Дипломы- они ведь разные..

..или - "Мой Измаил"..

Образования у сторожа школьного – три класса.
Куда ему больше.
Или наоборот – откуда – он в войну учится должен был.
Не довелось.
Учиться.
В школе не довелось.
Но жизнь – свои университеты преподносит так, что отлынивать не удаётся.
И зачёты и экзамены сдавать – не пересдавать.
И дипломы она не выдаёт.
 
Часто с ним сталкивался – рано в школу прибегая.
Ну не знаю, как вы – а я всегда делю людей на два вида.
Те, кто – давал в школе списывать домашнюю работу или контрольную.
И те, кто не давал.
Я?
К каким я себя отнёс бы?
Да смело скажу – к тем…...кто списывал!

Чуть попозжей меня, как культурные. ну, как полагается подтягивались в школу девчонки наши.
Ну из тех кому добираться далековатенько было.
Как раз из тех - кого на всю жизнь запоминаешь.
От того - что -свои они.
от того, что вроде ничего такого - но чувствуешь, что за них - хоть в парке..
да что там в парке!
Да хоть на белявщине окраинской или в альбрехтовах - готов вступится сразу.
С ходу.
Влёт.
Без определения последствий.
Свои - не просто "Тома - дай списать!"
И не просто "Иришка - физику решала?!"
И не так чтобы совсем уж - "Таня, Альбинка - а пошли в кино!"

Ай. Кто понял - понял, кто нет - не росли вы с нами!
И не учились...


Так вот.
Утро.
Холод.
От дома до школы 800 метров.
(Потом это у меня, на всю жизнь, станет любимой дистанцией бега)

Добегаю до школы, не замёрзнув (Секунд сто пятьдесят всего и нужно мне).
Двери ещё закрыты.
Вокруг крыльца снег уже убран, дорожки расчищены.
Кое-где, правда, большущие проплешины льда не отколотого от асфальта.
Дверь изнутри на лопату закрыта.
С другой стороны от крыльца – окно в туалет для мальчишек.
Наполовину приоткрыто.
Проветривается.
Накуривают, видать много.
Оглядевшись понимаю, что я и не стуча – не ожидая когда сторож двери откроет – смогу  запрыгнуть в окно.
Оно хоть и высоко расположено, но  метрах в трёх перед ним на кустах уже накидан сугроб.
У меня уже класс 7-й вроде.
Я Историю читал.
Там Суворов учил солдат, перед штурмом Измаила – забегать на такой же холм, как и город опоясывавший.
А потом они легко штурмом взяли укрепления.
 
Ну, я, конечно не Суворов, да и  окно – не так высоко, как крепостные стены.
Подпрыгнув несколько раз и открыв пошире створку я с разгона взбегаю на сугроб и прыгаю к окну.
Портфель за спиной только пнул меня при приземлении на подоконник, но я уже ухватился крепко.
В туалете отряхнулся чуток и как партизан, стараясь не шуметь поднялся к классу химии.
Уселся в уголке, открыл учебник и почитываю, перелистываю.
Дома не до этого было совсем – в хоккей играть интереснее!
И вдруг. Поднимая голову оцепеневаю.
Напротив меня возвышается сторож.
Огромные валенки, кожух, шапка ушанка времён партизанских.
И ЛОМ В РУКЕ!
 
Я ни здрасте, ни ой вякнуть сидя на портфеле не могу.
А он приглядывается и кивает головой.
- Ну чё?  Бегать умеешь?
Я пробелzл барашком – Ага.
- И прыгать научился?
Киваю молча, а сам думаю – как же он на третьем этаже меня услышал увидел?
Я ж мышкой по лестницам поднимался!
И окно не скрипело и двери я придержал, из туалета выходя.
- Ну, бегать – прыгать не самое главное внучок!
И пошел, чуть шаркая валенками к лестнице.

Я недоумеваю – как раньше не услыхал, что он  подходит.
Но решаюсь спросить – А ЧТО ГЛАВНОЕ, РЫГОРОВИЧ?
Он поворачивается, подмигивает мне и показывает…
Показывает КАК НАДО ХОДИТЬ!
Тихо - тихо проходит несколько метров, наступая на внешнюю часть стопы ног вдоль стыков досок половых.

А потом громко гаркает так, что эхо по пустым коридорам, лестницам да этажам школы – долго гуляет-повторяет:
- СЛЕДОВ НЕ ОСТАВЛЯТЬ!
 
Рыгорович.
Три класса образования.
Три года в партизанском отряде.
Но – Академик по жизни, без всяких дипломов.

И мне ведь – на всю жизнь наука.
Измаил ты можешь и не взять.
Но даже если ты свой Измаил – взял, следов не оставляй.
Не Суворов ты поди ж.
Итишь…


Рецензии