Как научиться жить здесь и сейчас?
Но как научиться жить в настоящем моменте? Ответ довольно прост: через свои пять органов чувств. Когда мы начинаем осознавать свои внутренние ощущения, мир становится более ярким и насыщенным. Впитывая ежедневно сменяющуюся смесь ароматов, вкусов, звуков, образов и телесных ощущений, мы даже не подозреваем, какими мощными инструментами владеем! Оказывается, у каждого из нас есть сложнейшая система фотографирования окружающего мира, слуховой аппарат, способный воспринимать звуки в диапазоне 20-20,000 Герц, миллионы подкожных рецепторов, 5 тысяч вкусовых рецепторов, а также 400 рецепторов запаха. Вот так нас любит Жизнь! Вот так она хочет, чтобы мы ощутили её богатство!
Для того, чтобы прочувствовать это богатство, можно попробовать простое упражнение: посвятить 5 дней осознанному восприятию своих чувств – по одному дню на каждый сенсорный орган. Обращайте внимание на то, что конкретно вы видите, слышите, какие запахи и вкусы вас привлекают, какие прикосновения доставляют удовольствие. Начните путешествие во внутренний микрокосмос с каждодневных ощущений, которые остаются в памяти по совершенно непонятным причинам. Это упражнение также отлично развивает интуицию, так как в процессе вы учитесь полностью доверять своим ощущениям. А они вас никогда не обманут!
Я решила провести собственное расследование и записать, что именно меня захыватывает, доставляет радость и удовольствие. И вот какие я получила результаты.
1.Что видят мои глаза? Что фотографирует моя сложнейшая внутренняя система и как мой мозг обрабатывает эту информацию? Для меня это один из главных сенсорных органов. Как чудесно смотреть – без всякого анализа и оценки – на мягкую траву под ногами во время прогулки в парке, на распустившийся цветок или лениво раскинувшее ветви могучее дерево. Или гулять вдоль берега реки, наблюдать за утками, гусями и лебедями, жадно хватающими принесенный тобой хлеб. Я люблю природу в любом проявлении – заброшенный лес, ухоженный парк, бесконечная линия морского горизонта, или гордые, неприступные вершины гор. Я отдаю предпочтение летним пейзажам, когда природа просыпается и ликует, радуя глаз своим многоцветием – неважно, то ли это огромный сад в замке, то ли палисадник перед чьим-то домом, или просто дикий луг.
А еще я люблю бегущую трассу под колесами автомобиля или автобуса, и сменяющиеся пейзажи за окном. Я еду открывать новые места! Я люблю архитектуру городов, без всякой цели бродить по улицам и смотреть на здания, церкви и прилегающие к ним парки. Причем в любой стране, потому что они везде такие разные! Я люблю замки и дворцы, церкви и монастыри, где можно открывать для себя новые миры, погружаясь в них полностью и забывая обо всем на свете. Для меня это прикосновение к прошлому, когда на тебя смотрят старые молчаливые стены, ставшие свидетелями многих загадок, но не желающие поделиться ими.
Я люблю красивые лица людей, их улыбки и повадки. Я люблю людей с острым взглядом, который впивается в детали окружающего мира, пытаясь докопаться до самой сути. А еще я люблю харизматичных людей, независимо от того красивы они или нет - харизма делает их уже красивыми, уникальными и притягательными. От таких лиц ты не можешь оторваться, и хочется следить за каждым их поворотом головы, за каждым движением, улыбкой и реакцией. Такие люди чаще всего встречаются в кино или на сцене. Для меня это французские актеры Ален Делон, Жан Габен и Анни Жирардо, американцы Райан Гослинг, Эдвард Нортон, Николас Кейдж, Ричард Гир, Джулия Робертс и Джек Николсон, англичане Энтони Хоикинс, Шон Коннори и Ральф Файнс. В жизни конечно не встретишь личностей подобного масштаба, но я часто очаровываюсь и обычными людьми, выбирая себе друзей или возлюбленных (если конечно допустить, что мы их выбираем!). Я люблю красоту во всем! Я люблю красивую одежду и обувь – то ли это новые сезонные модели в магазине, то ли картинки в интернете. Особая любовь у меня к вязаным вещам, которые я регулярно пытаюсь воссоздать. Еще я люблю красивые интерьеры в квартирах и домах. Они могут быть современными или старинными. Главное, чтобы они были выполнены со вкусом, подобраны по стилю и цвету, и каждый предмет имел свое место и назначение. То ли это обычная чашка или ваза, то ли мягкий диван и шторы. И их мне тоже хочется воссоздать!
Еще я люблю читать – мои глаза быстро пробегают по строчкам, пытаясь ухватить интересную мысль и смысл написанного. Это моя ежедневная пища и зарядка для мозгов. Да, именно так. Ведь наши глаза – это источник удовлетворения многих потребностей. Для меня это потребность в прекрасном, поиск смыслов, удовлетворение любознательности, и, в конце концов, просто радость в чистом виде!
2. Следующий для меня по важности сенсорный инструмент – слуховой аппарат. Как здорово принимать разнообразные звуки без всякой блокировки, когда они свободно вливаются в сознание большой прекрасной симфонией. Я не всегда это осознаю, но имею шикарную возможность постоянно, изо дня в день, присутствовать и слушать непрекращающийся мьюзикл под названием «Музыка Жизни», написанный гениальным композитором свыше. Мои любимые ноты: заразительный смех внучки, мурлыкание кошки, тихое «Я тебя люблю!», произнесенное мужем перед сном. Голос другого человека, его тембр и переходы, вообще производят на нас завораживающее впечатление. В голосах мы чувствуем всю гамму чувств – от счастливого воркования до металла ненависти. Есть голоса притягательные и желанные, а есть ненавистные и неприятные. Как мы это определяем? Наверняка какой-то сложный механизм внутри нас неустанно работает над обработкой всех этих звуков, пытаясь придать им какую-то важность и значение.
Звуки преследуют нас всегда и везде. Особый шум природы - набегающие волны и жалобный крик чаек на берегу моря. Пение птиц в лесу, шуршание листьев под ногами во время ходьбы, и даже трепетный звук листьев на деревьях, вызванный порывом ветра. Или звук дождя, играющего, как опытный барабанщик, на любой поверхности – он бьет по крышам домов, по машинам и тротуарам, бомбардируя прохожих, открывающих зонтики или убегающих в укрытие. При этом природа пытается добавить еще больше трагических ноток в свою симфонию дождя - в виде грома и урагана. Это нас даже пугает, и мы прячемся под мягкие одеяла в своих маленьких норках.
Звуки города – совсем другая история. И тут мы становимся сами создателями. Звук заводящегося мотора автомобиля, готового унести на природы или в мир достопримечательностей. Звук ключа в дверном замке, когда ты входишь в свой теплый уютный дом, слышишь шипение чайника, предвещающего закипание воды: «Пить подано!» Знакомые звуки ворчащей стиральной машины, которая с ангельским терпением неустанно очищает нашу одежду. Не говоря уже о телефонных звонках, напоминающих о близких и друзьях, и клавишах компьютерной клавиатуры, которая как эхо спешит за мной, чтобы выразить мои мысли.
Звуки любимой музыки, проникающей в самую душу. И тут мне повезло – у меня идеальный слух. По этой причине я еще в школе была выбрана дирижером окрестра народных инструментов, который направил меня в музыкальную школу и предоставил возможность играть в оркестре. Музыка вошла в мою жизнь с детства самым естественным образом. Я слышала, как пела моя мама, за которой я неустанно повторяла, разучивала ее песенники, и пела всегда и везде - дома, на концертах в школе и институте, в деревне, куда нас посылали помогать колхозникам собирать урожай, на вечеринках у друзей, в парадном под гитару. Музыка всегда была для меня особым миром. Прослушивание бабин у подруги детства, затем кассеты, видео, МТВ клипы. Музыка всегда сопровождает меня, неважно на каком языке – русском, украинском, английском, французском, итальянском и даже японском. Музыка ассоциируется с определенными событиями и людьми, и с ее помощью можно восстановить забытые чувства. Музыка помогала в прошлом преодолевать боль и страдания, и даже вносить какой-то смысл в убогое существование. Она лечила и утешала, заставляя меня танцевать и жить дальше. Под нее я медитировала, полностью отдаваясь знакомому ритму и мелодии, как отдаются страстному любовнику.
Но я также люблю и ценю тишину, в которую все эти звуки молниеносно врываются, переворачивают все вверх дном, а затем так же неожиданно исчезают. Чтобы оставить меня наедине со своими мыслями, чувствами и впечатлениями…
3. Следующая сенсорная система – осязание с его миллионами подкожных рецепторов. Оказывается, они тоже жаждут реагировать на окружающий мир. Жизнь с любовью пытается ко мне прикоснуться, предоставляя изобилие предметов, каждый из которых имеет свою фактуру. Я люблю осязать все, как будто просто видеть и слышать становится недостаточным – нужно еще впиться руками, ногами и даже зубами, почувствовать вкус жизни целиком и полностью, буквально «на своей шкуре». Утром я люблю обнять ладонями чашку с водой и ощутить ее теплую гладкость, а затем в ванной почувствовать жесткость и вибрацию электрической щетки. Я люблю прикосновение горячей воды в душе, грубость массажной губки, махровость полотенца, прикосновение пальцев, втирающих в кожу крем, мягкость и податливость волос, шелковистость одежды. И в последующие часы дня – пластиковая структура такого дорогого сердцу компьютера, когда я ласкаю его клавиши.
Мои руки постоянно должны что-то делать, и дотянуться до всего, что только можно! Хвататься за бумагу и ножницы, что-то вырезать и фантазировать, создавая открытки и альбомы, приклеивать цветы и листики, а потом радовать людей своими маленькими «шедеврами». А как же без ниток и любимых спиц? Руки сами тянутся к ним без всякого принуждения, бесконечно вывязывая петли и ряды, в нетерпении увидеть воочию конечный результат, а затем почувствовать на себе мягкость и тепло готового изделия. А высшее наслаждение – забраться вечером под связанное мною толстое одеяло, с книжкой или планшетом в руках, и погрузиться в этот ничем не заменимый комфорт и равновесие.
4. А что происходит с моими 5 тысячами вкусовых рецепторов? В моем случае ничего особенного. Мне приходится им только посочувствовать, так как они не пользуются взаимной любовью со стороны моего организма. Нет, конечно, если бы можно было целый день кушать и пить, я бы с удовольствием проводила жизнь в дегустации, и наверняка не пролезала бы даже в широкую дверь! Но тут мне «повезло». Организм полностью отторгает все неполезное, что проявляется в виде аллергий, непереносимости продуктов и рефлюкса. Каждый раз, когда мои тысячи рецепторов умоляют меня на коленях дать им попробовать что-то вкусненькое, иммунные клетки становятся в позу и начинают буквально меня атаковать. Если бы они могли говорить, то наверняка отчитали бы меня по полной: «Это что еще такое? Как оно сюда попало без нашего разрешения? Так, объявляем аврал и выводим эту гадость как можно быстрее!» Так что тут похвастаться нечем, и моим вкусовым рецепторам приходится довольствоваться овсяной и гречневой кашей, картофельным пюре и паровой курицей. Напитки? Какие напитки? Вот тебе водичка, и радуйся жизни. Боюсь, с таким спартанским режимом моим вкусовым рецепторам скоро наступит полная хана, и они безвременно погибнут в неравной борьбе с иммунитетом. Ну ничего, не будем унывать, никто не отменял процесс замещения – зато другие ощущения разовьются с большей остротой.
Тем не менее, осталась память, которую трудно стереть даже моей упертой иммунной системе. Я все еще помню незабываемый вкус кофе и шоколада, колбаски салями и селедочки. А еще я любила вкус горького лимона, свежеразрезанного огурца или помидора, которые все-таки имели вкус в далеком прошлом. Какая ирония! В советские годы, когда я могла есть абсолютно все, это было совершенно недоступно, и приходилось довольствоваться базовым набором продуктов. Даже кукуруза в баночках, которую привозил мне отец из Москвы в виде подарка, казалась божественным продуктом, способным довести до оргазма. Не говоря уже о банальных бананах, икре и шпротах. Про кока-колу я вообще молчу. Ее мне тоже привез отец из Болгарии, когда мне было лет 18. И когда я впервые попробовала этот напиток в маленькой красивой бутылочке, он мне показался божественным. Еще мне особо запомнились ржаные лепешки, которые продавались только в одном магазине – в Елисеевском магазине в Москве. Мы с бабушкой частенько туда отправлялись за всякими вкусностями, когда навещали отца. Эти лепешки почему-то остались в моей памяти на всю жизнь, так как ничего более вкусного я до этого не ела.
5. Мой последний сенсорный инструмент – рецепторы запаха. Как и вкусовой, он используется мною менее всего. Да и рецепторов тут немного – всего 400! Да, это правда, что каждая вещь, растение и человек имеет свой неповторимый аромат. Но все ли запахи я вдыхаю с наслаждением? Тут у меня довольно короткий список (на 400 рецепторов уж точно не потянет). Нужно признаться, что я люблю только нежные, легкие запахи. Вдохнуть свежий воздух – первая реакция, когда я выхожу из дома и пытаюсь провентилировать легкие. Больше всего я люблю соленый запах моря – такое ощущение, что ты вдыхаешь чистое здоровье. Еще я люблю вдыхать запах распустившихся цветов где-нибудь в саду или во время прогулки по лугам. А как прекрасен запах сосен в лесу, тоже источающий чистое здоровье? И еще с детства я хорошо запомнила запахи деревни с ее коровьими лепешками, парным молоком и свежескошенной травой. Совсем по другому притягательны запахи города, идущие из кафе и ресторанов – ароматный кофе, жареные сосиски и лук. Легкий запах духов, исходящий от случайных прохожих. Или вот еще запах какао крема, который я наношу по утрам на кожу.
Вспоминайте почаще, что вы любите, и подумайте об изобилии, которое вы еще сможете полюбить. Ощутите жизнь здесь и сейчас!
Свидетельство о публикации №213012601856
Наталья Скорнякова 01.02.2018 11:40 Заявить о нарушении