Некоторые мои верлибры

       Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому  стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.
                А.С.Пушкин

     Верлибр (Материал из Википедии) (фр. vers libre) — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в европейской, в частности — англоязычной, поэзии XX века. Это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфики.
      Вопреки распространённому мнению, свободное стихосложение не является новейшим изобретением, имея, наравне с рифмометрическим, корни в дописьменном поэтическом творчестве, эпосе, исторических песнях, хотя и не является прямым продолжением дописьменных традиций. Тем не менее, для многих национальных стихотворных традиций верлибр стал основным способом выражения поэтического авангарда. Современный верлибр многим обязан поэтам XIX века: Фридриху Гёльдерлину, Уолту Уитмену, Стивену Крейну, Артюру Рембо, Жюлю Лафоргу и др. В начале XX века он был избран в качестве основного метода многими англоязычными поэтами, в частности, представителями имажизма. Первым термин «верлибр» использовал Ричард Олдингтон в предисловии к антологии имажизма (1915). Он писал: Мы не настаиваем на том, что верлибр — единственный метод написания поэзии. Но мы отстаиваем право и свободу поэтов писать таким образом.
      Томас Элиот писал: Автор верлибра свободен во всём, если не считать необходимости создавать хорошие стихи. Владимир Бурич писал о свободном стихе: В противоположность конвенциональным стихам (то есть стихам, имеющим такие обязательные признаки, как метр и рифма или хотя бы один из них), которые стихами записываются для выделения метрического ряда и удобства отыскания рифмы глазами, свободные стихи записываются стихами для выявления оттенков интонации, смысла, для подтверждения или обмана читательского ожидания (существует такой психологический феномен). С точки зрения эстетической конвенциональные стихи являются конкретным выражением категории искусственности (не следует вкладывать в это слово негативный смысл), а свободные стихи — эстетической категории естественности.
      В 1991 году решением президента «Ассоциации русского верлибра» (распавшейся в 1995 году) Карена Джангирова день 22 марта объявлен Днем Верлибра.

  Среди моих стихов есть несколько видов верлибра. В стихотворениии

       Я не плачу, родной

              Нет, я не плачу... рыдает какая-то птица...
                Вика Дашкова

Я не плачу, родной. Это ветер,
это ветер качает деревья,
и деревья скрипят от натуги,
как бы им на ветру не сломаться.

Я не плачу, мой милый, не плачу…
Это птица какая-то стонет
о погибшей подруге иль друге.
Это птица, наверно, рыдает.

Что-то холодно, зябко здесь стало.
Ветер-злюка качает деревья.
Раскричались встревоженно птицы.
Я не плачу, но мне очень грустно.

Протяни, дорогой, свои руки,
обними, приласкай, мой любимый.
По тропинке лесной мы, обнявшись,
побредём, позабыв всё на свете.

Видишь, милый, я больше не плачу.

14 июля 2010 г.

по сравнению с традиционными стихами отсутствует только рифмы. В остальном это обычный анапест. В остальных приводимых ниже стихотворениях ритмика довольно свободная, хотя она, конечно, есть!

      Летние стихи

Бывает так:
нахлынет ощущенье
Полнейшего, безоблачного счастья.
Нахлынет просто так,
без видимой причины.
На улице
в неоновой толпе,
В лесу
среди желтеющих берез и кленов,
На пляже,
где ребята под гитару
Поют негромко о седом Днепре.
Тебя охватит вдруг
осознанная радость
Того,
что ты живешь и дышишь,
И видишь небо,
 солнце,
И чувствуешь тепло крови,
пульсирующей в теле.
И ты почти впадешь в экстаз
От безыскусной ласки ветра,
Воды
и белого горячего песка.
И перед этим ощущением простора
И совершенства окружающего мира
Вдруг мелки и смешны
Твои предстанут неудачи и обиды.
И ты захочешь без конца смотреть
на это небо,
И чтобы не кончались
этот ветер
И эта песня
о седом Днепре.

Киев, 29 августа 1972 г.
 
      Туман над озером

Туман над озером.
Застыло
в молчанье зеркало воды.
Лишь изредка
всплеснёт рыбёшка,
напуганная щукой в глубине.
Молчит природа,
набираясь сил
для дня грядущего,
свершений новых.
События прошедшие
в уме перебирая,
отбросив мусор лишний,всё
на полочки кладёт.
Покой предутренний,
вот только птица
порою крикнет вдалеке.
От города вдали
застыли мысли
о всякой повседневной ерунде.
Покой в душе!
Как дорого он стоит
для грешных
суетливых
жителей планеты.
Туман над озером.
Застыло
в молчанье зеркало воды.

13 марта 2010 г.

      Летний этюд

Дождь прекратился. Солнце
из опустевших туч
на цыпочках крадётся потихоньку на свободу.
Повсюду на дорогах черви,
блаженствуя,
вольготно разлеглись.
Унылый бородач,
насквозь промокший,
ботинками зачерпывая воду,
как бы не видя пред собою ничего
и никого  и, не заметив окончания дождя,
свой путь бесцельный продолжает.
Разувшись, детвора
по лужам шлёпает в восторге.
Закрыв зонты, народ засеменил
по всяким нуждам каждодневным.
Помытый мир с одежды
стряхивает воду, и, солнцу радуясь
и жизни, готов той жизнью
снова наслаждаться.

17 мая 2010 г.

      Последняя встреча

Был летний день
до безобразия обычный,
не предвещавший совершенно ничего
того, что отличало бы его
от вереницы дней,
мелькавших друг за другом.
Светило cолнце, и народ
неспешно по Проспекту шлялся.
В кафе детишки кушали пломбиры,
а кто постарше - смаковали кофе
с воронежским пироженым вкуснейшим.
И вдруг среди других прохожих
увидел я ТЕБЯ.
Ты шла в знакомом сером платье
обычной лёгкою походкой,
возможно даже, напрочь обо мне забыв.
Перехватило горло у меня,
и я остолбенелый смотрел,
как ты всё шла и шла.
И жизнь твоя, наверно, продолжалась
так, будто не было
всех наших прошлых встреч,
свиданий и разрывов...
А cолнце, знай себе,
светило и светило...
Народ воронежский всё также двигался
по сторонам Проспекта
в своих заботах и делах обычных.
И в мире том, бестрепетно холодном
следа уж, видно, вовсе не осталось
от той ушедшей в Никуда любви...

2 января 2013 г.

    Когда люблю...

Когда  люблю,
то  мир вокруг
объят любовью.
Вот я в саду
нежнейший аромат цветов вдыхаю,
и кажется, что это ты,
любимая, со мной,
и я одной тобою
переполнен и дышу.

Когда в стогу лежу,
и надо мной, как комья ваты, облака
неслышно в небе голубом
чредой нестройной проплывают мимо,
опять твои черты
мне в облаках тех мнятся,
прикосновенья рук твоих
я на себе как-будто ощущаю.

Когда река
вся в бликах солнечных играет,
ведь это ты,любимая,
опять со мной,
и твой нетленный свет
разлит в реке
и в воздухе твоё дыханье
и твоё тепло.

Когда я в поезде и за окном
мелькают реки и леса,
поля, озёра, полустанки,
чужие люди и строенья,
то еду я всегда к тебе,
куда бы я не ехал.
Лишь ты там впереди,
моя звезда,
центр притяженья и желаний!

24 декабря 2012 г.

     Ты мне опять приснилась

Белым снегом, белыми стихами
запуржило, закрутило, душу замело.
Снегом горечи и снегом сожалений
закидало память так, что те сугробы
ну никак сейчас не разгребёшь.
И опять ты почему-то мне приснилась
в платье подвенечном на исходе лета,
на исходе лета, на исходе счастья.
И в начале осени дождливой, и в начале
всех постигших дальше нас несчастий.
Ночь приснилась бесконечных выяснений,
бесполезных наших выяснений
отношений наших мутных.
Ночь приснилась,
вся в глазах заплаканных
с размазанною тушью,
в паклю спутанных
и в стороны разбросанных
белокурых прядях,
тех уже далёких прядях
золотых твоих волос.
Привкус тех ночей бессонных
на зубах хрустит,
отдаётся в сердце
неизжитой болью.

9 марта 2010 г.

P.S. Я сейчас ещё почитал справочники. На самом деле, если есть ударная ритмика, соответствующая ямбу, хорею, анапесту, но нет рифм, то это белый ямб, белый анапест... А в свободном стихе (верлибре) должны отсутствовать и рифмы, и строгая ударная ритмика.


Рецензии
Прилично! На этом фоне "крикливые галки"с " приходят-уходят" Вас просто дискредитируют!

Очень Добрый   03.07.2013 06:26     Заявить о нарушении
К Вашему сведению: Стихотворение "Ушла любовь как корабли уходят" на Стихи.ру получила 65 откликов и все положительные! Так что Ваши поэтические вкусы весьма индивидуальны.

Александр Абрамов 2   03.07.2013 08:31   Заявить о нарушении
не спорю....Христа тоже массово распинали....

Очень Добрый   04.07.2013 23:09   Заявить о нарушении
Толпы на улицах всё-таки несколько отличаются от авторов Прозы.ру и Стихи.ру.

Александр Абрамов 2   05.07.2013 12:26   Заявить о нарушении
не намного одна толпа отличается от другой...законы психологии,превращающие ее в (толпу) в стадо баранов еще никто не отменял,причем не зависимо от национальной принадлежности,обстоятельств и умения пользоваться клавиатурой...если не напряжет,посмотрите,какие восторги вызывают посредственные кумушки своим сочинительством (Вы им ,случайно,свои восторги не изливаете?Если изольете-будут Вам еще 66,67,68 положительных рецензий...рынок,знаете ли...Вы-им,они- Вам...)

Очень Добрый   05.07.2013 14:49   Заявить о нарушении
Все порядки на наших серверах я изучил досконально. Но всё же из сотен тысяч авторов хватает и вполне адекватных личностей, с которыми я более или менее регулярно общаюсь, стараясь по возможности с толпой не смешиваться.

Александр Абрамов 2   05.07.2013 14:59   Заявить о нарушении
Не спорю.Есть приличные люди и приличные авторы.Вот,Вы например,оставили впечатление очень приличного человека.

Очень Добрый   05.07.2013 15:26   Заявить о нарушении