Светлый талант. Часть I

               
                Добре, рабе благий и верный...
                вниди в радость Господа твоего
                Мф.25, 23

                               


Есть много определений таланта. В народе говорят обычно: «Это у него от Бога», - и в том немалый смысл. Близко по значению к таланту и понятие «одаренность». То есть человеку даровано свыше нечто такое, чего не дано другим;  или то самое хотя и  присутствует у прочих, но в гораздо меньших количествах и качестве. Иное дело способности, то есть склонности к чему-либо, к примеру: - к пению, рисованию, танцам, точным наукам и так далее. Про талант какой-то мудрый человек сказал: «Или он есть, или его нет, иных вариантов не существует». Но тщетны бывают усилия тех, кому не было дано свыше (от природы), пусть даже те несчастные и возомнили, что являются обладателями какого-либо великого таланта. Подобное желание, если оно выдается за действительное, иногда именуется в богословской науке «мнением» или даже «прелестью».  Человек прельщается, принимая ложь за истину, даже если лишь только завышает самооценку, - но и это может привести в конечном итоге к  гордыне, психическим нарушениям, вплоть до маний (величия или преследования).
Римский император Нерон, к примеру, был искренне убежден (не без помощи придворных холуев), что обладает божественным голосом, неподражаем в поэзии и актерском мастерстве… Последние слова его перед самоубийством были: «Какой великий артист погибает!» (лат. Qualis artifex pereo)...
  Таланты бывают светлые и темные (божественные и демонические). Борьба  добра и зла, светлого и темного, отражена и  в  качестве, а также в направленности талантов человеческих. Величайшие злодеи мировой истории нередко обладали талантами и даже гениальностью (высшей степени талантливости!). Но дарования их мы не можем назвать светлыми, ибо направлены они всегда не на созидание доброго и прекрасного, движущей силой их является не избыток любви и милосердия, но, напротив,  агрессия, черная стихия разрушения и ненависти…
Светлый талант. Он не всегда ярок снаружи и приметен (хотя и принято считать, что сам пробьёт себе дорогу, не взирая ни на какие преграды и препятствия). Бывают таланты публичные и сокровенные, востребованные и невостребованные, ко времени и не ко времени (опережающие своё время и не понятые современниками), а также вневременные (неподвластны времени образцы произведений Рафаэля и Баха, Пушкина и Достоевского, Шуберта и Чайковского, пение Шаляпина, Карузо, Марио Дель Монако. Их имена вписаны золотыми буквами на скрижалях вечности).
    Талантам во всем мире принято помогать, создавать им необходимые для жизни и творчества условия. Ведь настоящие таланты – достояние не только нации, но и всего человечества. К примеру, если бы не бескорыстная помощь баронессы Надежды фон Мекк, более 13 лет снабжавшей композитора большими суммами денег, а также покровительство Великого Князя Константина Романова, - мир, возможно, и не узнал бы о существовании Петра Ильича Чайковского, да и Чайковского бы не было, - талант маэстро без должных условий и возможностей просто бы не созрел. Также никогда не появились бы в печати некоторые стихи поэта Сергея Бехтеева, не вышел бы в свет один из его поэтических сборников, не приди вовремя на помощь его ангел-хранитель, «белая леди русской эмиграции» Екатерина Сергеевна Фишер, которая безвозмездно помогала также в своё время Ивану Ильину, Ивану Шмелеву и многим  иным русским изгнанником, имена которых знает один лишь Бог…
Чаще всего о талантах говорят в прошедшем времени. Мне же хотелось поведать о светлом таланте прекрасного человека, нашего современника, московского композитора, вокалиста и кинорежиссера Вячеслава Ивановича Моцардо. Поведать о нем без его согласия и даже каких-либо предварительных намеков о намерении написать данный очерк. Совершенно не знаю, как отнесется к данной заметке о нем герой моего повествования, но пишу совершенно искренне и готов отвечать за каждый факт, каждую фразу своего пространного повествования. Пишу по велению сердца и совести, и поверьте – это не громкие слова…
     Предыстория моего личного знакомства с Вячеславом Моцардо такова: весной  2012 года орловчанин Константин Борисович Грамматчиков-краевед и известный общественный деятель - пригласил меня в качестве члена жюри на традиционный Х Свято-Георгиевский  фестиваль  молодежной песни, который прошел в Орле 5 и 6 мая. Дополнительно к фестивалю были приурочены ряд творческих встреч, посвященных памяти уроженца Орловской губернии поэта Сергея Бехтеева, творчеством которого я занимаюсь в течение долгих лет. Вот на этом-то прекрасном и красочном мероприятии,  плавно перешедшим на следующий день в пышный городской праздник с крестным ходом, костюмированными представлениями и даже речной регатой, - состоялось моё знакомство с Вячеславом Ивановичем Моцардо, также приглашенному в жюри фестиваля. Мы проживали с ним в одной гостинице и даже провели одну совместную творческую встречу в местном камерном театре, где Моцардо демонстрировал свой фильм о Великом Князе Константине Романове. И хотя фильм был показан не полностью, а лишь фрагментарно,  - впечатление осталось от просмотра очень хорошее. На гала - концерте фестиваля попросили что-нибудь исполнить членов жюри. Фактически экспромтом я аккомпанировал тогда Моцардо, исполнившему романс Фомина «Только раз». Затем он спел на бис ещё и украинскую песню «Мисяц на неби…». Пение его было восхитительным. Зал слушал певца, затаив дыхание. Певческий талант Моцардо поразил тогда многих. Существует понятие "любовь с первого взгляда". В отношение его таланта - это произошло со мной фактически мгновенно. Вернувшись домой, я наткнулся в интернете на видеозаписи сольных концертов Вячеслава Моцардо. Впечатление было необыкновенно большим, если не сказать даже потрясающим. Мои любимые произведения («Отцвели уж давно хризантемы в саду», «Очи черные», «На заре ты её не буди», "Ридна мати моя") были исполнены настолько превосходно, что хотелось их слушать вновь и вновь. Благодаря Моцардо,  открыл я для себя и два малознакомых мне романса: «Твои глаза зелёные» и « Взгляд твоих дивных очей» (эта музыка и сейчас звучит у меня в кабинете, под неё пишу я эти строки). Буквально потрясло меня  произведение « Прощание с Петербургом» на музыку Михаила Глинки, слова Т. Полежаевой (отрывок из фильма Моцардо « Великий князь Константин Романов»).
Как литератора-исследователя, меня стала интересовать биография Вячеслава Ивановича, вехи его жизненного пути. Интерес этот не был продиктован каким-либо житейским любопытством, но лишь желанием более подробно узнать о нем, об этапах его творчества, попытаться постичь истоки вдохновения и становления того светлого и настоящего таланта. На сайте Международного Культурного Центра Слава, который возглавляет  Вячеслав Моцардо, имеется колонка текста, написанная народным артистом России Юрием Яковлевым. С небольшими сокращениями процитирую её, дабы не перекладывать своими словами и не исказить мысли и слова человека, гораздо лучше меня знающего Вячеслава Моцардо: «… Хочу рассказать о близком мне человеке и друге – Вячеславе Ивановиче Моцардо. 
Его редкая и сразу запоминающаяся фамилия произошла от творческого псевдонима  деда и указывает на то, что в своей семье он не первый человек в искусстве. Принадлежит он к старинному роду дворян Тетеревниковых  г. Орска Оренбургской губернии. Традиции рода, дух русского дворянства хранила его прабабушка, Мария Алексеевна Тетеревникова,  которая и воспитала Вячеслава.  Она прививала ему чувства милосердия и сострадания, уважение к старшим, любовь к природе и Родине, умение отстаивать свои убеждения и не бросать дела, не завершив их. И в то же время – мягкость, сочувствие, обаяние, преданность друзьям.
Уже тогда  в юношеском возрасте проявились самые разнообразные способности: красивый вокальный голос, организаторский талант, любовь к кино и искусству фотографии, путешествиям, сочинению музыки, интерес к истории, так что пришлось размышлять и решать – каким путём идти по жизни. Вячеслав выбрал путь творца. В детстве и юности он пел в хоре мальчиков  и занимался музыкой. С 15 лет работал на Киевской киностудии им. Довженко. Потом  успешно прошел военную службу, поступал во ВГИК на курс С.Бондарчука, который дал совет серьезно заняться вокалом:- «Так как актеров много, а людей с таким голосом – мало». По его совету поступил в Государственное музыкальное училище  им.  Гнесиных, которое закончил  по классу вокала и  был распределён в военный ансамбль войск ПВО ведущим солистом-вокалистом, много гастролировал по военным округам. Вячеслав начал сольную карьеру и был  приглашен в Мосэстраду солистом.  Он выступал с концертами во многих городах, выступал на радио и телевидении, благодаря мощному голосу и романтическому репертуару его популярность набирала обороты.  В его программу вошли классические и городские  романсы, народные песни и произведения современных композиторов, с оркестром   записал шесть вокальных и три музыкальных дисков. Стал одним из инициаторов создания общественной организации Международный культурный центр «Слава», где был избран руководителем.
Казалось бы, карьера была сделана, оставалось лишь идти проторённым путём, каким идут многие певцы – дают концерты, ездят на гастроли, записывают диски, неплохо зарабатывают, не задумываясь ни о чём, кроме своей популярности и личного благополучия, получают звания и ордена, но когда они уходят со сцены,  их забывают. Но талант – это постоянное творчество, это вечная жажда поиска прекрасного.
Серьёзное отношение к истории дало возможность  раскрыть у Вячеслава  Моцардо новую грань таланта: им собраны и  изданы  три исторических фотоальбома, как режиссер и сценарист снял художественно-документальные  фильмы о великих князьях. Стал автором проекта 9 биографических альбомов – «Фотолетописей» о выдающихся деятелях  культуры и искусства  современности. Вячеслав в своем исполнении записал цикл стихов «Сокровища русской поэзии» с сопровождением музыкальных шедевров мировой классики. Его волновала проблема окружающей среды, он впервые в России стал инициатором и организатором крупномасштабного Всемирного  благотворительного фестиваля искусств  под девизом «Искусство за здоровье детей в здоровом мире», культурного мероприятия экологического направления, собрал материалы к экологической фотовыставке «Не оставьте нас без будущего»,   а также разработал почетный орден «За достижения в области экологии» и его устав. Организовывал и был режиссером мероприятий, посвященных великим датам российской истории, собрал историческую фотовыставку «Забытые образы эпохи», которая с успехом выставлялась во многих городах России.
Если собрать воедино все, что он создал, и то покажется, что это деятельность не одного человека. Как хватает сил и времени? Какой секрет знает Вячеслав Моцардо? Очень простой – любить свою страну, свою культуру, и  эту любовь  дарить людям.
Обширная общественная деятельность не позволяет часто организовывать его вокальные и музыкальные концерты, но если они проходят, то всегда с триумфом,   как в России, так и в других странах.
Вячеслав  полон новых замыслов. Его не интересуют высокие гонорары, не волнует личная популярность, ему хотелось бы, чтобы русский народ почитал свою великую  историю, а он, создатель альбомов и фильмов, готов остаться в тени и скромно наблюдать, как пользуются люди его творениями.
И ещё – он просто хороший человек и верный друг, всегда готовый прийти на помощь. Не забывает никого из тех, с кем ему ранее довелось работать,  всегда  ценит помощь и на всю жизнь остаётся верен тем, кто поддержал его в трудную минуту.
Вячеслав - прирожденный лидер, мужественный человек, не боится ни бюрократических препонов, ни житейских трудностей, честен, абсолютно неспособен к трусости и предательству, презирает ложь, правдолюбец, жизнелюб, бескорыстный и преданный друг, заботится о близких, незлопамятный, имеет чувство юмора, всегда готов делиться своим творчеством и знаниями с молодежью. Ибо награда ему – результат, законченный труд, который останется надолго… может быть, навсегда. В людях  он ценит порядочность, верность и юмор. Он не прожигает жизнь, а использует свои силы и своё время только для плодотворной работы, но при этом не поступается своими убеждениями, а говорит, когда надо бы промолчать, не хочет быть флюгером, покорным слишком часто меняющимся ветрам моды и выгоды, ни перед кем не пресмыкается, не ждет похвалы «сверху».
Мы часто встречаемся с Вячеславом – и по работе, и просто как с близким другом, и потому, мне кажется, я хорошо его знаю.
Иногда я думаю, если бы  этот человек жил в другой стране, и вёл такую бурную деятельность, наверняка он был бы знаменит и вознаграждён.
 Вячеслав живёт по принципу – кому много дано, с того много и спросится. Для современного обывателя существует другое понятие - «каждый сам за себя». Он старается видеть в людях чистые помыслы созидания. Быть нужным стране и народу, а результат его работы впоследствии оценят люди».
Народный артист СССР Юрий Яковлев.
   Можно ли сказать и написать лучше? Не знаю. Может быть, и можно. Но лучше и не хочется.
Кстати, в состав МКЦ «СЛАВА» кроме Юрия Яковлева входили народные артисты СССР Вячеслав Тихонов, Василий Лановой, Клара Лучко, Михаил Пуговкин - целая плеяда звезд советского кино мирового уровня! И тот факт, что руководство Центром было поручено Вячеславу Моцардо – говорит тоже сам за себя. Значит ему доверяют такие великие люди, верят и любят, на него возлагают свои надежды, которые он, конечно же, оправдывает. В том нет никаких оснований сомневаться, ведь светлый талант - и во тьме светел, и мгла не закроет его!      

 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.