12-1966 год. На праздничной волне

На фото (Нац. архив РБ): Фидель Кастро с членами советской делегации (П.Машеров – слева спиной)
на праздновании Дня 26 июля, площадь Революции, Гавана



Продолжение.
Начало документальной повести «Исторические встречи: Петр Машеров на Кубе. Фидель Кастро в Минске» здесь:


1-  http://www.proza.ru/2012/01/14/268
2-  http://www.proza.ru/2012/01/27/1186
3-  http://www.proza.ru/2012/02/08/1382
4-  http://www.proza.ru/2012/02/16/827
5-  http://www.proza.ru/2012/03/12/193
6-  http://www.proza.ru/2012/12/25/205
7-  http://www.proza.ru/2013/01/09/1795
8-  http://www.proza.ru/2013/01/09/1883
9-  http://www.proza.ru/2013/01/11/93
10- http://www.proza.ru/2013/01/13/2
11- http://www.proza.ru/2013/01/24/1952


               
                ДВА ПАРТИЗАНА


Нам неизвестны подробности беседы Машерова и Кастро во время их встречи, однако среди островков информации вдруг попадается короткая фраза-сообщение, проливающая свет на ситуацию, характер беседы и избавляющая от домыслов, предположений, догадок – этого тумана, скрывающего истину.

Из воспоминаний бывшего начальника охраны П.М.Машерова полковника КГБ В.Сазонкина: «…кубинцы не спешили начинать переговоры. Между тем время пребывания делегации в Гаване заканчивалось. Машеров очень и очень нервничал. И лишь в последний протокольный день встреча Машерова и Фиделя Кастро состоялась. Переговоры, длившиеся более пяти часов, были плодотворными» [1].

Несомненно, что два в прошлом партизанских вожака, за плечами каждого из которых были годы и годы борьбы в тылу, подполье, в россонских ли лесах, или в горах Сьерра-Маэстры со спартанским, суровым партизанским бытом, нашли общий язык, почувствовали в силу личных качеств взаимную симпатию друг к другу.

Как вспоминает Наталья Петровна, старшая дочь Петра Машерова, «у гутарках бацькi тэма вайны, памяцi пра гераiчнае мiнулае займала значнае месца» [2]. И кто знает, может, уже тогда у Фиделя, к тому времени наслышанного о героическом прошлом республики-партизанки (еще с сентября 1960 года от К.В.Киселева, тогдашнего министра иностранных дел БССР, во время их упомянутого выше знакомства в Нью-Йорке на XV сессии Генассамблеи ООН; правда, ученый-медик, а затем государственник Киселев не был партизаном), возникли интерес и желание в будущем обязательно побывать в нашем крае, партизанская биография которого так перекликалась с революционной историей Сьерра-Маэстры.   

Глубокому аналитику, проницательному психологу, политику с философским складом ума, открытому, но внутренне строгому и требовательному – прежде всего к себе, с чувством достоинства, не терпящему застоя мышления и инертности, с ярко выраженным творческим началом, окрашенным романтизмом, – иными словами, олицетворявшему «интеллектуальное достоинство партии» Петру Машерову не мог не импонировать мощный бунтарский дух воина, широко шагающего своей леворадикальной максималистской поступью к цели до победного конца, превращая вожделенную мечту о свободе в осязаемую реальность (Фидель Кастро: «Со мной случалось в море с барракудами, с акулами; если им противостоять, тогда у них срабатывает инстинкт самосохранения, который заставляет их отступить. Нет ничего хуже, чем повернуться спиной к врагу, потому что у него, как у зверей, срабатывает инстинкт преследования… Зверю нужно противостоять» [3]), этого живого сгустка энергии, силы и достоинства, интеллектуала, обаятельного и открытого, но аристократа духа.

АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА – вот то качество, которое помимо прочего (есть такое ощущение) объединяло эти две неординарные личности. И ядро этого аристократизма духа – чувство собственного, гражданского, национального достоинства как клетка достоинства народа, к которому принадлежишь (С.Микоян о Ф.Кастро: «Чувство собственного достоинства, недоступное пониманию многих, а потому толкуемое ими как ненормальность» [4]. А кубинское чувство достоинства, как известно, своими корнями уходит в этику Хосе Марти, великого вдохновителя солдата идей, лучше сказать, воина идей – Фиделя (Хосе Марти: «Я хочу, чтобы первым законом нашей республики стало уважение к человеческому достоинству»).

Продолжая мысль о восприятии этими двумя личностями друг друга, приведу фрагмент моей майской 2009 года беседы с Омаром Сеноном Медина Кинтеро (в 2006 – 2009 гг. Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба в Республике Беларусь) о встрече двух лидеров в 1972 году, вот слова кубинского посла: «Фидель – это человек, который очень чутко распознает друга. Так происходило и позже, когда он впервые встретился с Уго Чавесом, например. Я думаю, это только его инстинкт политика, историческое чутье позволяют ему очень легко определять суть человека. Наверное, то же происходило во время тех встреч с Машеровым…».   
 
Очевидно, что в этих июльских встречах 1966 года и нужно искать ответ на вопрос, почему Фидель в свой приезд в 1972 году в Советский Союз попросил предусмотреть в программе его пребывания посещение Минска: «Хочу встретиться с моим другом Петром Ма-че-ро-вым». Но это будет в другом июле – шесть лет спустя…



                В МАГИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ФИДЕЛЯ-ОРАТОРА 


Куба праздновала День 26 июля, 13-ю годовщину героического штурма группой Фиделя Кастро казарм Монкада в Сантьяго-де-Куба. Праздник начался еще 25-го вечером. А 26-го в пять часов утра 26 артиллерийских залпов разбудили Гавану, поздравив с наступившей годовщиной героических событий 1953 года. Вечером выплеснувшись на стадион многотысячной красочной толпой, праздник к пяти часам переместился в сердце Гаваны – на площадь Революции имени Хосе Марти. До революции бывшая Гражданская площадь (plaza Civica) с недостроенными зданиями была заброшена, после революции – стала местом знаменательных событий: на ней принимались Первая и Вторая гаванские декларации, проходят военные парады, проводятся митинги, принимаются делегации. 26 июля 1966 года на почетных трибунах главной площади страны, у памятника Хосе Марти, чья 18-метровая мраморная фигура будто охраняет площадь, собрались руководители партии и правительства Кубы, иностранные гости, среди которых была и наша советская делегация. Состоялся массовый митинг, волнующееся море людей, взявшихся за руки, – они поют, и этот хор голосов волнами накрывает площадь, над ней торжественно плывет, поднимаясь ввысь, бодрая мелодия «Интернационала». Затем с речью выступил Фидель Кастро.

Прочитав в старой газете простое сообщение "С речью выступил Фидель Кастро", я поймала себя на мысли: сознают ли сами кубинцы в полной мере, кого подарила им история? Когда-то читая книгу «Они слушали Ленина» [5], я с благоговением впитывала воспоминания его современников, их живые впечатления от выступлений этого великого практика революции и блестящего оратора. Сейчас думаю: как же прошло мимо меня то, что, будучи современницей выдающейся личности нашего времени – Фиделя Кастро, я не слышала и уже никогда не услышу его живого высокого накала голоса, чеканных электрических фраз, произносимых без бумажки («Его посвященность слову почти что магическая» – Г.Г.Маркес).
               
                На таком же подъеме,
                Таким языком
                Разговаривал некогда
                Наш Совнарком. (Я.Смеляков, «Речь Фиделя Кастро в Нью-Йорке»)
 
…Не увижу этих сверкающих глаз – прожигающего насквозь искрометного взгляда, эмоциональных жестов красивых рук с указующим длинным перстом, пронизывающим пространство-время далеко за горизонт наших сознаний, точно луч лазера; не почувствую вживую этого горячего сплава убежденной светлой силы, энергии (Фидель Кастро: «Энергия рождается из убеждений») и непримиримой твердости духа…

Я была лишена этого. А ведь своими многочасовыми речами (доклад Фиделя Кастро на I съезде Компартии Кубы в декабре 1975 года длился 11 часов) он политически воспитывал массы десятилетиями, с первых лет после победы революции используя также и телевидение как наиболее эффективное средство общения со всем народом.

Фиделевский метод взят на вооружение и его «сыном» Уго Чавесом («Фидель оказал мне честь – спасибо, мой команданте, – считать меня своим сыном, и я таковым себя и ощущаю. Это огромная честь, которую я надеюсь заслужить» [6]) – архитектором социализма XXI века, истоки которого лежат в бесценном опыте Кубинской революции. Традиционной стала еженедельная – воскресная по утрам – многочасовая, с телемостами в прямом эфире, отметившая в 2009 году 10-летие телепередача Alo, presidente («Алло, Президент»), которая является не только действенным средством взаимосвязи Чавеса с народом, но и университетом политического воспитания для сограждан.

Один мой знакомый, будучи на Кубе в 80-х и имея счастье однажды видеть и слышать на площади Революции выступление Фиделя Кастро, к тому времени перешагнувшего 60-летний порог, вспоминал это как необычайное зрелище: вся площадь, и он в том числе, была в магической власти оратора; этот магнетизм на расстоянии, усиленный гибко меняющимся сравнительно высокого тембра голосом, подкрепляющими слова жестами, необыкновенной убежденностью в правоте того, о чем говорил, исходившей от всего его существа, завораживали до звонкой тишины вокруг. И ему, не знавшему испанского, удивительным образом было понятно, о чем говорил Фидель.

Подобные впечатления очевидцев давно и много раз описаны в литературе, например Микоянами – отцом и сыном, Александром Алексеевым – послом СССР на Кубе (1962 – 1968 гг.), Ярославом Смеляковым, Николаем Леоновым, Гербертом Мэтьюзом, Габриэлем Гарсиа Маркесом, Пабло Нерудой, Игнасио Рамоне, Иваном Мельниковым (Первым зампредседателя Госдумы России, первым зампредседателя ЦК КПРФ)… А слово белоруса Виктора Ковалкина – в начале 60-х молодого специалиста сельского хозяйства, проработавшего тогда на Кубе 13 месяцев и написавшего затем книгу, – иллюстрирует глубокую связь Фиделя с народом:

«Минутная стрелка часов сделала полный круг, и площадь заскандировала:

– Отдохни, Фидель! Отдохни, Фидель!

Фидель сделал небольшой перерыв, побеседовал о чем-то с Гагариным (описано выступление Фиделя Кастро на митинге по случаю приезда на Кубу Юрия Гагарина в июле 1961-го. – Е.Л.) и потом снова говорил. И никто не уставал его слушать.
Через час кубинцы снова попросили:

– Отдохни, Фидель!

Капельки пота сверкали на мужественном лице Фиделя, а голос звенел над площадью все так же гордо и страстно» [7].

Мне подумалось: если у великого кубинца и были талисманы-обереги, то волшебникам облегчала работу любовь миллионов кубинцев к своему Фиделю, именно она отводила от него пули и заставляла дрогнуть руку, несущую смерть, – именно эта сила народной любви превращалась в великий оберег, усиливая и осуществляя направленную защитную мощь космоса. 

Итак, большая и содержательная поездка по солнечному революционному Острову подходила к концу. 29 июля, еще продолжая знакомство с жизнью страны, советские гости разделились на две группы: одна посетила Кубинский институт дружбы народов, другая – Гаванскую партийную школу, один из главных центров подготовки партийных кадров страны, где также состоялась  встреча и беседа с преподавателями и учащимися, а руководитель школы Рауль Бенке рассказал гостям о системе партийного образования на Кубе.

Такие школы революционной подготовки в свое время сыграли большую роль в преодолении антикоммунизма (которым до революции десятилетия было протравлено всё общество на Кубе, как, впрочем, и в других странах Латинской Америки, зажатых в когтистый американский кулак) и в подготовке народного сознания к социалистическому после Плайя-Хирон этапу революции [8].

____________________________________________
Накануне главного сражения на Плайя-Хирон против наемников, на похоронах жертв американских бомбардировок аэродромов трех кубинских городов – Гаваны, Сан-Антонио-де-лос-Баньос, Сантьяго-де-Куба -- 16 апреля 1961 года Фидель Кастро впервые провозгласил социалистический характер Кубинской революции:

«Товарищи рабочие и крестьяне! Наша революция это социалистическая, демократическая революция обездоленных, совершенная обездоленными для обездоленных. За нее мы готовы отдать жизнь!» [9]

На лидере Кубинской революции лежала ответственность расставить все точки над i, чтобы накануне часа, когда решалась судьба революции, народ знал, под каким знаменем завтра он выступит в бой и за что придется погибнуть. Провозглашение социалистического характера кубинской революции поднимало на новую ступень политическое сознание масс, представляя каждому определиться, с кем он.
__________________________________________

В архиве имеется снимок, на котором за огромным столом в просторном кабинете с рядами книг у стены по периметру комнаты участники описываемой встречи заинтересованно ведут беседу: перед каждым блокнот с ручкой, Таисия Тихоплав увлеченно конспектирует.
Делового энтузиазма в тот день им хватило и на посещение сельскохозяйственного училища в предместье Гаваны…            


                Продолжение - http://www.proza.ru/2013/01/30/218


Рецензии
Фидель Кастро,человек с большой буквы,которым гордятся очень многие в мире,в том числе и я.
С уважением.

Юрий Симоненков   07.08.2015 21:10     Заявить о нарушении
И я горжусь тем, что являюсь его современником(-цей)!
http://www.proza.ru/2011/08/13/24

Спасибо!!

Елена Лях   08.08.2015 12:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.