Выйду замуж за богатого, из цикла Наши кхмерские с

                Полине Давыдовой
                19.09.2011         
              В небольшом домике на сваях* жили мать с дочкой да собака с кошкой.   Дома было чисто и уютно. Байча* готовилась с вкусной подливкой.  Кошку боялись мыши; собаку –соседи. Только девочка Лина никого не боялась и,  вдобавок, была страшная лентяйка.
              Целыми днями раскачивалась в гамаке и поглядывала, как работают другие….  На ровной площадке под домом стоял ткацкий станок, на котором  мать Лины ткала шёлк и  меняла  его на еду, на пряжу, из которой снова ткала шёлк.  Всю работу  по дому, рисовому полю она тоже делала сама.  Бывало попросит  дочку о помощи,  объясняет ей, что в жизни надо уметь  делать многое: и еду приготовить, и одежду постирать, и деньги   заработать…  А у Лины  один на всё ответ: « А мне ничего уметь  не надо; я выйду замуж за богатого!», вот и весь разговор.
            « Лина, Лина, богатых  меньше, чем бедняков, на всех невест   их   не хватит.  Лучше помогай мне потихонечку, так и научишся  всему.  Как ты семью заведёшь, тебе причесаться - то лень?   Дети твои тоже ведь грязными и нечесаными будут,  на рынке   много таких  милостыню просит…»   Однако, девушка заладила   своё: «А мне и не нужно ничего уметь, вот выйду замуж за  богатого….»               
             Однажды такой разговор услышал принц,  который проезжал со своим слугой мимо. Всю дорогу до дома принцц смеялся над такими речами, а слуга молчал. Принц заметил это и спросил: « А не влюбился – ли ты, Витят, в эту девушку?!»  Слуга вздохнул и склонил  голову…. Принца тут же осенила забавная мысль, и он сказал: « Бери мой сомпот*, мои сандалии,   моего коня; вот тебе пять  золотых монет, возвращайся в деревню и 
женись на ней, если хочешь. Вези её домой очень длинной дорогой, сроку тебе даю десять дней, если за это время  ты научишь её всему,чему не могла научить родная мать, я   дам тебе землю и велю построить для тебя и твоей жены  просторный дом. Если не научишь, будете всю жизнь  прислуживать мне за еду да  кров  над  головой.  Но знай, когда  вернётесь, устрою ей  настоящее испытание!» - с этими словами принц, который уже успел скинуть с себя драгоценный сомпот и обвязаться обыкновенной кромой*, швырнул   на землю 5 золотых монет и ускакал на коне слуги, оставив ему своего...     А Витят подобрал золотые, переоделся , развернул коня  и поскакал в деревню, где качалась в гамаке Лина.      По пути он заехал в ват* и пригласил с собой  монахов,  чтобы было кому совершить свадебный обряд.
             Мать Лины и соседи, и, даже кошка с собакой, все  очень удивились, что такой красивый  и   богатый юноша приехал за  ней.  Витят уплатил положенный   в этих краях  выкуп за невесту, монахи, как положено по кхмерским законам, поженили Втята с Линой.  Деревня праздновала  э пиа пик пиа* три дня, и молодые отбыли в город,  откуда  Витят был родом, и где посмеиваясь поджидал его принц.   Лина  же полюбила мужа всем сердцем и очень боялась его огорчить. Конечно, дома, где у него куча слуг,  ей это не грозило, но, как быть в дороге, ведь муж захочет  есть и пить;а  может быть, он захочет, чтобы жена   постирала его одежду….               
             В день отъезда, когда было ещё темно,  Лина  выскользнула из комнаты мужа, крадучись пробралась на  террасу  и шёпотом разбудила мать: «Мама, мама, просыпайся!  Что мне делать? Как мне добраться до города, чтобы муж не прогнал меня?»  Попрекать дочку было бесполезно, и бедная женщина стала собирать её в дорогу: « Это пряности, которые придают вкус пище, без них еда не будет вкусной;  это  мичурль * и омбо*, вдруг порвётся что – либо из одежды;  вот бальзам, я много раз лечила тебя им;  вот сухие креветки, а вот и анко*, здесь ровно на неделю пути – твой муж сказал, что через неделю вы доберетесь до места. Давай помолемся Будде и духам нашего очага, и духам леса, чтобы все они помогли тебе и твоему мужу благополучно добраться до города. Так они и сделали, потом               
уложили необходимое в седельные сумки.  Лина сама накормила и напоила коня,  подала  бону*  приготовленный матерью завтрак.
             Витят усадил жену  впереди себя и легко хлопнул коня, тот тронулся….  К одиннадцати часам  они проголодались, в это время кхмерам положено есть рис, конь тоже знает, что в это время положено есть, и конь остановился.  Бон велел своей  пропун сралайн*  развести огонь,  пока он сам  прилаживал силки и приманивал диких петухов.  Лина  в мыслях поблагодарила маму, которая  среди прочих вещей, положила ей небольшой  комбат*, с помощью которого она быстро нарезала сухого бамбука и развела огонь.  К этому времени  бон изловил петуха;  его молодая жена неумело ощипала птицу, разделала её на кусочки, посолила,  посыпала пряностями и нанизав на тонкие прутики, устроила над огнём так, как тысячи раз делала это её мать. Всё время Лина  умоляла  духов домашнего очага  помочь ей,  всё время  она очень сожалела, что  хоть немного не слушалась свою мать  и всячески старалась скрыть от бона, что делает всё это впервые.
            Так прошли ещё три и  ещё  три  дня их пути.  Оставалась
 последняя ночь, которую они могли провести в сроке*, встретившемся на пути. Лина  радовалась от предвкушения 
 не только счастливой, но и богатой жизни (когда снова можно будет ничего не делать, а только наслаждаться). Утром  она решила уже не ловить рыбу, так как риса и сушеных креветок хватало на целый день, а к вечеру, сказал бон, они  уже будут
дома.  Начинался  седьмой день пути (и последний день испытания).  Завтра их ждал принц, правда, девушка ничего об этом ещё не знала. Она даже не встревожилась поначалу,
 когда утром  не увидела рядом мужа, но он долго не возвращался, и  Лина забеспокоилась, она вышла из домика, спустилась по шаткой деревянной лестнице на площадку под домом, 
осмотрелась:  ни души;  вокруг разбросаны сломанные  вещи; нет  горшков, которые  горшечник сушил перед  домом  напротив; нет ребятишек, которые вчера до позднего вечера резвились со щенками;  нет никого….  Не сразу, но она поняла, что ночью здесь произошло  что-то очень не хорошее.  Под деревом жалобно  скулила собака.  Бона не было нигде, и пропун    сралайн  горько заплакала .  Её плач услышал.   старик, уцелевший после набега, выбрался из своего убежища  и  рассказал  Лине, что Витята вместе со всеми   другими жителями деревни увели разбойники, что  они  назначили  за  всех  большой выкуп – десять золотых монет.   Таких денег в  сроке отродясь не бывало.  Только много – много лет тому назад  одна девушка  соткала такой прекрасный    сомпот, что его купил принц здешних мест именно за  десять золотых монет, но, старик вздохнул:  всех ткачих увели разбойники, да и не было среди них такой мастерицы.
          Лина перестала плакать, попросила старика заправить основу в ткацкий станок,  а сама пошла по домам, в которых  жили ткачихи, и собрала разноцветное со сай со*.  Пока  про ча*  заканчивал свою работу, молодая женщина  выставила  перед домиком  Духов*  оставшуюся еду, остложив немного старику,  и  стала  молить  мать, и домашних духов, и Будду, и самого Великого Индру*  о помощи.  Закончив молиться,  Лина  села за ткацкий станок  и, уже ни о чём  не думая,  стала ткать.Сердце её наполнилось состраданием, любовью и надеждой...
          Остановилась она только, когда сомпот был окончен.  Ткачиха срезала шёлк со станка, завернула его в ветхую крому, которую не унесли разбойники, поблагодарила старика за помощь,  спросила у  него дорогу к месту, где живёт принц,  и без страха побежала, куда тот показал.  Солнце уже склонилось к  горе  Пень* и скоро  должно было спрятаться  за  ней вовсе. Лина  бежала, не обращая внимания на колючие ветки,голодных пиявок  и  только умоляла ядовитых змей и злых хищников   пощадить её на сегодняшний вечер. В город она вбежала, когда  у богатых домов  слуги  зажигали  факелы.  Эти слуги проводили  женщину  к дворцу,  они сразу поняли, что у  молодой женщины  серьёзное дело к принцу.
      Если вы догадались, то сам принц, его слуги переодетые    разбойниками, живой и невредимый бон Витят, все жители срока, приютившего  молодых, добрый и хитрый  про ча, а   также матери Лины  и Витята,   и даже кошка с собакой (верные её друзья)  уже      поджидали молодую пропун сралайн Лину, которую больше никто  не посмел  бы  назвать лентяйкой…

               
1.Сваи –это высокие столбы, на которых устроено кхмерское национальное 
Жилище. Сваи служат защитой от змей, диких зверей и от воды в сезон дождей
2.     Байча – блюдо из белого риса, приправленное подливкой сообразно вкуса  и денег.
3.      Сомпот- многофункциональный кусок ткани длиной до 5-ти метров; и женская
          и мужская одежда
4. Крома – набедренная повязка, в основном мужская одежда.
5. Ват – буддистский монастырь в Камбодже
6. Э пиа пик пиа – свадьба
7. Мичурль – иголка
8. Омбо – нитка
9. Анко – рис, крупа, варёный рис – бай
10. Бон- так кхмерской женщине положено обращаться к своему мужу
11. Пропун сралайн  - любимая жена, так должен муж называть свою супругу
12. Комбат – кинжал
13. Срок – деревня
14. Со сай со- шёлковое волокно, из которого ткут шёлк
15. Про ча – про – мужчина,  ча – старый (старик)
16. Домик Духов-тоже, что в России угол с иконами
17. Индра – Бог Богов, унаследованный кхмерами от индуистов
18. Пень – имя прародительницы кхмеров  бабушки Пень, в честь которой названа гора  и   столица Камбоджи


Рецензии