Ковчег гоп-стоп парвеню Глава 11

        Поскольку отпуск Государь мне даровал длительный, а план по героизмам на этот год даже перевыполнен оказался, то предстала, наконец, передо мной возможность приятное с полезным совместить. Ведь Гольдберг уже полгода как по САСШ рекламную компанию развернул: "Все в авиацию!" и эта тяготеющая к технике нация повелась. Разумеется, на приобретение собственных аэропланов пока основная масса населения не тянула, но мой мудрый менеджер шанс в небо взлететь всем дал - организовал лотерею, где призами были полёты. Причем по расценкам, что я в 21-м веке припоминал. Выиграл приз на 100 баксов - хочешь деньгами бери, а хочешь - можешь полчаса полетать и так далее, за 4 часа, то есть полный бак сожжённой горючки - $800. А билетик то лотерейный всего 10 центов! Кто ж от искушения такого устоит? Хотя, если кто не желает от капризного случая зависеть, а возможности позволяют - прайс всем представлен и кэш вперёд. Так что довез нас с Мишей "Сунгари" до Аляски и, высадив в Анкоридже, почапал своими делами заниматься, а мы занялись чёсом богатеньких Буратин к их огромной радости при этом. И перелетая из штата в штат, два наших аэроплана и шума немало натворили да и суммы неслабые слизнуть смогли. Кстати, разожгли костёр страстей в груди как у немалого количества частных лиц, так и среди персон государственных. Посыпались как заказы на аэропланы, так заявки на обучение в школе авиаторов. И за пару месяцев насшибали столько гринов, что на весьма приличный нефтеперегонный заводик вместе со сборкой хватило (и даже осталось "чуть-чуть" - за хлопоты организатору). Но неугомонному Мишиному папе всё было мало. Ведь на скольких фильмах уже, про "Покорение полюса" и тому подобное, немалую денежку срубил, но никак не успокаивался. И как вычесали под гребёнку мы все Штаты, то в Нью-Йорке мудрый еврей нам заявил, а дальше мол, надлежит лететь через Атлантику. К чему у него оказывается всё уже давно готово и бензиновые станции и в Гренландии, и в Исландии, и на Форерах, нас с нетерпением ждут.

       На что только не пойдёт киноделец, чтобы очередную убойную фильму в прокат пустить! А ведь я так надеялся, что хоть до конца года от геройств отдохну. Благо, хоть лететь не в одиночку. Я Мишкин самолёт давно уже "модернизированным радиоаппаратом Попова-Марконни" оборудовал, под это обозвав детскую уоки-токи, что на десяток километров берёт. Хоть поболтать в дороге будет с кем. 
Сказать, что перелёт был лёгким нельзя, но всё же ожидать, когда тебя дурной снаряд с корабля в клочья разнесёт всё ж стрёмней. Так что когда до Лондона долетели и на Темзе у Тауэровского моста приводнились, особыми героями себя и не чувствовали. Хотя процесс посадки стрекотался уже несколькими киноаппаратами - видно у нашей Голливудской компании конкуренты в Европе завелись, и от возможности срубить бабло по лёгкому не устояли. Так что если назначат тебя в воздушные витязи - станешь! И мировая общественность в этом убедится! 
   Разумеется, в Великобритании приглашены мы оказались и в Винзорский дворец и в Парламент. Даже какие то железки с ленточками нам там с Мишей нацепили, а потом поинтересовались, не согласимся ли мы на некоторые скидочки, если у нас аэропланы Британская империя закупать пожелает. Разумеется, скидки я наобещал, но на контракт не менее тысячи аппаратов. Бриты за моё слово ухватились, но при подписании документа я такие штрафные санкции в случае расторжения вставил, что им повеситься легче будет, чем от "моторовских" У-2 отказаться, когда мы уже что поновее "изобретём". Хотя большой подлянки с моей стороны не было - аппарат для обучения лётному делу превосходный, и даже более того, но вот в истребители к Великой войне его записывать будет поздновато.

        Приятно мне было видеть, когда точно также попытались и меня в ответ развести, когда я про персидскую нефть заикнулся. И кого они объемами напугать вздумали? Двадцатый век только начинается, и углеводороды вскоре не только для примусов потребны станут - и для нашего НПЗ азиатский рынок - подарок судьбы. Бакинская нефть по железке много дороже выходила, чем персидская морем. Так что на ближайшие 10 лет и рынками сбыта самолётов и сырьём для топлива как-то шутя обеспечиться удалось. К взаимному удовольствию сторон при том.
       Перелетев Пролив во Франции мы с Мишей вообще почти национальными героями предстали. Ведь по местным газетам судя, наша авиация помогла Республике победить коварных японцев и за услугу награждались Орденами Почётного легиона. Даже Юре попросили одну штуку передать.
      А потом опять стандартный набор - не будем ли столь любезны аэропланов продать, подешевле да побольше. Ну, разумеется, будем! Придется и Ригу на трехсменку переводить, и в Дальнем филиал нехилый открывать - ведь нам еще и в Германию лететь, а кайзер наверняка  оригинальностью отличаться не станет. Ну с "союзников"- французов за их "интерес" удалось и почти лимонадную аренду на полста лет поиметь на пару-тройку местечек, где бокситы (а может и иное что?) надыбаем. Уж очень за живое прихватил тот факт, что Северный полюс без них "открыли" - и теперь они за участие в открытии Южного не скупились. Хоть и не хотелось на ерунду время тратить, но, вспомнив, что в той Африке, неподалеку от бокситов ещё и уран брать можно, пришлось самолюбие беспокойной нации потешить и согласиться. Разумеется, всё финансирование экспедиции обговаривалось за счёт страны-инициатора. Наши были только самолёты. Ну и пилоты, разумеется, среди уже обучающихся в Артуре французских курсантов таких талантов, чтоб сразу на полюс брать - не нашлось. Договорились, что представлять страну-партнёра будет профессиональный штурман - чтоб тут уж никто злословить в последствии не посмел. А пока хай судно готовят, да харча с бензином в дорогу запасают побольше, а в начале следующего года пусть в Кронштадте наши гидро... на борт заберут, и начнём очередной подвиг во славу российско-французской дружбы совершать.   
       Кстати, когда я кайзеру про планы поведал (как же было то в Германию не залететь - "Железного креста" в коллекции ведь не доставало), то расстроился человек - очень ему за державу (свою, разумеется) обидно стало. Но договор то с франками уже было не отменить, да и не имели тевтоны интересных мне колоний. Но так уж меня монарх уговаривал придумать чего-либо, что вспомнил я о наличии   пилота   эгнически-немецкого происхождения, и в его честь даже мы солнечный Оттоград основали. Тот час повелел государь новый город побратимом Берлина считать, и завалить его всяческим германским ширпотребом. А мою скромную просьбу о машинке "Зингер" (правда 100 штук), и ещё к ней 1000 всяческих металлообрабатывающих удовлетворить немедленно, беспошлинно и даже с доставкой за счет производителя. (на Даль Во!)

        Такая оперативность и с моей стороны требовала демонстрационных жестов, и тут же ушла Отто телеграмма немедленно грузить свой самолёт на грузовую платформу, и ждать его мы в Риге будем. Наш "чес" по Европе подходил к концу, и хоть здесь авиационных лотерей не устраивалось, но навариться удалось значительно круче, чем за океаном. 
Поскольку до конца моего "отпуска" было ещё более двух месяцев, время это с пользой решили на заводе "Мотор" провести, где товарищ чухонец резко карьерный рост себе обеспечил от рядового конструктора аж до директора. И пусть какая сволочь только вякнет, что царизм национальные кадры гнобил. Другое дело, что без тепличных, в условиях конкуренции, в основном-то серой массе в люди не выбиться. А так к кормушке хочется, аж до писка. Вот и сбиваются посредственности во всякие Бунды да младолатыши, как шакалы в стаи, чтоб в толпе силой себя осознавать да урывать другими созданное.
    Очень кстати появились мы с Мишей на заводе - мотор там до более-менее приемлемого уровня там уже довели, и при правильном уходе он уже не вырубался. А это значило, что мозги освобождались для освоения новых рубежей - ведь габариты портала позволяли и для Ан-2 движок протянуть, а это уже совсем другие лошадки и моща. Только такие моторы и самолёты в напичканной шпионами всех мастей Риге мы светить не станем. Пусть здешний завод ближайшее десятилетие героически набранный мной портфель заказов осваивает. Рентабельность от этого экспорта в порядки даже золотодобычу превосходит. А раз мир такое хавает, то жрачку надо давать. 
         Земля в Задвинье стоила недорого, и "Мотору" расти было куда, завод даже как и положено собственный аэродром имел, и уже открывал частную лётную школу. Всё же Калеп, как бриллиант, был многогранен. И замечать умудрялся то, что другие не видели - потому то и в бизнесе его ждала удача. Хотя это слово не совсем корректно для человека на работе прямо сгорающего. И этот жар его души и сердца весьма востребован был на вновь создаваемом дальневосточном заводе. Вот мы и разбирались, как бы здешнее налаженное дело без ущерба приемнику передать, а потом в край далёкий человека переманить. Причем, не одного, а с максимально расширенной командой, которую, чтоб здешнее производство не оголить, практически продублировать требовалось. Запросил Теодор на такую подготовку год, как раз за такой срок японцы на Дальнем успеют коробки корпусов построить, а станки из Германии доплыть, проект же, чтоб по уму всё стояло, можно было и в Риге создать.

       В другом конце города располагался вагонный завод, так же располагавший как прекрасной технической базой, так и квалифицированными кадрами. И удалось нам часть моторного производства туда перевести, технологии передав. Уж очень большие объёмы заказов, используя авиационный бум мы нахватали - даже поделясь прибылями всё равно и нам жирно оставалось.
          Столярное же производство, из реечек и ткани сами планеры склеивающее, расширить на "Моторе" было беспроблемно - мастеров-деревообработчиков в Риге хватало всегда. 
За хлопотами незаметно пролетела пара недель, пока Отто на скором поезде с конца света добирался. Приехав, тут же поволок он нас в родовое своё имение - с родителями знакомить. Расположено оно было в Курляндии, и от Риги отстояло где-то на полсотни верст. Доехав до Митавы на поезде, к месту на бричке за пару часов добраться было беспроблемно. Но вот пристало ли авиаторам в пути на кобылий хвост любоваться? И пока мельничный пруд в поместье ещё не замёрз, лететь наша троица надумала на гидросамолёте, до смерти перепугав при взлете сидевших вдоль берега Двины рыболовов, и при посадке - мирно плававших по спокойной глади запруды гусей. 
Прочие обитатели округи оказались менее пугливы, и от сбежавшей с дрекольем толпы причаливший к берегу аппарат (и нас в комплекте) спасло только то, что в пилоте крестьяне сына хозяина различить смогли. Правда, для этого ему свои знаменитые тёмные очки всё же снять пришлось, но на что только не пойдёшь жизнь спасая. Зато, разобравшись, восторженныё народ до самого крыльца на руках молодого барина донёс. Мы, правда, скромно своими ногами следовали, в полголоса рассуждая, что где-то месяцев через пять-шесть эти же люди придут хозяйский дом грабить и жечь. Такая вот она ЛЮБОВЬ ТОЛПЫ, как ветер мая.

         Предки Отто владели округой уже много веков и весьма преуспели в её благоустройстве. Хотя и владение и тем более благоустройство давалось весьма непросто, и только фамильная упертость фон Клопманов заставляла раз за разом начинать жизнь буквально с головёшек. Лихолетья, частенько прокатывавшиеся по этим землям,   не щадили ни усадьбы, ни людей. Века ещё не прошло после того как последнего "красного петуха" подарили "экспроприаторам" то ли революционные, то ли имперские наполеоновские солдаты, и только зажили на земле шрамы их "благодеяний", как новая волна "благодетелей" уже готовила спички. Причем, подзуживал национал-революционеров их соплеменник, местный олигарх - "серый барон" Жугис. Не останавливаясь ни перед чем ради обогащения, он разными путями приобрёл более 90 имений в Курляндии и Жемайтии и подбирался уже к дозволенному властью ограничению. Владельцем сотни поместий являться мог только дворянин, и этот свой недостаток за счёт фон Клопманов и решил поправить пройдоха. Под разными видами предлагая отцу Отто то усыновить свою нуворишскую харю, то отдать за него Марию-Луизу, любимую сестру мичмана. Чтоб потом кому нужно подмазав, во дворянство пролезть. При этом барон обязан был продать ему своё поместье, причём деньги предлагались немалые, но потом они, согласно хитроумному плану, быдляку же и возвращались в виде приданого невесты. А её предкам дозволялось и дальше проживать на площади зятя. Альтернативой являлся только очередной "красный петух", причем, как я знал в очень скорой перспективе. 
          А ведь уложения Российской империи допускали возможность дворянство ЗАСЛУЖИТЬ, причем как в военной, так и статской службе. Дед в своё время поведал, что царь прислал мне погоны с "рельсами" по причине того, что полковник автоматически и дворянином становился. И это уже для родоначальника отечественной авиации моветоном не являлось. Кстати, наш дедок-вояка, воспользовавшись предоставленным карт-бланшем, для авиации "сочинил" свой, отличный от других табель о рангах. Подведя при этом под своё своеволие весьма интересную теорию. Так как первые воздушные СУДА оказались ГИДРО-самолётами, то и формирования в авиации должны морские термины носить. А то в последствии эскадрильи появились, а эскадры нет. Но ведь термин ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ всё равно прижился. Ну и в комплекте, тогда уж под шумок можно и звания советской армии ввести, как бы из флота "лейтенантов" выкрав. Добавив к ним "авиации" (а не инфантерии, к примеру). Три звезды при двух просветах, означали звание "полковник авиации", а вот чистая "рельса" - недогенерал. Ибо для бригад и флотилий так же начальник нужен. В бригадиры меня не тянуло, и следуя заповедям уважаемого турецко-подданного пришлось мне обозваться "Командором". Претендуя как бы и на статую.

        Когда, наконец, и я увидеть Марию-Луизу смог, то сразу понял и заявил об этом, что поневоле замуж идти ей не придется. На наезды и нам ответить есть чем. Ведь подпалить какую-то жалкую сотню имений за одну ночку, и не оставить ни одного следа на земле, при наработанной то нами практике, дело плёвое. Но, поразмыслив, я всё же посоветовал барону частично требованию уступить - то есть продать имение, раз цена не дурна. О том, что вскоре здесь бардак начнётся, а через десяток лет на этих землях каток войны основательно порушит всё, говорить не стал. Но мне поверили. Деньги посоветовал в Ляодунь вложить, пока там дешевизна стоит, и клятвенно заверил, что место это больше войны не познает - щит, а вернее - зонтик, ему мы создаём на века. И ещё попросил я руку молодой баронессы. Вот так!   
        А ведь думал, что за заботами и суетой не женюсь никогда. Но есть, оказывается, такие женщины, от которых флюиды исходят, будто говорящие: « Делай, что должен, а за спину не бойся!". И напрасно в ТОМ мире лозунг "Церковь Кухня Дети" высмеивался. Докатились ведь в эмансипации до того, что бабами мужики стали - позволяя жене зарабатывать больше и потомство практически на беспризорничество обрекая.   
          Пришлось, правда, Марии-Луизе просто Марией стать, православие принимая. Но зато венчались мы в самой красивой церкви Российской империи, самим Рострелли в Митаве построенной. И фотографический снимок с изображением сего события газеты обошёл. Обламывая довольно внушительный мой бабский фан-клуб, и ещё больший неорганизованный отряд охотниц-индивидуалисток, ковательниц своего счастья конкретным местом.
     Медовый месяц в Курляндии  снял с души тот напряг, в котором почти два года пребывать приходилось, боясь опоздать к бойне. Слишком велик был груз ответственности. Но, справившись, даже сознание того, что не менее сотни тысяч жизней от смерти уберечь удалось, не расслабляло - уйти на войну можно, вернуться нет. И только любящее женское сердце потихоньку способно провести реабилитацию морального инвалида. На всю жизнь счастье ассоциироваться стало для меня с мелко моросящим осенним дождиком за стеклом, ровным пламенем берёзовых дров в камине, запахом антоновских яблок, разложенных на веранде, мягкой линией покатых плеч любимой.


Рецензии