Мистика

   Из жизни одной семьи.
  Я хочу передать вам рассказ моего старшего брата о нескольких эпизодах из жизни одной крестьянской семьи жившей в прошлом веке.
  Семья, о которой в дальнейшем пойдёт речь, проживала в небольшой деревне, дворов так на сорок, что разбросаны вдоль дороги по  Баргузинскому тракту. Слева от деревни раскинулась живописнейшая пойма реки Итанца с заливными лугами и калтусами, на кото -
рых паслись тучные стада коров, табуны лошадей и отары овец, весь этот скот принадлежал жителям деревни.  Вокруг деревни, и чуть дальше за поймой реки разбросал свои невысокие сопки и отроги – хребет Улан – Бургасы. На пологих склонах этих отрогов – тут и там
видны пашни и поля с зерновыми посевами.
  Сразу за деревней дорога ныряла в полумрак вечной тайги, где в изобилии водились звери и птицы. Лишь изредка солнечный луч пробивался через ветви вековых сосен и лиственниц,
плотно обступавших полотно дороги с двух сторон. Езда по такой дороге сущее испытание, как для возницы,так и для транспортного средства. Болота, крутоярые хребты следующие один за другим, корни, выбоины, делали её трудно проходимой. Но круглый год поэтой
дороге шли обозы. По всей видимости, ещё в средние века её проложили кочевые племена Чингис – хана, а раньше по ней ходили дети тайги – тунгусы. Позже с приходом в Сибирь казаков Курбата Иванова и освоением богатых земель за Байкалом, сюда потянулся разного рода люд: служивый, каторжане и ссыльные. Баргузинский тракт был знаменит тем, что по нему круглый год, везли всякую всячину в таёжный край, для Баунтовских и Цыпиканский
золотоносных приисков. Обратно везли: пушнину, рыбу, золото. Для освоения ещё не обжитых земель, а также для обслуживания этой дороги здесь расселяли ссыльных.
Так строились постоялые дворы и деревни. А чтобы выжить в этих суровых условиях, жители занимались заготовкой дикоросов: собирали кедровый орех, грибы, ягоды, охотились. Позже стали вырубать лес, разрабатывать землю, сеять зерновые, разводить скот. И вот в одну из таких деревень сослали Ивана Грабежова, и от него пошёл род Грабежовых. Толи на роду так было написано, или по какой другой причине, но у него рождались одни девочки. И уже
на склоне лет, жена родила ему мальчика. Хозяин был счастлив и назвал младенца в честь Николая Чудотворца. Когда Николай вырос и женился на Фёкле Рудневой, отец
отстроил им дом в центре села. На берегу небольшой речушки, у моста, по которому проходил тракт. После коллективизации, Николай  вступил в колхоз, где и работал на разных работах. Несмотря на свою грозную фамилию, Николай слыл человеком с мягкой натурой, слабохарактерным.
  В доме всем руководила Фёкла, воспитывала детей, вела всё домашнее хозяйство и кроме этого слыла знахаркой. У Николая, как и у отца, рождались одни девочки, и только шестым родился мальчик, а следующая опять родилась девочка. Потихоньку дети подрастали, девки
выходили замуж, и с мужьями уезжали жить по другим деревням.  Сын Георгий после службы в армии и окончания водительских курсов тоже женился и уехал жить в город.
А мой старший брат женился на самой младшей из дочерей и тоже увёз её подальше. И остались старики коротать свою старость с одной из средних дочерей, которая не выходя замуж, нагуляла девочку. Будучи уже в преклонном возрасте, Фёкла Осиповна занемогла, и в скорости умерла. После её смерти, Николай Иванович стал скучать,часто сидел, уставившись в одну точку и о чём -  то размышлял, даже не обращая внимания на внучку.
  И вот однажды он говорит дочери: - «Что – то, Фёкла часто стала, снится, зовёт к себе! Я, наверное, долго непротяну – скоро умру. Ты уж будь добра, отвези меня к Марфе, немного поживу у неё, да и остальных попроведаю перед смертью.
  После отъезда отца, в доме что – то стало твориться не вообразимое! После полуночи кто – то регулярно сталходить по дому, хлопал входной дверью, порой оставлял её открытой, хотя Евдокия хорошо помнила, что ещё с вечера запирала её на засов. То ходил по кухне – передвигал посуду, брякал вёдрами. Евдокия с дочерью уже не могла спокойно спать, спали при освещении, но и это не помогало.
  Она обратилась за помощью к соседям, те посоветовали ей обратиться к знахарям, но они не помогли. А положение только усугублялось, в доме стала подниматься западня,
(крышка, в полу открывающая вход в подпол, где в сибирских сельских домах хранится картофель, соления и другие продукты) она на неё устанавливала стол, шкаф, но и это не
помогало. После этого она обратилась к батюшке; приехал, провёл обряд освящения, не помогло.
Евдокия не знала что делать, слёзно обратилась к отцу: - « Отец возвращайся быстрее домой, я не знаю что делать». На что отец ответил: « - Пока не закончу свою миссию домой
не приеду». Тогда Евдокия обратилась к шаману, после им проведённого ритуала всё успокоилось. Да и Николай Иванович уже подъезжал к дому, он гостил в соседнем селе
у Дарьи. Прожив у Дарьи несколько дней, Николай Иванович заболел и попросил её, чтобы она пригласила всех детей к себе, так как перед смертью он хотел бы сделать наказ.
Когда все дети собрались, он подозвал их к себе и обратился к ним: - «Дети! Я скоро умру! Помолчите, не перебивайте и послушайте меня! После моей смерти, схороните меня
в родном селе, рядом с Фёклой, и пусть односельчане меня помянут! Я знаю, что при жизни, вы меня недолюбливали, и поэтому после смерти, по мне не плачьте! Если станете плакать, то я встану в гробу! А в доме пусть живёт Евдокия и вы её не обижайте, иначе вам не поздоровится»!
  Проболев около недели, Николай Иванович умер, гроб  с телом на грузовой автомашине отвезли в родное село на кладбище. Как и положено по христианскому обычаю,перед погребением провели митинг и стали прощаться.
Одна из дочерей прощаясь, запричитала и заплакала, и тут поперечина под ногами, что удерживала гроб над могилой сорвалась. Гроб с телом упал в могилу и Николай Иванович встал на ноги. Воцарилась тишина, все оцепенели и только старший зять спустился в могилу, поправил гроб.
При полнейшем молчании забили крышку, опустили гроб и зарыли могилу. После этого несколько лет об этом случае старались не вспоминать. Царствие  небесное. Аминь.
08.01.2012.


Рецензии