы Александра этого лета - акварели архитектуры, сделанные на ежегодном пленэре российских художников в Сербии.

- С удовольствием пишу архитектуру. Я вообще люблю всё красивое: красивый пейзаж, красивое женское тело, восходы, закаты, цветы. Как только увижу красивое место или какой-нибудь красивый сюжет, так сразу мне надо его -- на бумагу. Поэтому и пишу акварелью, только она может быстро, мгновенно, передать вспыхнувшую эмоцию, как джаз. Правда, когда-то решил попробовать всё же писать маслом. Холст взял большой - и ещё сразу несколько заготовил. Думаю, сразу серию сделаю. И написал, как привык... как акварелью - масло накладывал тонким прозрачным слоем, используя много растворителя. Показал нашим корифеям. Они руками замахали - да ты что, кто так пишет, да это профанация и прочая ересь. Ну я и отступился. Не стал больше маслом писать. Теперь немного жалею.

Прощаясь со мной, Александр опять говорит о своей готовящейся выставке в Петербурге, как и в прошлый раз.
И о том, что уж в этот раз ничто ему не помешает приехать.
В это время зазвонил его мобильник.
- В Оренбурге? Когда?...


Рецензии