Жертвенность и жертвоприношение

Отношение к жертвоприношению сегодня является критерием цивилизованности того или иного общества. По этому критерию язычники – дикари, поскольку периодически приносили своим божествам человеческие жертвы. Христианство, а вместе с ним все авраамические религии – это Откровения истинного Бога, устанавливающие запрет на человеческие жертвоприношения. Но это ли нам надо обсуждать при оценке жертвоприношения?
Попробуем выяснить, всегда ли были жертвоприношения?

                МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
          Оказывается, нет. Например, в золотом веке, когда народ жил в изобилии и вечном мире, не знал рабства, сословных неравенств и собственности. Упоминаний о жертвах и жертвоприношениях нет. Правда, Царём золотого века был «жуткий каннибал» Кронос  – Сатурн (по мифологии, зная, что он будет свергнут своими детьми, Кронос поедал их сразу после рождения), но такая характеристика пусть остаётся на совести греков.
 
В правление «совершенномудрого» Зевса (правителя серебряного века - предвестника современной западной цивилизации) жертвоприношения совершались по всякому поводу, от просьбы попутного ветра в многодневной прогулке под парусом до выражения покорности, благодарности и умилостивлении Бога. Подчёркивают, что Божеству приносятся только дары, обладающие реальной или символической ценностью для жертвующего, в том числе заклание животных (иногда людей)….
Чем не установление принципов меновой торговли: “ты мне, я – тебе”, - торговли, которая в будущем станет основой любых отношений, где всё продаётся и всё покупается, в том числе и сами деньги?

                БИБЛИЯ.
          По Библейскому словарю жертвы стали приноситься немедленно после изгнания человека из рая. Вспомните Каина и Авеля. Когда грех порвал связь между Богом и человеком, и прежнее общение заменилось отчужденностью, соединенною со страхом, то человек почувствовал потребность отделять от своего имущества самое лучшее для приношения Божеству, чтобы таким способом вновь получить доступ к оскорбленному его грехом Величию, или чтобы выразить Ему свою благодарность за полученную помощь [1].

В Библии не упоминается о жертвоприношениях, совершаемых Адамом. Нет также упоминаний о том, чтобы Бог требовал от Адама жертвоприношений и после изгнания из рая. Это целиком инициатива Каина и Авеля. Знаменательно, что после убийства Авеля, Бог, хотя и проклинает Каина, но предупреждает: убившие его будут отомщены всемеро (Быт. 4: 15). То есть сразу же, после проявления у людей невиданных доселе безнравственных качеств зависти и безмерной злобы,  последовал Божественный запрет на убийство людей! Запрет вторично был оглашен в послепотопном Завете с Ноем: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу от всякого (Быт. 9:5)…
Странно, но почему-то люди восприняли это как установление обычая: «кровь за кровь», «око за око».
 
                Интересно изображение Бога на этом временном отрезке Библии. Бог не единожды кается в содеянном. «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил (…) ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6: 7).
 
А когда после потопа Ной устроил жертвенник во всесожжение чистых из всякого скота и птиц, то «обонял Господь приятное благоуханье <это от жженого-то мяса и костей с перьями?>, и сказал Господь в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека (…) и не буду поражать всего живущего, как я сделал» (Быт. 8: 21).
 
Но в «Апокалипсисе» Бог, представившись «Аминем»: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия…» (Откр. 3: 14), - показал автору «Откровения …» как будет уничтожаться в будущем человечество, всё, кроме избранных: «…запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр. 7: 4).
 
Далее в Библии помещаются уже требования от имени Бога (видимо понравилось «приятное благоухание»): «… и пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками» (Исх. 23: 15). Или вот такое: На 14 день первого месяца должен быть заколот агнец (от овец или коз) и кровью помазаны перекладины в домах, где будут есть его. Это установление праздника Пасхи (Исх. 12:1;14).

                Символика жертвоприношения в Библии устанавливается следующей [1]:
          - в крови приносилась Богу жизнь души; кропление кровью символизировало искупление, омытие греха и помилование грешника, <но почему кровью другого и безвинного?>;
          - огонь на жертвеннике символизировал Бога, как живую силу, Который не терпит ничего нечистого в Своём присутствии. Сгоравшая в огне жертва символизировала полное предание Богу души, которая переходит от смерти в жизнь;
          - при жертвоприношении плодов не должно быть меда и закваски: первый не подходил к святости и чистоте жертвы, последняя обозначала, что всё нечистое и плотское не устоит перед Богом < очень зыбкая аргументация! У нас говорят: «Одной пчеле (только ей) Бог сроду открыл науку. Пчела Божья угодница (доставляет воск на свечи)>;
          - елей при хлебных жертвах понимают как символ Святого Духа;
          - курение обозначает молитвы праведников <а у нас Минздрав зачем-то предупреждает! >;
          - соль – твердый союз с Иеговою и её сохраняющие свойства.

Интересные наблюдения.
 
а) В словах завета (Исх. 19: 3-6) и в десяти заповедях не говорится ни слова относительно жертвоприношений. Но комментаторы «учат»: «Всё жертвенное служение было прообразом Евангелия, пронизывавшим всю жизнь общества того времени» [1]. <Именно так хотят они видеть суть Благой вести>.

б) После распятия Христа христианам полагается приносить Господу не жертву за грех и вину, ибо таковую они НАВЕКИ ИМЕЮТ ВО ХРИСТЕ, а лишь жертвы всесожжения, хваления, хлебные жертвы и курение [1] <выделено нами>.

в) «В законе (Лев.) было поставлено, что если кто-нибудь из-за бедности вынужден был продать своё имение, то ближайший родственник имел право выкупить его у нового владельца. (…) Закон Моисея вменял в обязанность близкому родственнику, как мстителю за кровь, убивать того, кто являлся убийцей родственника (Чис. 35:12, 19). Подобно тому, как дети причастны плоти и крови, то и сын Божий, наш Искупитель, также воспринял на Себя обязанность, чтобы Своею смертью УНИЧТОЖИТЬ убийцу наших душ – дьявола, и ВЫКУПИТЬ потерянное для нас небесное наследие (Евр. 2:14; 9: 12)» [1].
                Здесь непонятно следующее:
          - по Библии дьявол – главный из злых духов – как и всё, что сотворено Богом, может назвать Творца Отцом, но Спаситель, как Второе Лицо Троицы, тоже является Творцом; поэтому трудно понять, как трактовать закон Моисея, по отношению к кому Творец является более близким родственником, к дьяволу или людям;
          -  Христос отменил закон «око за око», почему люди приписывают Ему стремление УНИЧТОЖИТЬ?
          - Хозяин Небесного Царства ВЫКУПАЕТ его у дьявола, который никогда не был его собственником;

Такой трактовкой, создаётся «доктрина искупления», где уравниваются возможности Христа и дьявола. И слова дьявола: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её» (Лук. 4: 6) вроде бы подтверждают эту доктрину. Но кто передал власть? В Евангелие умалчивается. В Коране это поясняется: «Иблис заставил их признать правдой его мысль, и они последовали за ним, кроме немногих верующих в Бога» (сура 34: 19). <То есть власть на земле передана дьяволу людьми, уклонившимися от воли Божьей>.

г) В (Лев. 17: 11) говорится о том, что Бог назначил израильскому народу кровь жертвенного животного, как средство примирения. Но в (Евр. 10: 4) опровергается: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожила грех».

д) Иоанн Креститель называет себя гласом, вопиющим в пустыне. Кажется, что последний пророк Ветхого завета назвал себя так и потому, что к пророкам никогда, и никто при жизни не прислушивался, в том числе и по поводу жертвоприношений. А ведь пророки заявляли, что все жертвы суть мерзость перед Богом:
          -  Жертва нечестивых – мерзость, особенно когда с лукавством приносят её (Прит. 21: 27);
          - Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне (Иер. 6: 20; Ам. 5: 22; Мих. 6: 6);
          - Ибо я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений (Ос. 6: 6);
          - Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мат. 9: 13 и дал.).

Ну и, наконец, в расшифровках Декалога, данных Моисею, есть прямое указание: «Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и прекращают дело правых».
 
Как после этого воспринимать наши жертвоприношения? Как некоторую надежду, что Всевышний закроет глаза на наши вытворения, так что ли? Совершил человек зло, а затем принёс очищающую жертву и всё, совесть спокойна? Но сказано: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф. 12: 13). 

                КОРАН
          Коран утверждает, что никому не дано нести на себе чужие грехи (сура 29: 11; 17: 14-16), отрицая новозаветное: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грех мира» (Иоан. 1: 29). Этим косвенно подтверждается сура 4: 157: «… а они не убили его и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом, в сомнении о нём; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. Они не убивали его, наверное, нет, Аллах вознёс его к Себе: ведь Аллах велик, мудр!»
«Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша» (сура 22: 38). Кстати при описании сцены готовности Авраама принести в жертву своего сына Исаака, запутавшийся барашек в кустах не упоминается (сура 37: 101-105).
<Сцена, конечно, хороша! Мол, проверка. Но, интересно, на «ЧТО»? В Коране она названа испытанием на «добродеющих»!? Хорошо же «доброе дело»! >

                ЭЗОТЕРИКИ, РЕРИХИ
          По эзотерическому словарю [2]:
          - закон жертвы – основной закон и главный принцип развития жизни в Космическом мироздании. Начиная с жертвы Логоса, Создателя нашей солнечной системы, этот закон действует на всех планах, через процесс нисхождения от непроявленного состояния Вселенной к проявленному. Таким образом, согласно христианской интерпретации: Слово должно стать плотью;
          - жертва есть власть. Власть есть возможность. Значит каждая жертва, прежде всего возможность. Пора оставить лицемерие, будто жертва есть лишение.
«Испитие яда или распятие являются непременным условием движения вверх. Как бы производится расчёт с низшей материей. Так научаемся летать, оставляя внизу тяжелую обувь» (Агни Йога, Сердце: 487)
< И в то же время опять [2]>:
          - закон жертвы не предусматривает такого порядка, чтобы свои ступени Эволюции можно было пройти на плечах другого.
<Вот уж поистине наимудрейший ответ, как в старом советском мультике о Буратино: «Либо пациент жив, либо пациент мёртв!» >

                ПРЕДИКТОР СССР [3]
          Если Бог – Бог на небе и Бог на земле – властен и волен прощать грехи кому пожелает, то для чего жертвы? Кому в жертву умилостивления Он предопределил Христа, чтобы выкупить погрязшее в грехах человечество?
Богу? – но «Он предначертал для самого Себя милость» (сура 6: 12);
Людям? – но они тварь его, праведные и неправедные;
Сатане? – но он тоже тварь и не ему выторговывать души у Вседержителя. Кроме того, по кораническому учению, Сатана не хозяин геенны, а сам – её будущий обитатель; стражами же геенны являются 19 ангелов, вполне праведных.

В христианском богословии есть стремление отождествить Христа, названного «агнцем», с Авраамовым барашком, заменившим собою на костре его сына. Хороша аналогия с запутавшимся барашком! Допустимо ли унижать посланника Всевышнего (а по Библии Второе Лицо Всевышнего) до барана в сознании людей?
 
При этом слово «распятие» утратило в современной цивилизации смысл страшной мучительной казни, но пробрело смысл «ювелирное изделие», «предмет декоративно-прикладного искусства», «церковная утварь»

Если церковь настаивает на доктрине искупления, то мы вправе ожидать, что цивилизация, чьи грехи «искуплены» заранее и чья культура основана на Библии, будет более добродетельной, чем цивилизации, выросшие из Вед, буддизма, Корана.

Но до-Колумбовские цивилизации Америки были стерты с лица земли «искупленными». Потом туда «искупленные» навезли из Африки негров и обращались с ними хуже скотов. На аборигенов Австралии охотились как на кенгуру. Крестовые походы, три мировых войны (считая от Бонапарта) выплеснулись из центра цивилизации «искупленных».
 
Доктрина искупления взывает к человеческой гордыне; Бог нас так любит, что, несмотря на всю нашу греховность, злодейства, злочестие, позволил нам убить Праведника и тем искупить грехи свои перед ним.
 
Доктрина искупления кодирует подсознание на непротивление злу насилием. «Приидите… сшествуем Ему, и срапнёмся и умертвимся Его ради … « (1 стихира хвалитных Страстного понедельника, в частности, именно это и делает). 
Но «отклоняй зло тем, что лучше» (сура 23: 98) значительно сильнее [3].
<Или поступай со злом по справедливости!>.

                МЕНЯЙЛОВ А. [4]
          «Дело в том, что для того, чтобы наследовать жизнь вечную, надо стать убийцей Христа – непременно. Таков смысл библейского учения о заместительной жертве Создателя, чувствующего ответственность даже за отступивших от Него созданий. Грех (неврозы, последствие преступлений) наследуется и подкрепляется повторением уже совершённых предками преступлений, а порою даже новых. Всякий грех, в конечном счёте, это убийство; воздаяние должно быть адекватно, а это – смертный приговор; выжить же грешнику возможно лишь через покаяние. «Покаяние» - это не только осознание греховности на уровне интеллекта, не только желание-эмоция оставить грех отныне и навсегда, но и следование по пути, позволяющему очиститься от власти прошлых грехов. Грех существует не сам по себе, а только как паразит на бионосителе – стряхнуть в никуда его невозможно. Устройство Вселенной таково, что грех может перетечь на другой носитель, в конечном счёте, на безгрешный. А это только Творец. Понятно, что именно из-за особого способа существования греха (паразитизм на пока ещё живом), вместе с грехом уничтожается Творец – но один за всех. Это великое Тайное Знание» [4].
<Тайное знание о том, что Творец тоже может стать греховным, что Творец – больной педикулёзом?  Так что ли? … Оставим это без комментариев!> 
                *  *  *
Мы специально привели ряд полярных мнений небезызвестных авторов и текстов. И вроде бы победа в этом споре о жертве на нашей стороне, на стороне противников жертвоприношения. Но! … Какие бы факты и цитаты мы здесь не приводили, наши оппоненты абсолютно уверены, спокойны и непоколебимы. Потому, что их позицию (по Библии) защищает Сам Бог.
 
Здесь мы должны отдать должное, и склонить в «глубоком почтении» голову перед создателями Библии, сумевшими соединить в слове ЖЕРТВА такие понятия как: лучшую часть огородного или садового урожая, годовалых первенцев некоторых жвачных животных и Самого Спасителя. Совместили в единое целое и жертвоприношение, и жертвенность, и самопожертвование. «Честь» им и «хвала» за это! А нам вечный, не проходящий стыд!
 
Стыд потому, что это видимая любым «не вооруженным глазом» разница нами просто не воспринимается. А слова: жертвоприношение, жертвенность и самопожертвование являются для нас синонимами.

Получается, что за ради себя любимого, совершившего «случайно» неблаговидный проступок, эгоист готов принести любые искупительные жертвы, даже жизнь отдать, правда, с одним «ма-а-а-хоньким» уточнением - не свою. Мы ещё не должны забывать и такое предназначение жертвы как попытка повлиять на волю (точнее ограничить её) высших духовных сил или даже Самого Бога.
 
Так вот этот эгоист (слабо сказано) приравнивается к альтруисту, готовому всегда оказать помощь даже самопожертвованием.
   
ЖЕРТВЕННОСТЬ и ЖЕРТВА – это антиподы. Жертвенность – это врожденные качества Адама, человека из рая. А жертва и жертвоприношение – это меновый способ въехать на чужом горбу в рай. Это их принцип, всё считать: «…Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? … И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность?» (Лук. 6: 32, 33).
 
В русском языке одним из великих словосочетаний является фраза «ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ». Библейская же традиция соединила понятия Крест и жертву в Крест распятия.
Индрис Шах в книге «Суфизм» пишет: «Мы обладаем сущностью креста, а христиане всего лишь распятием» [5].
Эти слова заставляют глубоко задуматься!...

Литература.
Библия. Книги священного писания: Ветхого и Нового завета. - М.: Российское библейское общество. 2002. – 1371с. 
Коран. Пер. с араб. Акад. И. Ю. Крачковского. – М. СП ИКПА. 1990. – 512с.
1. Библейский словарь/энциклопедический словарь. Составил Э.Нюстрем. Изд. «Библия для всех». Санкт-Петербург. 2004.
2. Эзотерический словарь. В 2-х т. – М.: Русский Духовный Центр, 1993.
3. «Мастер и Маргарита»: гимн демонизму? Либо Евангелие беззаветной веры. Внутренний предиктор СССР, С.Петербург, 2001г. Вопросы митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну и иерархии Русской православной церкви. Внутренний предиктор СССР, С.Петербург, 1999г.
4. Меняйлов А.А. Понтий Пилит: психоанализ не того убийства.- М.: Кудиц-образ, 2002. – 640с.; Меняйлов А.А. Теория стаи: Психоанализ Великой Борьбы. Катарсис-2. – 2-е изд., стереотипное. М.: Крафт+, 2004. – 576с.
5. Индрис Шах. Суфизм. - М.: «Клышников, Комаров и Ко», 1994.


Рецензии
Очень интересные исследования.
С теплом Г.Ю.

Галина Семёнова   03.04.2013 10:34     Заявить о нарушении