Урок от мичмана Кузнецова

Есть остров в Балтийском море, Кронштадтом называется. Моя жизнь была связана с ним всего полгода и было это в 1986-87 годах. То были первые мои шаги во флотской службе. Да простят меня кронштадтцы, но мне совсем... не понравился ваш город.

Могу пояснить и причины. Будь я гражданским человеком, все могло бы сложиться совершенно иначе. У меня есть знакомые ровесницы, обучавшиеся там по специальности швеи и до сих пор сохранившие о Кронштадте самые светлые впечатления. Обо мне такого не скажешь. И дело даже не в том, что та зима для меня, почти коренного крымчанина, выдалась лютой, а обилие красного кирпича на душу оказывало какое-то давящее впечатление. Думаю причина в ином.

Ну кто я такой тогда был? Вчерашний призывник, попавший в муравейник, кишащий военными. В смысле, на военную базу. На остров тогда можно было попасть только по специальным пропускам и цивильных особ, как мне казалось, там было меньше. На улицу трудно выйти и надо почти постоянно держать руку около козырька, отдавая честь всякому встречному. Разве это жизнь?! Вокруг шныряют патрули, а у тебя нет даже лычки на погоне и перед каждым ты должник. По-моему, человек в матросской форме в Кронштадте - это самое затурканное существо.

Честное слово, я не помню ничего в этом городе кроме нашей казармы в в/ч 90484, да подсобного хозяйства на окраине. Здание знатное! Говорят построено было еще по приказу Петра-I и даже гранитные ступеньки были стерты от многовековой матросской беготни. Народу было на четырех этажах человек 700! И называлось все это вавилонское столпотворение "учебка ракетчиков". Через стенку, если память не изменяет, была учебка подводников примерно с такой же плотностью населения на квадратный метр. По-моему, в американских тюрьмах зэкам намного комфортней.

Ах, да! В музее еще бывал, где показывали торпедный аппарат с подводной лодки "Пантера", потопившей какой-то немецкий корабль в Первую Мировую. Все остальное как во сне, обрывками, будто не из моей жизни. Пару раз в увольнительных бывал и то, как партизан на задании: вертишь головой, дабы невольно субординации перед кем не нарушить. Какое тут может быть изучение достопримечательностей?

Постоянно какая-то строевая муштра, занятия, наряды и все это в совокупности с зимней непогодой создавало во мне стойкую неприязнь к военной службе, которой я еще год-два назад собирался отдать всю свою жизнь. Хотел, видите ли, поступить в военное училище! Ожидал я физических перегрузок, бессонных ночей, суровых командиров, но не... дурдома. Давала, все-таки, о себе знать романтика советских кинофильмов. В кино все по уставу:

- Товарищ матрос! Вы должны сделать...

- Есть товарищ, лейтенант!

Все чинно, все разумно, все логически обоснованно. Как может быть иначе?! Армия или флот - это щит Родины и там все командиры просвещены в тактике и политически подкованы. Так я думал до поступления на службу. Все-таки полезно для меня было сначала вкусить срочной службы, а уже потом думать связывать себя с ней или нет. Не дай Бог я поступил бы сразу в военное училище - вляпался бы ка кур во щи! Снимаю шляпу перед нашим военкомом, почему-то не захотевшим посылать мои документы в Рязанское воздушно-десантное училище.

В общем, лирику можно отложить в сторону, поскольку с первых шагов начались разочарования. Еще будучи на пересыльном пункте под Ленинградом, в так называемом форте "Красная горка" или, как его окрестили между собой, "карасятнике", я столкнулся лицом к лицу с армейской (флотской?) дурью. Для переодевания в военную форму нас гнали строем как угорелых и все под бешеные выкрики мичманов:

- Быстрее, скоты! Шевели копытами, уроды! Ты, козел, с крайнего ряда... Ты, баран, с левого...

Не то, чтобы я обижался за эти самые мягкие выражения, но меня удивила бессмысленность происходящего. Зачем так? Неужели нельзя по нормальному? Сама служба так строилась, словно все было основано на бессмысленности, дабы именно отсутствием смысла привить "духам" железный порядок. Тогда-то я и услышал реплику от кого-то из старшинского состава:

- Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона!

Тезис хотя и понятный, но моя внутренность ему воспротивилась. У нас заместителем командира взвода в учебке был мичман Кузнецов. Очень душевный человек и один из немногих командиров более высшего звена, с кем нам, молодым курсантам, довелось запросто пообщаться. Незлобный и доброжелательный и непонятно каким ветром попавший в чуждую, как мне показалось, для него среду.

Особо запомнилось как мичман мог "строго" отчитывать провинившегося зеленого матроса за неисполнение какого-нибудь поручения. Кузнецов не кричал, не топал ногами и даже кровь не приливала к лицу. Станет как вкопанный, потупит очи, сфокусировав взгляд долу, в одному ему известную точку, и тихо промолвит:

- Ну? Ну? И о чем это говорит? - потом может кинуть взгляд на окружающих и продолжить - Конечно же это говорит о ненормальном размере черепа.

Тирада всегда была беззлобной и потому не обидной, а присказка о "ненормальном размере черепа" стала его визитной карточкой. Кроме антропологических особенностей черепно-мозговой коробки, мичман Кузнецов преподал и основное правило отношений нижестоящего перед вышестоящим начальником в вооруженных силах. Думаю, лет 15 к тому времени он уже прослужил и военно-бюрократический порох уже неплохо изучил. Читатель должен понять, что в армии данный вопрос приобретает большущую актуальность.

- Ребята! - по-домашнему начал беседу мичман - тут вам не "гражданка" и надо усвоить определенные правила. Подсказать? Вы не против?

- Конечно, товарищ мичман! Мы только "за"!

- Хотите знать как надо относиться к командиру, чтобы вам было проще по жизни?

- Хотим! - мы, желторотики в мешковатой форме, преданно собрались в кружок и слушаем нашего экскурсовода, наострив уши до предела и ловя каждое слово.

- Тут вам не "гражданка", а флот! Тут права качать бесполезно! Командир всегда прав!

- Как?! А если все-таки приказ тупой? - мы уже такие поручения видели не раз и потому нас особо взволновал такой оборот дела.

- Оставьте ваши "как" и "почему" в стороне! Здесь этот номер не проходит.

Мичман задрал голову и показал на потолок:

- Видите?

- Видим!

- Какого цвета потолок?

- Белого!

- Так вот, когда подойдет командир и скажет: "Этот потолок черного цвета", то ему надо ответить: "Есть! Так точно, потолок черного цвета!" - Кузнецов даже взял при этих словах "под козырек", желая наиболее доходчиво довести базовую армейскую истину.

Мы как-то ошарашенно перезираемся и даже не верится, что такой дебилизм так откровенно пропагандируется. Нет, наш флотский гид не шутил. Пока мы шушкались между собой, он крутил в руках фуражку примерно как герой Михаила Ульянова в фильме "Ворошиловский стрелок", когда искали его снайперскую винтовку.

Сразу я мичманский совет по достоинству не оценил. Нотация здорово смахивала на приспособленчество. Зато уже после распределения в воинскую часть в Лиепаю, многократно убеждался в его правоте. Оно ведь и на светской работе подчиненный много не подиктует  своих прав начальству, а на военное, где ты больше зависим от командования, и вообще нет смысла ввязываться в заведомо проигрышную борьбу.

Возможно потому Кузнецов и выглядел таким умиротворенным, что никогда не ввязывался в конфликты? Очень даже может быть. Честно признаюсь, сам не раз поступал по его принципу и благодаря совету не создавал себе лишних проблем. Не знаю, в мирное время следование такому наставлению тяжких последствий не сулит, а вот в военное... Боюсь, что бед оно принесет немало.

Военным я не пожелал становиться, а совет мичмана Кузнецова запомнил на всю жизнь и в некоторой степени нравоучение вполне применимо и для жизни на "гражданке". В Библии написано, что "кривое не может сделать прямым", а упрямому боссу строптивость вассала мозгов не прибавит. Не нужно шефу твое мнение? Ну так и помолчи, попридержи при себе. Конечно, инструктаж Кузнецова не тянет на некий универсум на все случаи жизни, но для предохранения от инсультов и инфарктов он точно полезен...
Моя срочная служба:
http://www.proza.ru/2013/11/15/1693 - статья "Как я впервые в журналисты угодил"
http://www.proza.ru/2012/09/03/680 - статья "Судьба наркомана"
http://www.proza.ru/2012/12/01/1080 - статья "Будни секретчика"
http://www.proza.ru/2013/01/05/65 - статья "Моя служба. Терминатор 30-й БТИ"
http://www.proza.ru/2012/12/23/1850 - статья "Моя служба. 30-я база технического имущества"


Рецензии
Я с Октября 1960 по Май 1961 учился в Учебном отряде Им. Железнякова в состав которого входила электро-механическая школа подводного плавания в г. Кронштадте. Как военкор сотрудничал в газете СТРАЖ БАЛТИКИ - писал стихи и заметки.
Дальнейшую службу проходил в 9-ой эскадре подводных лодок Северного флота.
По прошествии многих лет, я с теплотой вспоминаю флот и 4 года службы давших мне хорошую жизненную школу.
Можете заглянуть на мою страницу - там много на флотскую тему.

Михаил Ганкин   21.01.2022 19:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.